Архив журнала Моделист-Конструктор
«ДЕДУШКА» РУССКОГО ФЛОТА«Однажды, осматривая в селе Измайлове льняные анбары предка своего Никиты Ивановича Романова, увидел государь старый ботик, построенный еще при Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке» так описывает известный историк флота, декабрист Н. А. Бестужев первую встречу юного Петра I с небольшим судном, которому суждено было стать «дедушкой» русского флота.
На этом ботике, ходившем под парусом против ветра, Петр вначале катался по реке Яузе. Но была она тесна, и Петр, успевший пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик на находящийся в Измайлове Просяной пруд. «Но и там, замечает новоиспеченный моряк, немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в 1689 году трех судов на Переяславском озере, где со своими преображенцами и юный царь работал топором наравне с простыми плотниками.
Из Немецкой слободы взяли еще двух иноземцев Франца Тиммермана, знавшего математику и обращение с астролябией, и старика Картена Брандта, хорошо понимавшего морское дело. На берегу Переяславского озера выросли вскоре дворцы, батареи, пристань для судов. На глади его происходили первые «морские маневры». Скоро и озеро стало казаться тесным Петру. Началась одна из самых трагических и героических страниц истории России борьба за выход к морю. Началась эпоха, пронизанная героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость.
Алексей Толстой писал об этом времени в романе «Петр Первый»: «И пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке смирные мужики, не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность, окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди делать общее, государственное дело». Понадобились десятилетия, пока Россия утвердилась на Балтике, получив морское сообщение с Западной Европой. Вырос на Неве Петербург, защищаемый крепостью Кроншлот, одержаны победы в морских сражениях при Гангуте и Гренгаме. Наконец, заключен 30 августа 1721 года Ништадтский мир.
А что же ботик? Петр не забыл о «дедушке» русского флота. В Москве на праздновании по поводу мирного договора маскарадная процессия из множества поставленных на полозья судов различной величины и формы прошла по Кремлю под предводительством самого царя, отдавая честь ботику пушечной пальбой и музыкой. «Дедушка» русского флота был выставлен на подножии, украшенном аллегорическими картинами. Подобный почет воздавался ему за заслуги его доблестного потомства.
Затем ботик переселился в город на Неве. На одной из старинных гравюр изображен ботик, плывущий по Неве, Может, об этом писал А. Толстой: «Скуластый матрос в короткой стеганой куртке и в падающих из-под нее складками широких коричневых штанах весело взглянул на Петра Алексеевича, сунул в карман фарфоровую трубочку и, живо перебирая руками, поднял парус. Тотчас лодка, бессильно до этого качавшаяся, точно напрягла мускулы, накренилась, мачта, заскрипев, согнулась под крепким ветром. Петр снял руку с поручни мостков, положил руль, и лодка скользнула, влетела на гребень и пошла через Неву...»
И еще одна страница русского флота связана с петровским ботиком. 11 августа 1723 года Балтийский флот на Котлинском рейде торжественно принимал своего «дедушку». 20 линейных кораблей и другие суда салютовали из всех своих орудий проходившему мимо ботику, который шел на буксире флагманских шлюпок. Команду составляли прославленные адмиралы Российского флота. Командовал ботиком генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, обязанности рулевого исполнял адмирал Петр Михайлов (Петр I), роль лотового вице-адмирал А. Д. Меньшиков, пушкаря, отвечавшего за салюты, обер-цейхмейстер флота Отто, на веслах сидели вице-адмиралы Сиверс и Гордон, контр-адмиралы Синявин и Сандерс.
Через год ботик, поставленный на беспалубный бот, на буксире галеры был торжественно проведен вверх по Неве к Александро-Невскому монастырю и направлен потом в больверк Петропавловской крепости.
Хранился ботик в крепости после смерти Петра I весьма неудовлетворительно, покрытый лишь покрашенной парусиной. Чтобы сохранить драгоценную реликвию флота, в 1761 году по проекту архитектора А. Ф. Виста в Петропавловской крепости был построен изящный павильон, получивший название «Ботного домика».
16 мая 1803 года, во время празднования основания Санкт-Петербурга, «дедушка» русского флота был поставлен на палубу 110-пушечного корабля «Гавриил». А 3 июля 1836 года ботик, водруженный на палубу военного парохода «Геркулес», вновь приветствовал на Кронштадтском рейде Балтийский флот. Не исключено, что, именно памятуя о ботике, Петр I 12 апреля 1718 года основал «Невский потешный флот», который явился, по существу, первым в мире яхт-клубом. Специальным указом царь повелел заниматься парусным спортом не только адмиралам, корабельным мастерам и врачам, но и сановникам, архиереям и даже монахам. Для этого он роздал им в вечное и потомственное владение 141 судно, запретив использовать эти суда для перевозки и каких-либо иных надобностей, «ибо сии суды даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги». Петр сам принимал участие в плаваниях флотилии и строго, следил за экзерцициями (тренировками). В этих учениях он видел подготовку кадров русского флота.
Не затерялся в «архивах» истории «дедушка» русского флота. После 150-летнего пребывания в Петербурге в 1872 году ботик посетил Москву, где экспонировался на Всероссийской политехнической выставке. А в наши дни древний ботик встречает посетителей Центрального военно-морского музея в Ленинграде.
А. ЛАРИОНОВ, Ю. ХРОМОВ
Ботик длиной 6,02 м, шириной 1,96 м и высотой борта 0,82 м имеет вес 1280 кг. Его корпус набран из тесаных шпангоутов вгладь. Подводная часть ботика обшита пропаянными медными листами. На планшире ботика установлены три шкармы штыревые уключины, четвертая была съемной и находилась у основания кормовой наделки бортов.
Ботик, видимо, носил гафельный парус без гика.
Для шкотовых гинцев на корме установлен кованый погон. Так же коваными сделаны флаг- и гюйс-штока. Вооружение ботика состояло из 4 пушек 1/3-фунтового калибра.
Транец ботика украшен деревянной резьбой.
С 1688 года ботик четыре раза подвергался капитальному ремонту, но, несмотря на это, сохранил свой первоначальный вид.
КАК ИЗГОТОВИТЬ МОДЕЛЬ БОТИКА ПЕТРА I
Постройку модели надо начинать с изготовления шаблонов. Для этого с теоретического чертежа с помощью кальки или копировальной бумаги переснимаем шпангоуты. Так как на чертеже показаны только половины шпангоутов (справа носовые, слева кормовые), то делается это следующим образом: на теоретический чертеж накладывается калька и проводится диаметральная (средняя) линия. Затем обводится половина шпангоута. Сняв кальку с чертежа, перегибаем ее по диаметральной линии и дорисовываем вторую половину шпангоута. Затем данный рисунок шпангоута изображаем на картоне и вырезаем его ножницами. В такой же последовательности изготавливаем все шаблоны. Корпус сделаем долбленым. Заготовим брусок липы, ольхи или сосны, проведем диаметральную линию. Нарисуем на бруске вид сверху (без форштевня) и с помощью рубанка, стамесок обработаем его по этой линии. Затем выберем стамеской или ножом погиб палубы. Теперь с помощью шаблонов обрабатываем корпус начисто. Выдолбив стамесками корпус изнутри, обработаем его шкуркой. На корпусе необходимо выбрать паз для установки киля, который изготавливается из 3-мм фанеры. Руль также изготавливается из 3-мм фанеры. На корме устанавливается трапеция из этой же фанеры, а от транца идет фальшборт. Рисунок на фальшборте и, на борту можно изготовить из целлулоида или из плотной белой бумаги.
|
Чертежи для печати
|