Архив журнала Моделист-Конструктор
МОДЕЛЬ ТРАУЛЕРА-КАТАМАРАНАВ нашей стране лов рыбы тралом с кормы впервые был осуществлен в 1944 году на Дальнем Востоке с парусно-моторной шхуны «Южная». Исследования, проведенные в 1947-1950 годах на Мурманской экспериментальной базе и на специально построенном для кормового траления малом рыболовном траулере «Новатор», подтвердили преимущество кормового траления. С его помощью в настоящее время добывают рыбу почти все суда, от малых траловых ботов до крупных траулеров типа «Наталия Ковшова» водоизмещением около 10 тыс. т.
В связи с тем, что кормовое траление не накладывает ограничений ни на длину судна, ни на высоту его надводного борта, имеется большое количество архитектурных типов траулеров, в конструкции которых, однако, ярко выражено одно стремление наилучшим образом совместить требования трудовой эстетики с оптимальными бытовыми условиями.
Изыскания в этом направлении привели ученых-судостроителей к оригинальным изменениям архитектуры судна. Был найден такой его тип, который резко отличается от предыдущих. Мы имеем в виду траулер-катамаран «Эксперимент».
Главное достоинство двухкорпусного судна по сравнению с однокорпусным огромная площадь промысловой палубы позволило экипажу производить лов рыбы донными и разноглубинными тралами, кошельковым неводом и электроловушками.
Катамаран отлично ведет себя в любых погодных условиях. Даже сильный ветер не способен накренить судно. Когда десятибалльный шторм обрушился на «Эксперимент», он не обнаружил изъянов в конструкции.
Главные размерения катамарана «Эксперимент» таковы:
Длина наибольшая 39,7 м
|
Общий вид модели траулера-катамарана вычерчен в масштабе 1:100.
Основными геометрическими размерами ее являются следующие:
длина наибольшая расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей 398 мм;
длина по конструктивной ватерлинии расстояние между точками пересечения конструктивной ватерлинии с форштевнем и ахтерштевнем 350 мм;
ширина наибольшая расстояние между крайними точками наружных бортов корпусов 190 мм;
ширина конструктивной модели катамарана расстояние между ДП двух корпусов 116 мм;
ширина корпуса модели катамарана расстояние между крайними точками бортов одного корпуса 74 мм;
высота борта расстояние от нижней точки кипя до палубы, измеренная на середине длины модели катамарана, 41 мм;
осадка корпуса расстояние от КВЛ до нижней точки киля корпуса 28 мм.
Корпус модели катамарана можно изготовить из дерева, металла или стеклопластика. По теоретическому чертежу вычерчиваются шпангоуты, батоксы, ватерлинии отдельно по каждому корпусу. После этого их наклеивают на фанеру или листовой металл для обработки по нужному контуру. Ватерлинии разрезаются по линии ДП на две части правую и левую.
Для изготовления корпуса модели катамарана из стеклопластика детали набора, обработанные по контуру, собираются по способу, описанному в «М-К» № 10 за 1972 год, как для бумажной модели. Пустоты в наборе заливают гипсом так, чтобы он покрыл контуры обводов корпусов и соединительного моста. После того как гипс затвердеет, поверхность будущего пуансона обрабатывается гипсовым ножом и наждачной бумагой. Изготовление пуансона таким способом не требует большого труда.
Обработанный пуансон корпуса покрывают восковой мастикой или парафином, разведенным в скипидаре. На пропитанную поверхность наносят слой приготовленной смолы, на которую наклеивают первый слой полосок стеклоткани вдоль корпуса, второй наклонно к ДП в сторону кормовой оконечности, третий наклонно к ДП в сторону носовой оконечности, четвертый поперек, перпендикулярно к ДП, пятый вдоль корпуса. Выклеенный корпус модели снимают с пуансона и вставляют набор модели, изготовленный из листового материала.
