ДЕСЯТЬ ПОБЕД «КРАСНОГВАРДЕЙЦА»

Ф. КОНСТАНТИНОВ,
бывший командир «Красногвардейца»,
капитан I ранга в отставке

В первые дни марта 1927 года в городе без устали мгла пурга. Скованную льдом реку буквально до краев завалило снегом. И когда наконец 5 марта выглянуло яркое весеннее солнце, весь город, убранный ослепительным снежным нарядом, выглядел празднично и торжественно.

У стапелей завода в этот день царило необычное оживление. В морозном воздухе слышались отрывистые команды, порой заглушавшиеся лязгом металла. Затем все на какой-то миг стихло. Плотная людская масса зашевелилась и ближе придвинулась к импровизированной трибуне. Началась церемония закладки первых советских подводных лодок, известных под названием первой серии, или типа «Д» - по имени головной субмарины «Декабрист».

На заводских верфях в этот дань началось сооружение трех подводных кораблей: Д-1 - «Декабрист», Д-2 - «Народоволец», Д-3 - «Красногвардеец». Через два месяца с небольшим начали постройку еще трех таких же лодок: Д-4 - «Революционер», Д-5 - «Спартаковец», Д-б - «Якобинец».

Первенцы советского подводного кораблестроения были для своего времени совершенными кораблями. Они могли плавать в окене, в районах, удаленных от баз на 2-3 тысячи миль, и действовать автономно до 58 суток, погружались на глубину 90 м, имели гидроакустическую аппаратуру, мощное вооружение: восемь торпедных аппаратов, два орудия - 100-мм и 45-мм калибра, пулемет.

После всесторонних длительных испытаний и боевой учебы экипажей лодки в 1933 году перевели в Баренцево море, где тогда создавался молодой Северный флот и где три «Декабриста» стали ядром соединения подводных лодок.

Свои замечательные морские и боевые качества субмарины серии «Д» показали и в походах мирного времени, и в суровые военные годы. В 1938 году "Декабрист" под командованием старшего лейтенанта М. П. Августиновича (ныне вице-адмирал в отставке) провел в море 120 дней, пройдя в надводном положении 10 тысяч миль и в подводном более 1200 миль. В том же году «Красногвардеец» получил задание участвовать в экспедиции по снятию с дрейфующей станции «Северный полюс» отважной четверки советских полярников во главе с И. Д. Папаниным.

Это было беспримерное по дальности и сложности плавание в высоких широтах Арктики к берегам Ян-Майена в Гренландском море. В ледовый поход водил лодку старший лейтенант Виктор Николаевич Котельников, славным его именем ныне названа улица в городе Полярном и плавбаза подводных лодок Северного флота.

Накануне майских праздников 1941 года Виктора Котельникова откомандировали на новую большую крейсерскую подводную лодку К-22, а командиром «Красногвардейца» был назначен автор этих строк.

21 июня Д-3 вернулась из очередного учебного похода, пришвартовалась к борту плавбазы «Умба». Вечером всей командой смотрели кинофильм «Таинственный остров».

Когда кончился сеанс и зажгли свет, в наступившей тишине мы услышали раскаты зенитных орудий. Так для моряков Северного флота началась война...

На следующий день, 22 июня 1941 года, мы срочно приняли на борт боезапас и другие виды довольствия, и в ночь на 23 июня «Красногвардеец» в числе первых отправился на самую дальнюю боевую позицию - в район Порсангер-фьорда. В этот поход с нами выходил любимец североморских подводников, командир первого дивизиона подводных лодок капитан II ранга М. И. Гаджиев.

Девять суток Д-3 бороздила воды северной части Порсангер-фьорда, но они были пустынны. Видимо, фашисты заранее, до нападения на СССР, подвезли необходимые грузы и в первые дни войны не рисковали выпускать в море свои транспортные суда. Помнится, мы тогда тяжело переживали неудачу.

После короткой передышки в Полярном лодка снова вышла в море. На этот раз мне, тогда еще молодому командиру корабля, помогал опытный боевой командир Иван Александрович Колышкин. Но и в этом походе встречи с кораблями противника не произошло.

Так случилось, что первую боевую победу «Красногвардеец» одержал в своей базе. Лодка стояла на якоре, люди были заняты на судовых работах. Вдруг раздался сигнал воздушной тревоги. В небе появился четырехмоторный фашистский бомбардировщик. И тут же каши артиллеристы под командованием старшего лейтенанта Бориса Донецкого открыли огонь по вражескому самолету. Бомбардировщик задымил, и с лодки заметили, как от него стали отделяться белые парашюты. Вскоре фашистов поймали и доставили в штаб флота.

