СО СТАПЕЛЯ — В БОЙ

В.ЧЕРНОБРИВЕЦ, Ленинград

Осенью 1935 года на одной из военно-морских баз проходили государственные испытания советской подводной лодки новой конструкции. Группу представителей высшего военного командования, прибывших из Москвы на сдачу корабля, возглавил народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов. Вместе с членами приемной комиссии он внимательно осматривал корабль, интересовался его боевыми качествами, условиями жизни экипажа на борту. Климент Ефремович немало удивился, когда узнал, что в числе участников постройки подводкой лодки — женщина, Александра Донченко — выпускница Николаевского кораблестроительного института. Дав высокую оценку новой лодке, нарком тепло поблагодарил А. Донченко за хорошую работу.

— Можно строить еще лучше, товарищ нарком, — волнуясь, заметила Александра Николаевна.

— Так стройте, пожалуйста! Кто же мешает? — улыбнулся К. Е. Ворошилов.

В эту минуту А. Дончекко решила высказать наркому свою сокровенную мечту:

— Еще многому нужно учиться... Хочу в Военно-морскую академию, да вряд ли примут. Некоторые смеются, говорят, мол, не женское это депо.

— Пусть смеются. А вы подайте рапорт по всей форме. Подумаем, поможем...

Вскоре Александру направили в Ленинград для подготовки к вступительным экзаменам, а через несколько месяцев она была зачислена слушателем Военно-морской академии в Ленинграде. Инженер Донченко стала первой в истории мирового судостроения женщиной — военным кораблестроителем.

Морскому делу Александра Дончекко решила посвятить свою жизнь далеко не случайно. Начнем с того, что и родилась она в семье потомственных черноморских корабелов. Ее отец Николай Тимофеевич пришел на «Наваль» (как тогда назывался Черноморский судостроительный завод в Николаеве) еще в 1909 году. В годы первой пятилетки, уже «на возрасте», бывший слесарь окончил Николаевский кораблестроительный институт и возглавил турбинное бюро родного предприятия. В том же институте учился и брат Александры — Петр. Под их влиянием формировался характер будущего создателя грозных военных кораблей, и естественно, было решение: после школы — только в кораблестроительный.

После окончания института А. Донченко направили в числе других молодых специалистов на строительство новых кораблей. И тут, как сказали бы теперь, «сработали гены». С первых же самостоятельных шагов она в полную меру проявила свои инженерные способности. Мастерство и опыт росли с каждым новым проектом. Вскоре Александре Николаевне доверили руководить группой проектировщиков. Недюжинные организаторские способности, знание теории и практики судостроения очень быстро завоевали ей уважение коллектива инженеров. Какие бы сложные и срочные проекты ни выдавались группе Донченко, задания выполнялись всегда четко и в срок. В ее послужном списке тех лет десятки наград и поощрений.

В Военно-морской академии А. Донченко посчастливилось учиться у таких корифеев кораблестроительного искусства, как А. И. Крылов, Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович. В марте 1939 года А. Донченко с отличием защитила дипломную работу. Военинженер 3-го ранга А. Н. Донченко была аттестована как научно-исследовательский работник. Наркомат обороны доверил ей контролировать проектирование новых кораблей.

Нелегко углядеть достоинства и недостатки нового корабля в самый изначальный период, когда авторский замысел лишь вырисовывается на ватмане. Для этого необходимы не только глубокие знания, но и наметанный глаз, сочетание серьезной теоретической подготовки с большим опытом собственной работы. Александру Николаевну отличал хозяйский подход к, казалось бы, «чужому» кораблю. Когда создавался очередной опытный образец корабля, Донченко не ограничивалась вмененным в обязанности контролем. Она шла на завод, в цех, беседовала с мастерами, спорила с инженерами, советовалась с рабочими. И принимала оперативные решения, направленные на ускорение работ по завершению опытных конструкций. В итоге новый корабль входил в состав флота намного раньше запланированного срока. Командование по достоинству оценило организаторские способности А. Н. Донченко — весной 1941 года ей досрочно присвоили звание военинженера 2-го ранга...

