Архив журнала Моделист-Конструктор
В ВИХРЕ ТОРПЕДНЫХ АТАКНемецкие самолеты-разведчики появились над полуостровами Рыбачий и Средний 17 июня 1941 года. В этот день впервые заговорили советские зенитки и в воздух поднялись североморские истребители. Уже 19 июня Военный совет Северного флота ввел повышенную оперативную готовность, и, когда 22 июня в зоне досягаемости трехорудийной 130-мм береговой батареи старшего лейтенанта П. Ф. Космачева, контролировавшей вход в Печенгскую губу, появился вражеский тральщик, он был незамедлительно отправлен на дно.
На следующий день боевой счет побед открыли зенитчики Северного флота, сбив два фашистских самолета, 24 июня авиация: здесь в воздушном бою отличился старший лейтенант Б. Ф. Сафонов, уничтоживший бомбардировщик Хе-111...
В августе 1941 года начали боевые действия и торпедные катера. Первая их встреча с врагом произошла в ночь на 12 сентября, когда ТКА-11 под командованием капитан-лейтенанта Г. К. Светлова и ТКА-12 лейтенанта А. О. Шабалина вышли на перехват фашистского конвоя, шедшего из Киркинеса в Петсамо...
Маскируясь шумом волн и фоном берега, звено катеров почти вплотную подошло к прибрежным скалам у Петсамовуоно и приступило к поиску. В 22 часа 05 минут был обнаружен конвой в составе транспорта и четырех кораблей охранения. В голове ордера шел сторожевик, три катера прикрывали судно с моря, поскольку нападения со стороны берега гитлеровцы не ожидали. Сблизившись на самом малом ходу с караваном, Д-3 дали полный ход и устремились на противника. Последовал двухторпедный залп ТКА-12, уничтоживший транспорт. А атакованный Светловым сторожевик получил серьезные повреждения.
Корабли эскорта обнаружили торпедные катера лишь после взрывов торпед и открыли огонь с большим опозданием. Это дало возможность катерникам оторваться от преследователей и благополучно вернуться в Пумманки маневренную базу на полуострове Средний.
Вечером 5 октября на перехват вражеского конвоя вышли ТКА-12 А. О. Шабалина и ТКА-11 лейтенанта П. И. Хапилина. И на этот раз удача сопутствовала катерникам вскоре они обнаружили в западном районе фашистский транспорт в сопровождении трех кораблей охранения. Было решено повторить тактический прием предыдущего боя: зайти со стороны берега, где практически отсутствовало прикрытие. К тому же в тени скал катера были почти невидимы.
Следует точный торпедный удар. И, прежде чем на кораблях сопровождения успевают сыграть боевую тревогу, транспорт разламывается пополам, а ТКА-11 и ТКА-12, форсируя ход, удаляются на недосягаемое для вражеского огня расстояние.
Эффектная тактика, разработанная одним из опытных катерников, А. О. Шабалиным, вскоре нашла широкое применение на Северном флоте. В первые месяцы войны торпедные катера уничтожили 5 транспортов и кораблей противника. Правда, когда пришло время осенних и зимних штормов и сильных морозов, выходы катеров на коммуникации стали редкими, а весной, с наступлением полярного дня и с возросшей в связи с этим воздушной опасностью, вовсе прекратились и возобновились лишь осенью 1942 года. Тем не менее успешные действия Д-3 показали, что в условиях Заполярья можно весьма эффективно использовать даже эти самые маленькие корабли советского флота.
Одной из важнейших задач, возложенных на североморские ТКА, было блокирование входа в бухту Петсамо: каждое судно врага встречалось атаками торпедных катеров и заградительным огнем береговых батарей.
...В ту апрельскую ночь 1943 года фашистские транспорты вышли из Петсамо под прикрытием шести сторожевиков. На перехват конвоя устремились катера с бортовыми номерами 13 и 14 старшего лейтенанта А. О. Шабалина и лейтенанта Д. Ф. Колотия. Несмотря на тройное превосходство противника, советские катерники решили атаковать. Однако ни первая попытка, ни вторая к успеху не привели: всякий раз перед 13-м и 14-м вставала сплошная огневая завеса. Тем временем оба транспорта легли на обратный курс в фиорд и увеличили ход. А корабли охранения, полукольцом окружив наши катера, начали теснить их к берегу, не позволяя прорваться в море.
Инициатива боя грозила перейти к гитлеровцам. И в этих крайне неблагоприятных условиях Шабалин решил отвлечь внимание врага на себя, дав тем самым возможность выйти на цель катеру Колотия.
Следует стремительный маневр: Шабалин обстреливает из пулеметов один из сторожевиков и скрывается в дымовой завесе. Через несколько минут катер выскакивает из нее, атакует другой корабль охранения и вновь скрывается в дыму. Повторив этот прием несколько раз, Шабалин тем самым сосредоточил внимание фашистов на действиях своего Д-3. Под прикрытием дымовой завесы катер Колотия набирает ход и неожиданно для противника проскакивает между сторожевиками. Когда дистанция между его катером и транспортом сократилась до двух-трех кабельтовых, последовал торпедный залп...