22 сентября мы вышли в свой очередной, четвертый по счету поход. Море встретило нас неприветливо, сильно штормило, но к утру все стихло, видимость стала отличной, и мы приступили к поиску кораблей и транспортов противника.

Спустя четверо суток на подходе к Тана-фьорду произошла наша первая встреча с неприятельскими судами. Вначале обнаружили два небольших мотобота, а потом небольшой транспорт водоизмещением примерно 2 тысячи тонн.

По отсекам разнеслась пронзительная трель колоколов громкого боя. Боевая тревога! На полном ходу мы сближались с фашистским транспортом. В первый отсек было отдано приказание приготовить торпедные аппараты к выстрелу. Буквально через несколько минут стрелка торпедного телеграфа резко метнулась и остановилась сначала на слове «товсь», а затем - на команде «пли!». Корпус лодки вздрогнул, а носовая часть устремилась вверх. Но боцман С. И. Нерещет быстро перепожил горизонтальные рули на погружение и удержал Д-3 на заданной глубине.

Прошло около двух минут томительного ожидания. И когда корпус дрогнул от резкого металлического звука, напряжение моментально сменилось оживлением - это были взрывы выпущенных торпед. И конечно, больше всех радовались торпедисты...

С рассвета 27 сентября «Красногвардеец» снова курсировал вдоль побережья. Небольшие волны с белыми пенными гребешками создавали благоприятные условия для пользования перископом. Вахтенный офицер неотрывно следил за горизонтом. Вскоре показался фашистский танкер, следующий курсом на восток, практически прямо на лодку.

Теперь за дело взялись торпедисты кормового отсека. Виртуозно выполнял поступающие из центрального поста команды старшина группы А. П. Анашенков. И вот две торпеды устремились к танкеру. Лодка, получив дифферент на нос, стала было уходить на глубину, но Нерещет не позволил ей даже на несколько секунд притопить перископ. И все равно из-за волнения моря следы торпед видны не были - нам снова пришлось пережить несколько напряженных минут, пока не раздался взрыв, и там, где находилось вражеское судно, взметнулся огромный столб воды, пара и дыма.

30 сентября лодка крейсировала в непосредственной близости от берега, и вахтенные внимательно осматривали фьорды в поисках объекта для атаки. Наконец удача! С центрального поста следует доклад: «Вижу два транспорта».

Сыграли боевую тревогу. Командир посмотрел в перископ и, кроме двух судов, увидел еще два самолета, шедших на небольшой высоте по курсу охраняемых ими транспортов.

«Красногвардеец» лег на курс атаки. В первом отсеке готовили к выстрелу три торпеды. Когда последний раз подняли перископ, фашистский самолет находился прямо над нами, Похоже, он не заметил нас, и через несколько секунд один из транспортов был пущен на дно. Второй, к сожалению, уклонился от торпед и скрылся в районе Тана-фьорда, сопровождаемый все теми же самолетами.

Октябрьские дни принесли с собой устойчивую непогоду, море штормило почти ежедневно. Заметное улучшение наступило только 11 октября. В этот день лодка находилась в районе Конго-фьорда. Видимость была плохой, и поэтому особенно неожиданной оказалась команда дежурившего у перископа лейтенанта Б. Донецкого:

- Боевая тревога! По пеленгу 286 градусов - - большой транспорт в сопровождении миноносца.

Из трех выпущенных нами торпед взорвались две. Но и их оказалось достаточно, чтобы уничтожить сухогруз водоизмещением 5-6 тыс. т. Почему лодка не подверглась бомбометанию со стороны вражеского миноносца, сказать трудно. Может быть, его командир посчитал, что транспорт погиб, подорвавшись на мине, а возможно, гитлеровцы бросились спасать экипаж тонущего парохода.

В конце октября 1941 года мне предстояла командировка в Англию: в северные порты нашей страны началось движение союзных конвоев. Командиром «Красногвардейца» назначили выпускника Военно-морской академии капитана III ранга Михаила Алексеевича Бибеева.

Лодка продолжала успешно нести боевую службу. Еще один большой вражеский транспорт пошел на дно от торпед Д-3. И снова подводчики по нескольку суток караулили фашистские суда у норвежских шхер. Вскоре из штаба флота пришла телеграмма: «5 декабря через район патрулирования предполагается проход конвоя противника».