...Лето 1942 года. Тяжелые, напряженные дни Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Командование Краснознаменным Балтийским флотом ставит перед судостроителями героически обороняющегося города ответственную и трудную задачу — в минимально возможный срок создать быстроходный, хорошо вооруженный бронированный катер, способный действовать против подводных лодок противника, участвовать в высадке десантов и в конвоировании кораблей.

В кратчайшие сроки предстояло спроектировать и построить десятки таких кораблей, и это в условиях суровой блокады, нехватки металла, в обезлюдевших КБ и цехах. Для этого нужен был «прораб» особого плана: решительный и самоотверженный. Именно поэтому наблюдение за их проектированием и постройкой командование поручило опытному инженеру-кораблестроителю А. Н. Донченко.

Создание бронированного морского охотника — одна из ярких и драматичных страниц, вписанных ленинградскими судостроителями в славную летопись Великой Отечественной войны.

Оптимальный вариант срочно требующегося флоту корабля — бронированного морского охотника (БМО) был разработан всего за 15 дней группой конструкторов.

Учитывая отсутствие квалифицированных рабочих кадров и нехватку электроэнергии, корабль спроектировали с упрощенными прямолинейными обводами. Это значительно облегчало изготовление деталей корпуса, его секций и их сборку. На заводе, где строились корабли, недоставало металла, материалов и механизмов. А. Н. Донченко приходилось самой обходить многие ленинградские предприятия и отбирать вместе с их военпредами необходимое оборудование. Городской транспорт из-за артобстрелов и бомбежек работал нерегулярно, и путь Александры Николаевны только в один конец города нередко занимал 5—6 часов.

В соответствии с технологической схемой постройки корпус охотника был разбит на три блока и выполнялся сварным. На его среднюю часть и боевую рубну пустили неиспользованную броню для легких танков. Благодаря внедрению технологических новшеств, приспособлений и средств рационализации труда, предложенных начальником цеха В. В. Миловидновым, старшим строителем Е. П. Корсаком, рабочими Н. В. Огоньковым, И. М. Масловым и Н. В. Звозниковым, благодаря самоотверженности строителей головной корабль серии удалось построить в двухмесячный срок.

К ответственному заказу Балтийского флота было приковано особое внимание партийных организаций завода, района и города.

Спуск головного корабля на воду состоялся 5 ноября 1942 года при 95% готовности.

Ходовые испытания БМО проходили в Финском заливе в конце ноября 1942 года. Однако залив так забило льдом, что программу государственных испытаний до конца 1942 года завершить не удалось, и катер подняли на стенку.

Обстоятельства сложились так, что первым полную программу испытаний пришлось проходить другому кораблю серии. Под руководством представителя Управления кораблестроения ВМФ их провела сама Д. Н. Донченко.

БМО показал проектную скорость хода, хорошую маневренность и устойчивость на курсе. Однако при испытании спаренных крупнокалиберных пулеметов и 45-мм кормового орудия, броневая палуба, к которой были приварены фундаменты этих установок, в местах сварки дала трещины.

«Надо было что-то срочно делать, — вспоминает А. Н. Донченко. — Заварить трещины! Но ведь здесь под палубой — цистерны с бензином. Малейшая неосторожность — и возможен взрыв. Выкачать топливо, пропарить цистерны (так требует инструкция) и произвести сварку? Но на это уйдет не менее полутора суток, а катер должен сразу же уйти в бой. И тут пришло необычайно дерзкое решение:

— Сварщика на палубу! Остальные на пирс!

Через несколько минут с асбестово-брезентовым матом в руках я уже протискивалась в коффердам — отсек между палубой и топливными цистернами, стараясь как можно надежнее заизолировать свариваемое место — ни одна искра не должна упасть на цистерну. «Готово!» — подала условный сигнал сварщику. И тотчас же наверху, почти над самой головой, послышалось характерное шипение электросварки».

