«Баунти» мятежный

Л. ВАСИЛЕВСКИЙ

Среди старинных морских хроник XVIII века с их захватывающими эпизодами, удивительными и нередко драматическими приключениями происшествие с английским военным кораблем «Баунти» занимает особое место.

Мятеж на «Баунти» — этот удивительный сплав приключений и загадок — почти на протяжении двух веков привлекал внимание многих исследователей различных стран. Зарубежная библиография по истории этого корабля и трагической судьбе его команды насчитывает сотни книг и тысячи статей. Наиболее подробное исследование истории мятежа на «Баунти» было опубликовано шведским ученым, участником знаменитого плавания на «Кон-Тики» — Бенгтом Даниельссоном. Его книга «На «Баунти» в Южные моря» была издана на русском языке издательством «Наука» в 1966 году.

Учитывая пожелания читателей, редакция публикует чертежи модели этого легендарного корабля и краткий рассказ о нашумевших в свое время событиях.

«От острова Пасхи возьмите вы такой курс, чтобы усмотреть остров, названный капитаном Картере островом Питкерн... Во время пребывания моего в Англии узнал я, что капитан Стенс нашел на том острове 40 человек, потомков тех матросов, которые, предводительствуемы будучи некоим Крисченом, взбунтовались на корабле «Баунти», бывшем под командою нынешнего адмирала Блая (посланного, как известно, в 1791 году для доставления хлебного дерева в Западную Индию), и, овладев кораблем, высадили начальника».

И. КРУЗЕНШТЕРН

(Из «Мореходной инструкции, данной флота-лейтенанту Коцебу» 16 июля 1815 года)

«В бытность мою на мысе Доброй Надежды, я бил знаком с господином Фраером (он тогда командовал казенным транспортом «Абонданс»), который в то время был штурманом с Блаем. Он сказывал мне, что Крисчен не показал ни малейшего раскаяния, а, напротив того, во все это время укорял Блая в жестокости и в том, что он его наказал телесно; ибо единственной причиною сего бунта было телесное наказание, которое Блай сделал ему и мичману Гейварду. Надобно знать, что этот самый Блай в 1799 году командовал кораблем «Диктатор» в Северном море и команда его взбунтовалась. Потом был он губернатором в Новом Южном Валлисе, и там произошел бунт от его жестокости».

(Примечание флота капитан-командора В. М. Головкина к его переводу книги Дункена «Описание примечательных кораблекрушений, в разные времена случившихся», том I; СПб, 1832.)

В конце XVIII века, когда происходили описываемые ниже события, восстания команд на британских военных кораблях случались довольно часто. Жестокая дисциплина, издевательства и самоуправство со стороны капитанов и офицеров, а также нечеловеческие условия жизни на парусных кораблях не раз являлись причинами кровавых событий. В те годы дальние океанские плавания неизбежно сопровождались большими потерями в людях, главным образом из-за цинги, с которой тогда не умели бороться. Неограниченная власть отдавала в руки капитанов судьбы и жизни матросов. Наказание линьками и казни были обычными явлениями на кораблях «его величества» английского короля: трупы повешенных матросов раскачивались на ноках реев в устрашение живым. Из-за этого в Англии было мало охотников добровольно служить на кораблях королевского флота и широко процветал насильственный набор матросов: специальные отряды в портовых кабачках ловили матросов торгового флота и скованными доставляли на королевские корабли.

Рассказ о мятеже на «Баунти» следует начать с путешествия капитана Кука в Полинезию, на Таити, где он видел, что «хлеб рос на деревьях». Путевыми заметками Кука о так называемом «хлебном дереве», растении из семейства тутовых, дающем вкусные плоды величиной с кочан капусты, заинтересовались английские плантаторы на островах Вест-Индии. Они быстро поняли, что, если плодами хлебного дереза заменить настоящий хлеб, который они вынуждены были покупать, чтобы им кормить рабов, прибыли с сахарных плантаций увеличатся вдвое.

Петиция плантаторов о хлебном дереве была вручена королю Англии Георгу III, который повелел адмиралтейству снарядить на Таити корабль, чтобы собрать и доставить плантаторам Вест-Индии побеги этого удивительного растения.

Необходимо было подобрать подходящий корабль, на котором, кроме команды и запасов провизии, нашлось бы еще место для сотен цветочных горшков. Однако в составе британского военного флота такого корабля не нашлось, строить же новое судно было бы слишком долго. Тогда адмиралтейство у одного судовладельца купило за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый корабль «Бетиа». После значительных переделок судно, обшитое медью и вооруженное пушками, ввели в состав королевского флота под названием «Баунти» («Щедрость»). Несмотря на сравнительно небольшие размеры (водоизмещение 215 тонн, длина по верхней палубе 27,7 м и ширина 7,4 м), судно отличалось прекрасными мореходными качествами.

Командиром «Баунти» был назначен лейтенант Уильям Блай. Ему было всего 33 года, но за плечами он уже имел плавание в Южных морях на кораблях знаменитого Кука и успел побывать в Полинезии. К тому же Блай хорошо знал и Вест-Индию, куда должен был доставить саженцы хлебного дерева.

29 ноября 1787 года «Баунти» с командой в 48 человек покинул Англию. По инструкции адмиралтейства он должен был пересечь Атлантический океан, обогнуть мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, идти на остров Таити. Обратный путь он должен был проделать, продолжая путь на запад, через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и вновь пересекая Атлантический океан, следовать к острову Ямайка. Все плавание было рассчитано на два года.