Наступил назначенный день.

- Вижу транспорт водоизмещением порядка пяти тысяч тонн, - как бы диктуя своему помощнику данные для записи в журнал боевых действий, проговорил Бибеев, ворочая рукоятки перископа. - Второй транспорт водоизмещением десять тысяч тонн и миноносец типа «Слепнер», - тем же спокойным тоном продолжал командир.

И тут, как бы раздвинув снежную пелену, впереди появился сторожевик, идущий курсом прямо на лодку. Раздумывать было некогда.

- Боцман! - громко крикнул Бибеев. - Ныряй на глубину 50 метров!

Когда Д-3 подвсплыла на перископную глубину, сторожевика уже не было видно. В 12.53 с дистанции 10 кабельтовых Бибеев дал четырехторпедный залп по большому транспорту. Раздались два взрыва. И здесь внезапно налетевший снежный заряд скрыл от наблюдателя фашистский конвой. Когда в 13.15 видимость улучшилась, подводники убедились, что транспорт затонул.

Новый, седьмой по счету боевой поход «Красногвардеец» предпринял вначале февраля 1942 года.

На пятые сутки плавания на горизонте показались сначала мачты, а венгре обозначились и силуэты двух судов. Вахтенный старший лейтенант Павел Соколов повел лодку на сближение с противником. Фашисты стали удирать, но уступали «Красногвардейцу» в скорости. Командир решил объявить артиллерийскую тревогу, но тут, как это часто бывает на Севере, повалил густой снег, закрыв все непроглядной пеленой. Порой даже не было видно форштевня лодки. Когда снегопад уменьшился, горизонт был чист - вражеские суда, воспользовавшись непогодой, изменили курс и скрылись.

Подлодка шла на глубине. Примерно через час вахтенный П. Соколов объявил боевую тревогу и доложил командиру, что на западе обнаружен противник. Пришлось несколько раз поднимать перископ, чтобы определить состав конвоя. Изучив обстановку, командир понял, что при самых благоприятных условиях атаки торпеды не смогут дойти до транспорта, охраняемого тремя сторожевыми кораблями. Он принял решение атаковать ближайший сторожевик. После залпа лодка ушла на глубину и стала разворачиваться на контркурс конвоя, чтобы быстрее от него оторваться. Когда раздался взрыв торпеды и Д-3 всплыла под перископ, командир увидел лишь два сторожевых корабля. Один из них полным ходом устремился на лодку. Пришлось снова срочно погружаться, чтобы уйти от преследования.

И тут начали рваться глубинные бомбы. Корпус содрогался от страшного грохота, казалось, будто по нему бьют огромным молотом. Потом наступила мертвая тишина - гитлеровцы искали наш подводный корабль шумопеленгаторами. На Д-3 застопорили ход, выключили многие механизмы и агрегаты.

Бомбежка не прошла бесследно. Во всех отсеках погас свет, в третьем отсеке нарушилась герметизация уравнительной цистерны. Ледяная вода стала заливать центральный пост. В этих сложнейших условиях началась борьба за живучесть корабля. Моряки действовали четко и умело. Повреждения были устранены, и лодка благополучно возвратилась в Полярное, в родную Екатерининскую гавань...

Утром 5 апреля 1942 года дневальный краснофлотец Любутин разбудил экипаж:

- Команде вставать! Гвардейский корабль поздравлять!

В этот день в газетах было опубликовано сообщение о том, что подводной лодке «Красногвардеец» присвоено звание гвардейской.

В свой первый боевой поход под гвардейским флагом Д-3 вышла 1 мая. На следующий день подводники встретили фашистский конвой в составе транспорта, танкера и четырех сторожевиков. В качестве цели был выбран транспорт. Когда после залпа всплыли под перископ, увидели, как взорванное вражеское судно, осев на нос, быстро погружается, в морскую пучину, а сторожевики лихорадочно ведут спасательные работы.

Через четыре дня гвардейцы снова обнаружили конвой - транспорт и танкер в сопровождении шести кораблей охранения. Первый, пораженный торпедами, загорелся и стал тонуть. А еще через несколько дней Д-3 потопила транспорт водоизмещением 11 тыс. т.