Внезапная атака ТКА-14, тонущий транспорт все это оказалось для противника настолько неожиданным, что корабли охранения в течение нескольких минут не смогли предпринять никаких ответных действий. И этим обстоятельством воспользовался Шабалин. Мгновенно оценив обстановку, он прорвался в глубь фиорда и атаковал второе судно. Теперь надо было незамедлительно уходить гитлеровцы, разъяренные потерей двух транспортов, сделают все, чтобы уничтожить смельчаков.
И действительно, все шесть кораблей охранения, перекрыв выход из фиорда, двинулись навстречу катеру Шабалина.
Ситуация казалась безвыходной. Однако старший лейтенант принял решение единственно верное в такой ситуации. Он направил свой катер в сторону берега, откуда стреляли вражеские батареи.
Под ураганным артиллерийским огнем, осыпаемый густой дробью осколков, ТКА-13 прорывался к выходу из залива. Ежеминутно меняя курс, то увеличивая, то уменьшая обороты двигателей, Шабалин не давал артиллеристам возможности пристреляться. Ну а сторожевики войти в зону действия своих батарей явно опасались. Так и вырвался «тринадцатый» из фиорда, окруженный фонтанами от разрывов вражеских снарядов...
В конце 1943 года условия для действий торпедных катеров существенно улучшились. Авиация Северного флота, прочно завоевавшая господство в воздухе, теперь уже могла обеспечивать ТКА разведкой, а в светлое время суток и воздушным прикрытием. К тому же на Севере существенно увеличилось количество катеров теперь они стали выходить в море сразу двумя группами, с последующим взаимным наведением на обнаруженный конвой.
Придерживаясь такой тактики, две группы торпедных катеров под командованием капитана II ранга В. А. Чекурова и старшего лейтенанта А. О. Шабалина 22 декабря 1943 года успешно атаковали вражеский конвой. Результатом боя стали три потопленных сторожевика и транспорт противника.
История сохранила много эпизодов успешных боевых операций с участием катеров типа Д-3. Но особенно упорной и целеустремленной была атака ТК (Приказом по Северному флоту от 22 декабря 1943 г. были изменены принятые ранее сокращения в обозначении торпедных катеров с ТКА на ТК.) с бортовыми номерами 13 и 114 (до 1 апреля 1944 года № 15) под общим командованием капитан-лейтенанта В. П. Федорова.
...Проблесковые огни были замечены на берегу сигнальщиками с советских торпедных катеров около полуночи 22 апреля 1944 года. Катерники предположили, что навигационные ориентиры включили не случайно: где-то рядом следует конвой. И они не ошиблись: в 2 часа 16 минут показались восемь сторожевиков «шнельботов». Для прикрытия конвоя противник поставил дымовую завесу. Увеличив ход, торпедные катера устремились вперед. В темноте ночи вспыхнул яростный бой. ТК-13 и ТК-114 трижды пытались прорваться к каравану, и трижды шквальный огонь «шнельботов» вынуждал их отходить. Пользуясь численным превосходством (четырехкратным!), «шнельботы» смело контратаковали.
Видя, что пробиться к конвою не удается, капитан-лейтенант Федоров повел звено в сторону Рыбачьего, показывая тем самым фашистам, что он отказался от попытки напасть на транспорты. Но, описав широкую дугу, оба Д-3 вышли к конвою с кормы и устремились в четвертую атаку. На этот раз она удалась: один транспорт был потоплен, а другой поврежден.
Звено без потерь вернулось в базу. Действия экипажей ТК-13 и ТК-114 вызвали восхищение даже у самых опытных катерников соединения. Все участники боя были удостоены правительственных наград, а нарком Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов объявил им благодарность. Командирам торпедных катеров досрочно присвоили очередные воинские звания.
В сентябре 1944 года Карельский фронт начал операцию по очистке от врага района Петсамо, Северному же флоту предстояло сорвать эвакуацию войск противника морем, а также десантировать морскую пехоту во вражеский тыл.
Фашисты всеми силами пытались удержать Петсамо для эвакуации через него в Северную Норвегию остатков своих разгромленных соединений. Поэтому командующий Северным флотом принял решение сначала силами десанта овладеть портом Линахамари и затем начать наступление на Петсамо с севера. Для доставки десантников было выделено 8 торпедных и 6 сторожевых катеров.
12 октября в 21 час катера вышли в море. Однако недалеко от входа в Печенгскую губу противник обнаружил первую группу, которой командовал Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. О. Шабалин. Враг начал интенсивный артиллерийский обстрел, но катера, увеличив скорость, ворвались в порт. Точно так же под сильным огнем врага, маневрируя курсом и скоростью, используя «мертвые» пространства у западного берега залива, доставляли десантников в порт и остальные группы катеров. Шабалин встречал подходившие группы и сопровождал их к пунктам высадки.