Из-за задержки по вине адмиралтейства корабль отправился в плавание с опозданием, когда наступила уже зима, у мыса Горн свирепствовали жестокие штормы и противные ветры, которые не позволили обогнуть этот коварный мыс. После длительной и изнурительной борьбы с противным ветром Блай вынужден был повернуть на 16 румбов и идти к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Пройдя южную оконечность Африки, «Баунти» впервые в истории мореплавания пересек Индийский океан в «Ревущих сороковых» и благополучно достиг острова Тасмания.

Продолжая путь к намеченной цели, «Баунти» без приключений достиг острова Таити — цели . своего плавания. На протяжении пяти месяцев «Баунти» оставался на Таити, где команда готовила саженцы хлебного дерева для длительной перевозки на остров Ямайка.

За время трудного и опасного плавания капитан Блай проявил себя как грубый и неуравновешенный человек. «Мерзавец», «негодяй», «подлый вор», «собака» — таковы были эпитеты, которыми он награждал членов своей команды, нередко применяя наказания линьками. Его несдержанность и жестокость глубоко оскорбляли команду, зарождая в ней ненависть и озлобление к своему капитану. И вот на обратном пути вскоре после того, как корабль покинул Таити, на борту «Баунти» вспыхнул мятеж, во главе которого стал младший офицер Флетчер Крисчен, к которому капитан Блай проявлял особую неприязнь. Хотя остальные офицеры корабля остались на стороне капитана, но проявили себя трусливо: они даже не пытались противостоять мятежникам. Восставшие матросы посадили Блая вместе с его 18 сторонниками в барказ, снабдили водой, продовольствием и холодным оружием и оставили в море в виду острова Коту...

Сначала мятежники блуждали по океану. Затем зашли на остров Таити, где некоторые из них пожелали остаться на постоянное жительство. Но те, кто понимая, что на Таити рано или поздно придут английские корабли во главе с Крисченом отправились на «Баунти» искать более надежного места. В январе 1790 года на затерянный в безбрежных просторах Тихого океана необитаемый остров высадилось девять мятежников, двенадцать таитянок и шесть полинезийцев с Таити, Раиатэа и Тупуаи. Пройдя на барказе 3700 миль, Блай же со своими спутниками достиг голландской колонии на одном из островов Индонезии и оттуда вернулся в Англию. По прибытии его в Англию на розыски мятежников был снаряжен военный корабль «Пандора». Когда она прибыла на Таити, его капитан Эдварс арестовал и заковал в цепи тех из них, кто решил обосноваться на этом острове. Затем «Пандора» продолжала поиск остальных мятежников на соседних островах, но до острова Питнерн не дошла и ,отправилась в обратный путь. Однако этому злополучному кораблю но удалось достичь Англии, и он погиб на Большом Барьерном рифе у берегов Австралии. Большей части его экипажа удалось спастись, как и части арестованных на Таити мятежников, которые были доставлены в Англию и судимы военным судом. Трое из них были приговорены к смертной казни и повешены на ноках реев линейного корабля «Брунсвик».

Капитан Блай продолжал службу на флоте. Вскоре он был вторично послан за злополучными саженцами хлебного дерева и привез их на остров Ямайка, где эти деревья быстро прижились, размножились и стали плодоносить. Но негры-рабы отказались есть плоды этого дерева.

Таким образом, затея, плантаторов Вест-Индии с хлебным деревом оказалась напрасной, как и само трагическое, плавание «Баунти».

Что же касается тех, кто обосновался на необитаемом острове Питкерн, то их история первые десять лет была связана с распрями, которые, как правило, заканчивались убийством. Потом на острове воцарился мир, и колония стала процветать. Она существует и поныне, сейчас на Питкерне живет более ста человек.

Свою замечательную книгу о «Баунти» Бенгт Даниельссон закончил словами: «Питкерн в наши дни населен почти исключительно потомками мятежников; их отличительные качества — миролюбие, высокая нравственность и благочестие».

КАК ПОСТРОИТЬ МОДЕЛЬ

Чертежи модели даны в масштабе 1:100 и уменьшены в два раза. Подставку к модели сделайте по своему усмотрению.

Мы рекомендуем для постройки, модели использовать дерево. Корпус корабля лучше всего сделать из бруска липы, березы или сосны. Рангоут, шлюпку, брашпиль, люки., марсы, салинги, крамболы, шпиль и прочее также следует делать из дерева, используя его различные породы.

Якоря, пушки и дельные вещи можно выточить из латуни.

Напоминаем, что «Баунти» был покрашен в следующие цвета: днище до ватерлинии — обшито медными листами, корпус выше ватерлинии, — синий с двумя желтыми полосами, мачты, реи и стеньги — коричневые; стык мачт со стеньгами и стеньг с брам-стеньгами — белый, бушприт и утлегарь — коричневый, шлюпка — белый.

Носовая фигура представляла собой изображение амазонки в синем костюме.

На чертеже А дан вид сбоку и план верхней палубы корабля.

Чертеж Б показывает вид корабля сбоку без фальшборта.

Чертеж В поможет моделистам правильно провести стоячий такелаж (он дан только по правому борту).

Бегучий такелаж показан на чертеже Г (он также дан только по правому борту).

Пропорция мачт, стеньг, брам-стеньг и бушприта дана на чертеже Д.

Теоретический чертеж дан на чертеже Е.



1 — утлегарь; 2 — блинда-рей; 3 — бушприт; 4 — крамбол; 5 — фок-мачта; 6 — ручной брашпиль; 7 — барказ; 8 — грот-мачта; 9 — помпа; 10 — люк трюма; 11 — шпиль; 12 — пушка; 13 — бизань-мачта; 14 — штурвал; 15 — транец; 16 — руль; 17 — киль.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Rambler's Top100