17 мая «Красногвардеец» возвратился в гавань. На боевом счету славного экипажа лодки было уже 10 потопленных и 2 поврежденных вражеских корабля. На пирсе его встречали члены Военного совета флота, моряки стоявших в базе кораблей. Поздравив экипаж с победой, командующий флотом вице-адмирал А. Г. Головко вручил командиру «Красногвардейца» гвардии капитану III ранга М. А. Бибееву орден Красного Знамени, которым лодка была награждена еще 17 января.

...Трудным летом 1942 года подлодка не вернулась из боевого похода. Отважный экипаж погиб, но память о преданных сынах Родины пережила десятилетия. Ее хранит вечная признательность народа своим верным защитникам. Гвардейский флаг и славное имя корабля в наши дни носит могучий атомный подводный ракетоносец.



ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА «Д»

Н. ФЕДОРОВ

Эти лодки были первенцами советского подводного кораблестроения. Их конструкция оказалась весьма совершенной для своего времени, и по основным тактико-техническим данным они не уступали зарубежным образцам.

Огромная роль в разработке проекта «Декабристов» принадлежит талантливому инженеру Б. М. Малинину, в течение ряда лет возглавлявшему конструкторское бюро, а также видным ученым-кораблестроителям А. Н. Крылову, П. Ф. Попковичу и Ю. А. Шимановскому.

Строительство лодок велось серийно, без предварительной отработки головного образца. Одновременно с постройкой разрабатывались рабочие чертежи.

Субмарины типа «Д» предназначались для действий на открытых морских театрах, им отводилась активная роль ударных сил флота. Это нашло отражение в конструктивных особенностях подводного корабля.

Лодки были двухкорпусными, с клепаным корпусом. Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения - 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстро-закрывающимися с помощью специального привода дверями. Входные люки имели двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту). Когда возникали аварийные ситуации и лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.

Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта (ГБ), кингстоны которых располагались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости. В систему ГБ входили концевые и палубные цистерны.

Аккумуляторные ямы выполнялись герметическими, с проходом посередине. Их высота позволяла иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от прохода. В результате подъема палубного настила значительно уменьшился объем помещений с установленными в них механизмами, системами и устройствами. Повышение центра тяжести отразилось на остойчивости лодок - метацентрическая их высота получилась около 30 см.

Расположение отсеков было следующее.

В первом (самом большом), служившем одновременно и кубриком, находились шесть торпедных аппаратов с шестью запасными торпедами на стеллажах, провизионка, электрические приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей. В междубортном пространстве - заместительные и дифферентные цистерны, торпедопогрузочный и верхний входной люки.

Во втором отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных баков. Над ней - радиостанция и жилое помещение.

В третьем - вторая группа батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией, электровентиляторы и камбуз. Между прочным и легким корпусом - топливные цистерны.

В четвертом - центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и всплытия, водоотливной насос, перископы и одна из воздуходувок для продувки ГБ.

В пятом - группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней - кубрик старшин с воздуходувкой по бортам.

Шестой отсек - дизельный. На «Декабристах» 1-й серии использовали двигатели зарубежного производства. При 450 об/мин в течение одного часа они развивали мощность в 1200 л. с., при 425 об/мин - 1100 л. с. На лодках другой серии устанавливались отечественные двигатели, выпуск которых к тому времени наладил один из наших заводов. Помимо дизелей надводного хода, в этом отсеке находились разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы и верхний входной люк.

В последнем, седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два торпедных аппарата (без запасных торпед], комбинированный люк, рулевой привод и вспомогательные механизмы. В междубортном пространстве - дифферентная цистерна.

Основной топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался вне прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания, с другой, - как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.

В 1938-1941 годах все лодки серии «Д» прошли капитальный ремонт и модернизацию. В частности, была изменена конфигурация рубки. 100-мм орудие, затрудняющее обзор, особенно при швартовках, и стесняющее и без того узкий мостик, установили на палубе надстройки. Это несколько уменьшило размах бортовой качки, увеличило остойчивость. Серьезной реконструкции подверглись также корпус и механизмы.

В 1939 году «Декабристам», Балтфлота, входящим в состав 2-го дивизиона подводных лодок, были присвоены бортовые номера «21», «22», «23».

ОКРАСКА: надводная и подводная части корпуса, оружие, верхняя часть перископов (от конуса включительно и выше) - темно-зеленый цвет (почти черный); ватерлиния не отбивалась, осадка определялась по бортовым шпигатам; палуба надстройки покрывалась кузбасс-лаком (черный); бортовой номер - белый (в годы войны закрашивался); швартовые устройства - черные.