Прошло пять, десяти минут, заварены только первые трещины, а руки уже занемели от веса тяжелого мата, затекло тело; от запаха бензина першило в горле, глаза слезились, кружилась голова. «Выдержать, выдержать во что бы то ни стало!» — это было единственным, о чем думала Александра Николаевна в те минуты, показавшиеся вечностью. И выдержала. Нашла в себе силы остаться на охотнике и успешно завершить его испытания. В этот же день БМО отправился на боевое задание. Впоследствии судостроители каждый месяц сдавали по нескольку катеров флоту. За выполнение этого задания командование наградило А. Н. Донченко орденом Красной Звезды.

Постройка и испытания головного БМО позволили отработать чертежи и уверенно начать серийное строительство их в 1943 году.

Новый тип боевого корабля, оснащенный мощным универсальным вооружением, защищенный броней, пришелся по душе военным морякам. Охотник оказался незаменимым и в борьбе с подводными лодками врага, мог преследовать и уничтожать их в надводном и в подводном положениях. Многие из созданных при участии А. Н. Донченко кораблей успешно действовали а боях при прорыве и снятии блокады Ленинграда. Бронированные морские охотники поддерживали с моря наступающие части Советской Армии, освобождавшей Прибалтику.

Сейчас инженер-капитан 1-го ранга А. Н. Донченко в отставке. Находясь на отдыхе, она ведет большую воспитательную и военно-патриотическую работу, которой отдает все силы, знания и опыт, считая это своим долгом коммуниста и ветерана Военно-Морского Флота СССР. С ее помощью в ленинградской школе № 269 создан музей боевой славы подводников дважды Краснознаменного Балтийского флота.

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Для окраски модели применяется нитрокраска, и только при ее отсутствии можно прибегнуть к пентафталевым краскам. Окрашивать модель лучше пульверизатором.

Красят модель в следующие цвета: надводный борт корпуса, дельные вещи и вооружение — в серый, глубинные бомбы, дымовые шашки, кнехты, якорное устройство, казенную часть пулемета — в приглушенный черный, подводную часть корпуса — в красный (цвет свинцового сурика), главную палубу — в коричневый (цвет железного сурика), бортовой номер и ватерлинии — в белый



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СОВЕТСКИХ МОРСКИХ ОХОТНИКОВ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 ГОДОВ

Тип

Водоизмещение, т

Главные размерения, м

Мощность, л. с.

Скорость, узл.

Вооружение

длина

ширина

осадка

МО-2

54,0

26,0

4,0

1,3

3X830

24

2 — 45-мм, 2 — 12,7-мм пул., 2 бомбосбрасывателя, 8 больших и 18 малых глубинных бомб, МБДШ, шумопеленгатор.

МО-4

58,0

26,9

4,0

1,5

3X870

27

2 — 45-мм, 2 — 12,7-мм пул., 2 бомбосбрасывателя, 8 больших и 28 малых глубинных бомб, МБДШ, шумопеленгатор или гидролокатор.

МО-Д-3

35,0

21,7

4,0

1,0

3X870

32

1 — 37-мм, 2 — 12,7-мм пул., 2 бомбосбрасывателя, 12 малых глубинных бомб, МБДШ и шумопеленгатор.

БМО

62,0

24,7

4,2

1,1

2Х1200

22

1 — 45-мм, 1 — 37-мм, 2 — 2Х 12,7-мм пул., 2 бомбосбрасывателя, 8—12 больших глубинных бомб, МБДШ и гидролокатор.

