СКВОЗЬ ЛЬДЫ АРКТИКИ — В БОЙ!

П. ВЕСЕЛОВ

14 октября 1942 года. Только начало светать. Мокрый снег, полосами туман, над морем нависают свинцовые тучи. Но даже обычная для Заполярья погода не нарушает атмосферу праздника. Эскадренный миноносец «Гремящий» под флагом командующего Северным флотом вице-адмирала А. Г. Головко встречает лидер «Баку» и эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный». На «Гремящем», заметив приближающиеся корабли, поднимают сигнал: «Поздравляю с благополучным окончанием похода».

В 9 ч 20 мин «Баку» и эсминцы отдают якоря в одной из бухт. Командующий флотом поднимается на борт лидера и поздравляет командование отряда и личный состав с прибытием на Северный флот.

Так закончился беспримерный переход экспедиции особого назначения — трех боевых кораблей Тихоокеанского флота — к берегам Мурмана. Суров и труден был этот поход. Немало испытаний выпало на долю его участников, но стойкость, мужество, высокое мастерство и сознание долга помогли морякам успешно провести корабли сквозь льды Арктики.

* * *

В мае 1942 года Наркомат Военно-Морского Флота принял решение перебросить несколько боевых кораблей с Дальнего Востока в поддержку Северному флоту.

Впервые в истории покорения Арктики нашим морякам предстояло совершить переход по Северному морскому пути в направлении с востока на запад. Во Владивостоке корабли спешно подготовили к походу — «одели» в специальную «шубу», чтобы предохранить борта от сжатия и ударов об лед, заменили быстроходные винты на ледовые. Тщательно изучили опыт предыдущих экспедиций: переход Северным морским путем с запада на восток в 1936 году эсминцев и в 1940 году подводной лодки Щ-423.

Начальником проводки судов был назначен известный полярник Герой Советского Союза капитан 2-го ранга М. П. Белоусов. Командиром отряда кораблей — капитан 1-го ранга В. Н. Обухов, участник перехода из Кронштадта во Владивосток в 1936 году. Ледовым капитаном стал известный всему миру В. И. Воронин, командир легендарного «Челюскина», участник проводки боевых кораблей Северным морским путем в 1936 и 1940 годах. Ледовую разведку должен был вести известный полярный летчик И. И. Черевичный.

...15 июля 1942 года. Короткий митинг, минуты прощания. Корабли ложатся в кильватер и берут курс к острову Аскольд. При проходе Первого Курильского пролива — боевая тревога: на горизонте маячат корабли японского военного флота. «Баку» и эсминцы в полной боевой готовности проходят пролив. Вскоре короткая стоянка в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского, дозаправка горючим и далее семидневный переход по бушующему океану в бухту Провидения на Чукотке.

Здесь отряд ожидали транспорты и ледокол «Микоян», которые присоединились к экспедиции. 14 августа начальник проводки М. П. Белоусов отдал приказание двигаться дальше.

С каждой пройденной милей приближалась известная своим коварством Арктика. Уже на следующий день в Чукотском море кораблям пришлось встретиться с первыми льдами, а затем ледовая обстановка стала очень сложной. Проход из Чукотского в Восточно-Сибирское море вблизи острова Врангеля преградил тяжелый многометровый лед. Двигаться дальше стало невозможно: ветер прижимал льды к берегу. Ледокол залезал на лед, но раздавить, расколоть его не мог и, обессиленный, скатывался обратно. Чтобы спасти корабли, продержаться до благоприятного ветра, решили автогеном и паром резать лед у бортов судов.

Плавучую базу — транспорт «Волгу» — затерло ледяным полем и отнесло в сторону. Сообщение с ней прекратилось. Стал ощущаться недостаток в хлебе и пресной воде. К счастью, на кораблях был запас галет. Днем, когда на льду подтаивая снег, на борт перекачивали образовавшуюся воду.

Через несколько дней к каравану пробился ледокол «И. Сталин». Лишь после этого удалось проложить путь к чистой воде. Корабли медленно, со скоростью 5-6 узлов, продолжали двигаться на запад.

Летчик И. И. Черевичный выжимал из своего гидросамолета все возможное, делая бесчисленные разведывательные рейсы и указывая судам проходы во льдах. Почти не спал ледовый капитан В. И. Воронин. С биноклем, на формарсе он неустанно искал разводья, опытным глазом оценивал толщину и прочность ледяных полей.

В бухте Колючинской корабли приняли на борт запас топлива и продовольствия и продолжили плавание. Но вскоре экспедиция снова попала в тяжелый лед и длительное время не могла выбраться из ловушки.

Сильный ветер начал подвижку льда. С ним боролись всеми средствами: подрывали глубинными бомбами, окалывали от корпусов пешнями, заводили ледовые якоря. Но положение оставалось угрожающим... Участник перехода, ныне контр-адмирал Н. И. Трухин записал тогда в дневнике: «Движемся ли мы вперед? Кажется, крутимся на месте. Корабль дышит тяжело, как живой. Если нас прижмет к сплошному ледяному полю, то окажемся в плену у льдов».