На Балтике лодки окрашивались в шаровый цвет, бортовые номера - в желтый; на Черном море' - соответственно в светло-шаровый и белый.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Водоизмещение, т:
надводное - 932,8
подводное - 1353,8
Размеры, м:
длина - 76
ширина - 6,4
осадка - 3,81
Число и мощность двигателей, кол.Хл. с.
дизели - 2Х1100
электромоторы - 2X525
Скорость хода максимальная, узлы:
надводная - 14,7
подводная - 8,7 (на два часа)
Запас соляра, т:
нормальный - 28,5
усиленный - 114
Дальность плавания, миль/узлов:
надводная - 11450/8,9
подводная - 150/3
Автономность, сутки - до 40 (подводная до трех суток)
Глубина погружения, м:
рабочая - 75
предельная - 90
Вооружение:
артиллерийское, пушки - 1 100-мм (боезапас 120 снарядов), 1 45-мм (боезапас 500 снарядов)
торпедное, аппаратов - 6 носовых и 2 кормовых (общий запас торпед 14)
Экипаж, человек - 53-55



Гвардейская краснознаменная подводная лодка Д-3: 1 - бортовые шпигаты носовых цистерн, 2 - кронштейн оттяжки троса. 3 - утка, 4 - гюйсшток, 5 - гюйс, 6 - леерная стойка, 7 - становой якорь, 8 - киповая планка с роульсами, 9 - трос сетеотвода, 10 - кнехты, 11 - сигнальный буй, 12 - леерное ограждение (трос), 13 - швартовный шпиль, 14 - крышка люка торпедного отсека, 15 - носовая стойка радиосети, 16 - талреп, 17 - трос подвески радиоантенны, 18 -- антенна (левый борт), 19 - деревянный изолятор, 20 - крышка люка командного отсека, 21 - 100-мм орудие, 22 - рубка, 23 - военно-морской вымпел, 24 - крышка люка дизельного отсека, 25 - крышка люка электромоторною отсека, 26 - палубный ввод радиоантенны, 27 - флагшток, 28 - гвардейский Краснознаменный военно-морской флаг, 29 - фонарь гакобортного огня, 30 - вертикальный руль, 31 - горизонтальные рули, 32 - кронштейн горизонтальных рулей, 33 - гребной винт, 34 - кронштейн валопровода, 35 - валопровод, 36 - привальный брус, 37 - дверь надводного гальюна, 38 - дверь помещения боцманских принадлежностей, 39 - шпигаты для подъема лодки, 40 - бортовые шпигаты цистерн главного балласта, 41 - палуба надстройки, 42 - носовые горизонтальные рули, 43 - подводный якорь, 44 - якорный клюз. 45 - носовая стойка, 46 - торпедные аппараты, 47 - откидной лист люка кормового торпедного отсека, 48 - откидные листы кормового торпедопогрузочного люка, 49 - откидной лист клапанов вентиляции. 50 - платформа 100-мм орудия, 51 - леерное ограждение платформы, 52, 54 - откидной лист клапанов вентиляции цистерн, 53 - откидной лист носового торпедопогрузочного люка. 55 - откидной лист люка торпедного отсека, 56 - носовая А-образная стойка радиосети, 57 - спасательный круг, 58 - кормовая А-образная стойка радиосети, 59 - военно-морской флаг, 60 - кронштейн вертикального руля, 61 - дверь ограждения боевой рубки, 62 - звезда с обозначением одержанных побед, 63 - смотровые окна мостика. 64 - сирена, 65 - радиопеленгатор, 66 - прожектор, 67 - фонарь ходового огня, 68 - средняя антенная стойка, 69 - зенитный перископ, 70 - тумба перископа, 71 - командирский перископ, 72 - поручень, 73 - выдвижное устройство, 74 - герметический оптический нактоуз (ГОН), 75 - дверь мостика. 76 - поручень трапа, 77 - 45-мм полуавтомат, 78 - откидной фальшборт, 79 - сигнальная мачта. 80 - флагшток, 81 - вывод вентиляционной шахты дизелей, 82 - верхний фонарь кильватерного огня, 83 - нижний фонарь кильватерного огня, 84 - фонарь бортового огня, 85 - вымпел довоенный, 86 - гюйс довоенный.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100