РЕЧНЫЕ ТАНКИ

3 сентября 1945 года Москва салютовала Красной Армии и Военно-Морскому Флоту в ознаменование разгрома империалистической Японии и окончания второй мировой войны.

Большая заслуга в победе на Дальнем Востоке принадлежит Тихоокеанскому флоту и Краснознаменной Амурской флотилии. Амурцы принимали участие в оперативных перевозках войск, высадке десантов, форсировании Амура, Уссури и Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов они освобождали Сахалин, Айгунь, Фугдин, Цзямусы, Харбин.

Значительная часть боевой работы при разгроме Квантунской армии легла на долю бронекатеров - самых малых кораблей Амурской флотилии. Ведя непрерывные бои на всем пути от устья Уссури до Харбина, катерники бесстрашно вступали в схватки с японцами, приумножая славные боевые традиции советских моряков.

Сегодняшний наш рассказ - о бронекатерах.

Эти небольшие военные корабли вполне можно назвать речными танками. И дело не во внешнем сходстве, хотя некоторые бронекатера, оснащенные танковыми башнями, действительно напоминают своих сухопутных собратьев. Дело в совпадении боевых задач, возлагавшихся на ту и другую бронированную технику.

Острая необходимость в бронекатерах в полной мере выявилась в 1929 году во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Именно это явилось причиной выдачи задания одному из ленинградских КБ на создание одноорудийного и двухорудийного бронекатеров (БКА). Главным конструктором был назначен Ю. Ю. Бенуа - единственный судостроитель в известной ленинградской семье художников и архитекторов.

При проектировании БКА был учтен опыт строительства и боевого применения катеров типа «Пика», «Н» и «К» военного ведомства России, накопленный в годы первой мировой, а затем и гражданской войн.

До начала Великой Отечественной войны было разработано три проекта речных бронекатеров, и все они были запущены в серию. Это двухорудийный БКА (типа 1124), одноорудийный (1125) и одноорудийный С-40. К июню 1941 года в строю находилось 85 катеров и 68 - в постройке на заводах Наркомата судостроительной промышленности и заводах речного флота.

При выборе главных размерений катеров учитывалась возможность быстрой их переброски с одного театра военных действий на другой (что неоднократно и делалось во время войны) на открытых железнодорожных платформах.

Катера предназначались для плавания на стесненных речных фарватерах, как правило - в непосредственной близости от занятого противником берега. Поэтому жизненно важные части - пост управления, машинное отделение, топливная цистерна, погреба - бронировались. Причем защищенная часть корпуса выполнялась сварной, а бронированная - клепаной.

Для предохранения артиллерийской прислуги от осколков и ружейно-пулеметного огня проектировщики отказались от открытых артиллерийских систем и применили 76,2-мм горную пушку в башне танков Т-28 или Т-35, состоявших в то время на вооружении Красной Армии. Это сразу же решало проблему снабжения катеров боеприпасами - теперь стало возможным получать их на любых полевых армейских складах, поскольку в боевых условиях военные флотилии подчинялись армейскому командованию.

Правда, танковые башни не во всем удовлетворяли моряков. Ведь танковой пушке приходится в основном стрелять прямой наводкой, а корабельной и с закрытых позиций. Для корабельных условий крайне малым оказался угол возвышения танкового орудия - всего 26°. Последнее обстоятельство исключало и возможность ведения огня по самолетам противника, поэтому противовоздушную оборону БКА обеспечивали лишь пулеметы.

На катера, вступившие в строй в ходе войны, устанавливали как одиночные, так и спаренные пулеметы в башнях самых различных конфигураций. Для лучшего обзора сверху они, как правило, были открытыми или же оснащались большими откидными крышками.

Бронекатера имели малую осадку, чему способствовала большая полнота корпуса с прямостенными бортами и небольшими радиусами закруглений на скулах, а также плоское днище с открытыми туннелями гребных валов. У катеров последних серий винты и рули защищались шпорой.

Главный двигатель БКА - ГАМ-34Б с реверсивной муфтой был создан на базе авиационного мотора АМ-34. Для обеспечения катеров электроэнергией использовались генераторы с приводом от главного двигателя и аккумуляторы. На больших катерах дополнительно устанавливались трехкиловаттные генераторы с приводом от автомобильного (ЗиС-5) двигателя.

Передача от штурвала на руль - тросовая. В случае выхода ее из строя к выведенному на верхнюю палубу балеру руля прикреплялся румпель.