Стремительное наступление десантников позволило уже к вечеру 13 октября полностью овладеть портом Линахамари. А 15 октября войска 14-й армии очистили от врага Петсамо и 25 октября Киркинес. Таким образом, в результате действий Северного флота было освобождено все побережье от Печенгской губы до Бек-фиорда. Петсамо-Киркинесская операция завершилась разгромом группировки немецко-фашистских войск в Заполярье, положив начало изгнанию гитлеровцев из Норвегии.
В жестоких схватках с врагом советские катерники проявили себя мужественными защитниками Родины, показав высокие образцы воинского мастерства, невиданную стойкость и героизм. Они расстраивали морские коммуникации врага, высаживали десанты и разведывательные группы, участвовали в сопровождении крупных кораблей и транспортов, в постановке минных заграждений. Наиболее значительных успехов добились дважды Герой Советского Союза А. О. Шабалин и Герой Советского Союза А. Г. Свердлов, потопившие по семь судов и кораблей каждый. В. М. Лозовскому, В. М. Старостину и А. И. Афанасьеву, воевавшим на Д-3, были также присвоены звания Героя Советского Союза.
|
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР Д-3
Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус Д-3 изготовлялся из дерева.
Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. до 37 узлов, «паккарды» мощностью по 1200 л. с. 48 узлов.
Дальность плавания полным ходом достигала 320—350 миль, восьмиузловым ходом 550 миль.
На опытных катерах и серийных Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5 при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.
Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате.
Д-3 вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел 21 кабельтов (около 4 тыс. м).
Стрелковое вооружение Д-3 состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов.
Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.
Корпус Д-3 разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10—3 шп. располагался форпик, во втором (3—7 шп.) четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта между 9-м и 11-м.
На катерах типа Д-3 устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на Г-5. Палуба Д-3 позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на Г-5.
Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8—10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков Д-3.
Н. ФЕДОРОВ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА Д-3
Длина наибольшая, м 21,6
|
Торпедный катер Д-3: 1 полуклюз, 2 буксирный битенг, 3 леерная стойка, 4 киповая планка, 5 12,7-мм пулемет ДШК, 6 съемная дымовая труба котла, 7 площадка прицела торпедной стрельбы, 8 сигнальный прожектор, 9 антенна, 10 кронштейн топового огня, 11 клотиковый огонь, 12 вымпел, 13 воздушный баллон Н-27, 14 леерный трос, 15 резервуар дымовой аппаратуры, 16 леерная стойка, 17 торпеда образца 1939 года (калибр 533 мм), 18 кронштейн дымового трубопровода, 19 баллон БС-7, 20 кнехт, 21 малый стеллаж, 22 ограждение, 23 флагшток, 24 военно-морской флаг, 25 фонарь кильватерного огня (трехцветный), 26 трубопровод дымовой аппаратуры, 27 кронштейны сбрасывателя с буксирным рымом, 28 сектор руля, 29 перо руля с баллером, 30 гребной винт, 31 кронштейн валопровода, 32 валопровод, 33 выхлопные трубы двигателей, 34 буксирный рым, 35 люк форпика, .36 отбойная доска, 37 ходовая рубка, 38 спасательный круг и его крепление, 39 съемный люк моторного отсека, 40 палубный иллюминатор, 41 люк моторного отсека, 42 карабин и держатель торпеды, 43 аппарат бортового сбрасывания торпеды, 44 люк отсека боезапаса и имущества, 45 рычаг бомбосбрасывателя, 46 прижим, 47 люк топливного отсека, 48 дымовая шашка, 49 большой стеллаж, 50 глубинная бомба, 51 горловина топливного бака, 52 вентиляционная головка, 53 редуктор дымовой аппаратуры, 54 палубный прожектор, 55 оттяжка мачты, 56 ввод радиоантенны, 57 вентиляционный грибок, 58 сигнальная мачта, 59 смотровое окно ходовой рубки, 60 рубочный релинг, 61 утка, 62 шторка, 63 кронштейн для мачты, 64 дверь в ходовую рубку, 65 штормовой поручень, 66 пулеметная турель, 67 штуртрос, 68 защитный козырек, 69 отличительный огонь, 70 откидная скамейка, 71 трап, 72 сирена, 73 штурвал с лебедкой, 74 командирский люк, 75 средний люк, 76 козырек антенного ввода, 77 гнездо прицела торпедной стрельбы, 78 выносной пост, 79 часы авиационного типа, 80 штурманский стол и кап с дверью, 81 компас, 82 коробка управления стрельбой, 83 отправитель телеграфа, 84 колонка управления газом, 85 фундамент аппарата БС-7, 86 автоматическая 20-мм пушка «эрликон», 87 кассета, 88 иллюминатор. |
Чертежи для печати
|