Наконец ветер изменил направление. Стали образовываться разводья. Плавание продолжалось. На подходе к Тикси командование экспедиции получило радиограмму из Главного штаба ВМФ, в которой сообщалось о прорыве в арктические воды немецкого рейдера. «Баку» и эсминцы немедленно перешли на повышенную боевую готовность. Число тревог и учений резко возросло. Приходилось учитывать, что соотношение сил далеко не в нашу пользу.

На Диксон экспедиция прибыла через несколько дней после того, как немецкий рейдер «Адмирал Шеер» обстрелял порт острова. Зона льдов осталась позади, и на боевые корабли вновь поставили быстроходные винты. А транспорты и ледокол, входившие в состав экспедиции, закончили на Диксоне свой путь.

Переход до Кольского залива прошел благополучно. Позади осталось свыше 7 тыс. миль, и через несколько дней командующий Северным флотом получил рапорт об успешном выполнении правительственного задания.

Отдых моряков, совершивших многотрудный переход с Тихого океана, был коротким... 29 октября 1942 года командующий 14-й армией Карельского фронта обратился в штаб Северного флота с просьбой уничтожить фашистские батареи и огневые точки, мешавшие наступлению наших войск. Для выполнения задания были выделены лидер «Баку» и эсминец «Разумный».

Приблизившись к вражескому берегу, корабли открыли беглый огонь. Гитлеровская артиллерия пыталась отвечать, но под градом мощных снарядов быстро умолкла. Уничтожив две батареи и несколько дотов, корабли благополучно вернулись домой. Через несколько часов после огневого налета наши радисты перехватили радиограмму штаба фашистского флота на Севере: «У русских появились новые корабли, обладающие сильной артиллерией. При встрече необходима осторожность». Так закончился первый боевой поход «Баку».

...В ночь на 26 октября 1944 года «Баку» и эсминцы «Гремящий», «Разумный» и «Разъяренный» получили задание выйти в район Варде-Тана Фиорда, произвести поиск кораблей противника, обстрелять порт Варде и уничтожить скопившиеся в нем вражеские суда.

В 0 ч 15 мин корабли вышли на траверз Варде и начали поиск конвоя противника. Немцы укрывались в глубоких извилистых фиордах. Отряд то приближался к самому берегу, то отходил в море. На широте мыса Барлевог корабли легли на обратный курс и подошли к Варде с севера, откуда фашисты их не ждали. В порту ярко горели огни, спешно грузились суда, чтобы на рассвете уйти в море — спасти остатки разбитых дивизий.

Как только «Баку» подошел на боевую дистанцию, командующий отрядом контр-адмирал В. А. Фокин приказал дать сигнал красным ратьером. Это был знак начала обстрела. Комендоры лидера открыли шквальный огонь по причалам в северной части порта Варде. Заговорили орудия эсминцев. Через несколько минут берег ослепительно пылал.

Очевидцы — норвежские рыбаки потом рассказывали: первые же снаряды разнесли в щепки причальные сооружения, уничтожили стоящий у пирса транспорт вместе с сотнями фашистских егерей — «героев Крита и Нарвика».

Удар лидера и эсминцев с моря был настолько дерзким и неожиданным, что фашисты приняли его за налет авиации. Они открыли сильный зенитный огонь. Только позже, когда наши корабли начали отходить, гитлеровцы сообразили, что бомбардировка идет не с воздуха, а с моря. Открыли стрельбу немецкие береговые батареи крупного калибра. Четыре осветительных снаряда повисли в небе, и темные силуэты кораблей четко обрисовались на воде.

Немцы сосредоточили основной огонь на флагманском корабле — лидере «Баку». Снаряды падали у самого борта, осколки стучали по корпусу и надстройкам.

В 7 ч 1В мин сигнальщик «Баку» крикнул:

— Пять миноносцев противника на норде!

Лидер и эсминцы оказались как бы в коридоре между береговыми батареями и эсминцами врага. Но гитлеровцы не решились принять бой и вскоре скрылись за горизонтом...

Более 40 тысяч грозовых миль прошел лидер «Баку» за годы Великой Отечественной войны, отконвоировал свыше 170 транспортов, нанес большой урон гитлеровцам.

Во всех боевых походах моряки корабля демонстрировали бесстрашие, стойкость, высокое воинское мастерство. В марте 1945 года за боевые заслуги перед Родиной лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.



Чертежи модели лидера эскадренных миноносцев «Баку» разработаны капитаном 2-го ранга В. Науменковым по материалам корабельного фонда Центрального ордена Красной Звезды Военно-морского музея СССР (Ленинград).

Основные проекции корабля — бок и план даны в масштабе 1 : 200, деталировка и теоретический чертеж — в масштабе 1:100. Отдельные элементы оборудования: компасы, дальномеры, швартовные устройства и т. п. — аналогичны ранее опубликованным в «М-К».



Условные обозначения: А — автоматическая зенитная установка, БМ — бомбомет глубинных бомб, В — вьюшка для тросов, ВУ — вентиляционное устройство, Д — дальномер, 3 — запасной инструмент и принадлежность, Л — люк, К — кранец первых выстрелов, КП — компас. МТ — машинный телеграф, ПР — пожарный рукав, ПУ — прибор управления стрельбой, Т — трап, ШТ — штурвал.









Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №7, 8
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100