Примечание: шумопеленгаторы были типа «Цефей» и «Тамир», а гидролокатор — «Дракон».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БМО

Основные размеренна, м:
длина наибольшая (Lнб) — 24,7
ширина (В) — 4,2
высота борта (Н) — 2,2
осадка (Т) — 1,1
Водоизмещение полное (Днб), т — 62,0
Мощность двигателей, л. с.:
главных типа «Паккард», — 2X1200
экономического хода типа «Континенталь» — 80
Скорость (V), узл.:
при работе главного двигателя — 22
вспомогательного — 6
Экипаж, чел. — 22—25

ВООРУЖЕНИЕ

артиллерийское — 1—45-мм орудие в корме и 1—37-мм зенитный автомат в носу, 1 спаренный 12,7-мм пулемет на тумбе системы «кольт» на палубе и 1 спаренный — 12,7-мм пулемет ДШК на турели с броневым барбетом на рубке;
бомбовое — 2 лотковых бомбосбрасывателя с большими глубинными бомбами от 8 до 12 штук;
минное — рельсы и кормовой скат. 10 мин типа КБ;
химическое — 6 морских дымовых шашек, расположенных в корзинах, и 6 запасных на палубе.

Основные размерения модели и технические характеристики

Масштабы

1 : 15

1 :20

1 :25

1 :50

1 :75

1 : 100

Длина наибольшая (L нб ), мм

1650

1238

990

495

330

247

Ширина (В), мм

280

210

168

84

56

42

Высота борта (Н), мм

!46

110

88

44

29

22

Осадка (Т), мм

73

55

44

22

14

11

Водоизмещение (Днб ). кг

184

7,7

3,9

0,49

 —

 —

Среднее время прохождения 50-м дистанции, с

20

20

25

35

 —

 —



БРОНИРОВАННЫЙ МОРСКОЙ ОХОТНИК: 1 — гюйсшток с полуклюзом и штаговым огнем, 2 — битенг (буксирный), 3 — шпиль ручной, 4 — зенитный 37-мм автомат, 5 — ходовая рубка, 6 — судовой колокол, 7 — мачта, 8 — фонарь кильватерного огня, 9 — фонарь топового огня, 10 — фонари клотиковых огней (верхний — белый, нижний — красный), 11 — брейд-вымпел командира дивизиона кораблей, 12 — военно-морской флаг, 13 — сигнальный прожектор, 14 — спаренный пулемет ДШК на турели, 15 — броневой барбет, 16 — ручная сирена, 17 — веха, 18 — путевой компас, 19 — ограждение ходового мостика, 20 — спаренный пулемет системы «кольт» с броневым щитом на тумбе, 21 — сходня, 22 — леерное ограждение, 23 — вентиляционный раструб (2 шт.), 24 — 45-мм артиллерийское орудие с броневым щитом, 25 — лотковый бомбосбрасыватель, 26 — морские дымовые шашки (МБДШ), 27 — флагшток с фонарем нижнего кильватерного огня, 28 — буксирный рым, 29 — фальшборт, 30 — люк (6 шт.), 31 — якорь Холла, 32 — палубный клюз, 33 — цепной палубный клюз, 34 — винтовой стопор якорной цепи, 35 — вентиляционный раструб (6 шт.), 36 — кнехт (6 шт.), 37 — киповая планка (2 шт.), 38 — кранец первых выстрелов, 39 — ревун, 40 — фонари бортовых отличительных огней, 41 — обтекатель гидроакустической станции «Дракон». 42 — лучевая радиоантенна, 43 — дверь (2 шт.), 44 — спасательный круг (2 шт.), 45 — ящик с сигнальными флагами, 46 — штурвал, 47 — машинный телеграф, 48 — дверь (2 шт.), 49 — решетка, 50 — привальный брус, 51 — съемная крышка над машинным отделением, 52 — иллюминатор с решеткой, 53 — газовыхлоп (2 шт.), 54 — кранец первых выстрелов. 55 — глубинные бомбы (12 шт.), 56 — гребной винт с валопроводом и кронштейном (2 шт.), 57 — гребной винт экономического хода, 58 — корзина под дымовые шашки, 59 — перо руля, 60 — футшток, 61 — минные рельсы, 62 — минный скат.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100