Навигационное оборудование бронекатеров было простейшим. Если БКА предназначался для действий на реках, в рубке, помимо штурвала и машинного телеграфа, устанавливали лишь шлюпочный компас. Если же катер действовал в районах, включавших озера, позади рубки устанавливали 127-мм компас на нактоузе. Связь с машинным отделением, радиорубкой и боевым отделением осуществлялась по переговорным трубам. Иллюминаторы в рубке прикрывались броневыми заслонками с узкими щелями.

У катера типа 1125 на ходу возникал дифферент на нос, и для его устранения спереди на скулах устанавливали волноотражатели. Позднее для уменьшения дифферента развал бортов в носовой части был увеличен.

Когда началась Великая Отечественная война, многие предприятия эвакуировали на Восток и наша промышленность не смогла обеспечить бронекатера танковыми башнями, поэтому часть готовых к тому времени корпусов стояла у заводской стенки без вооружения. Выходом из этой ситуации стало оснащение БКА открытыми артиллерийскими системами, главным образом зенитными орудиями Лендера, списанными с кораблей.

В дальнейшем трудности с выпуском танковых башен были преодолены, и на катера стали монтировать башни от Т-34. Установленное в ней орудие с длиной ствола в 41 калибр обладало большой дальностью стрельбы и улучшенными баллистическими данными.

Некоторые БКА оснащались реактивными установками типа «катюша», резко повышавшими их огневую мощь. Ракетное оружие к тому же оказывало на противника сильное деморализующее воздействие.

На Амуре воевали бронекатера типа 1124 и 1125. На них возлагались задачи по высадке десантов и их огневой поддержке, разведке, огневым налетам на передовые и тыловые части противника, по борьбе с танками, авиацией и полевой артиллерией противника. Соответственно задачам, возложенным на БКА, менялось и их вооружение. Варианты его установки на катера показаны на рисунках.

Окрашивались БКА, как правило, в стандартный, шаровый цвет. Однако в ходе боевых действий корабли камуфлировали в белый, серый, темно-серый цвета, иногда использовалась окраска, применявшаяся в механизированных частях Красной Армии, - зелено-желтая, коричневая, под цвет берегов.

В. АНКУДИНОВ, г. Горький

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕКАТЕРА БКА-1125
Водоизмещение, т - 29,3
Длина, м - 22,65
Ширина, м - 3,55
Высота борта, м - 1,5
Осадка, м - 0,56
Мощность, л. с - 850
Скорость, узлов - 18
Дальность плавания, миль - 100
Бронирование, мм - 4...7
Экипаж, человек - 10



ВАРИАНТЫ ВООРУЖЕНИЯ БКА-1125

1. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-35, три 12,7 мм пулемета и один штатный пулемет в башне.
2. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, три 12,7-мм пулемета и один штатный пулемет в башне.
3. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, два спаренных 12,7-мм пулемета и один штатный пулемет в башне.
4. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, реактивная артиллерийская установка башенно-палубного типа 24-М-8 «катюша», спаренный 12,7-мм пулемет и один штатный пулемет в башне.
Внизу показан вариант схемы камуфлирования БКА-1125.

ОКРАСКА БРОНЕКАТЕРОВ: надводный борт корпуса, рубка, фонарь машинного отделения, крышки люков и вооружение - серый (шаровый); дымовые шашки, кнехты, кипы, якорное устройство и стволы пулеметов - черный; подводная часть корпуса и половина спасательного круга - красный; палуба - железный сурик; бортовой номер, ватерлиния, ноки мачты, реи - белый цвет.



Бронекатер типа 1125: 1 - рубка, 2 - фара-прожектор, 3 - топовый огонь, 4 - мачта, 5 - клотиковый огонь (верхний - белый, нижний - красный), 6 - лучевая радиоантенна, 7 - газовыхлоп, 8 - рым для подъема катера, 9 - гребной винт, 10 - перо руля, 11 - гюйс-шток со штаговым огнем, 12 - крышка люка, 13 - цепной палубный клюз, 14 - ручной шпиль, 15 - привальный брус, 16 - сходня, 17 - пулеметная башня, 18 - рында, 19 - поручневая антенна, 20 - крышка люка, 21 - слесарные тиски, 22 - ручная сирена, 23 - съемный световой фонарь над машинным отделением, 24 - кап машинного отделения, 25, 27 - вентиляционные грибки, 26 - люк, 28 - морская дымовая шашка (МБДШ), 29 - буксирный рым, 30 - киповая планка, 31 - якорь Холла, 32 - кнехт, 33 - швартовный конец, 34 - багор, 35 - башня танка Т-34, 36 - швартовная утка, 37 - спасательный круг, 38 - дверь, 39 - огнетушитель, 40 - вентиляционный раструб, 41 - газовыхлоп, 42 - флагшток, 43 - гребной вал, 44 - кронштейн гребного вала, 45 - кронштейн спасательного круга.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100