Вырезы для шпангоутов в батоксах и ватерлиниях на участке от миделя к форштевню должны лежать впереди линий отметок шпангоутов и позади этих линий между миделем и ахтерштевнем. Вырезы в деталях набора должны быть такой величины, чтобы вставленные в них шпангоуты не выдавались за контуры батоксов и ватерлиний. Собрав набор, следует наметить места установки механизмов и деталей, которые будут расположены в корпусе модели. Палубы модели заготавливаются из фанеры или металла; на них необходимо сделать вырезы для доступа к механизмам, после чего палубу соединяют с набором. Набор с палубой прочно крепится к прямой доске стапелю. Транец изготавливается из доски толщиной 10 мм, а перед шпангоутами № 0, 1/2 устанавливаются брусочки и обрабатываются рашпилем, придавая плавный обвод носовой оконечности. Корпус модели обшивают рейками.
Они крепятся гвоздями только к транцевой доске и форштевню, а к шпангоутам привязываются капроновой нитью. Для склеивания можно использовать водостойкие клеи АК-20, эмалит или казеиновый. По обводу корпус зачищают рубанком, затем шпаклюют. Сначала густой шпаклевкой закрывают неровности и после грубой зачистки вновь шпаклюют более жидкой шпаклевкой, подготавливая поверхность для покраски. Внутри корпус в несколько слоев красится краской. Надстройки можно изготавливать из фанеры, оргстекла и металла, палубные механизмы, спасательные средства, якорное и швартовое устройства из оргстекла, латуни, свинца и жести.
Надводный борт, надстройки, козырек полубака, комингсы грузовых люков окрашиваются в серый цвет. Мачты, колонны, грузовые стрелы, флагштоки, вентиляторные раструбы и головки светло-серые. Кнехты, киповые планки, тросовые вьюшки, палубные механизмы темно-серые.
Рубки, надстройки, леера, поручни, шлюпки спасательные и спасательные плоты, щит на верхнем мостике для названия судна белые. Металлические палубы темно-серые или коричневые. Надписи на борту, грузовая марка черные. Подводная часть корпуса, марка красные.
В. КОСТЫЧЕВ, инженер-кораблестроитель
|
1 швартовные роульсы на фальшборте, 2 становой якорь Холла, 3 якорно-швартовная лебедка электрическая, 4 иллюминатор палубный, 5 кнехт прямой, 6 вьюшка для швартовного троса, 7 люк, 8 ваерная лебедна (правого и левого борта), 9 шток, 10 якорный фонарь, 11 световой люк, 12 трап вертикальный, 13 грибовидная вентиляционная головка, 14 световой люк, 15 эжекционный дефлектор, 16 надстройка, 17 антенна радиопеленгатора, 18 площадка для размещения радиолокационной антенны, 19 антенна радиолокатора, 20 гротмачта, 21 клотиковые огни, 22 ходовая рубка, 23 траловая лебедка, 24 надстройка, 25 вентиляционная цилиндрическая головка, 26 раструбный дефлектор, 27 грузовая стрела, 28 портал с подвесными грузовыми блоками, 29 стеньга с антенной реей, 30 грузовая стрела, 31 флагшток, 32 спасательный круг, 33 транцевый портал, 34 двухопорный балансирный руль, 35 гребной винт регулируемого шага, 36 ваерная лебедка, 37 грибовидная вентиляционная головка, 38 палубный ролик, 39 магнитный компас, 40 траловая лебедка, 41 рыбонасос, 42 якорь запасной, 43 портал с подвесными грузовыми блоками, 44 грузовая лебедка, 45 лебедка, 46 трап вертикальный, 47 кнехт прямой, 48 люк, 49 раструбный дефлектор, 50 люк входной, 51 вьюшка для буксирного троса, 52 бортовой палубный ролик, 53 лебедка, 54 рабочая шлюпка, 55 вентиляционная цилиндрическая головка, 56 вьюшка для швартовного троса, 57 ходовая рубка, 58 бортовой отличительный фонарь, 59 репитер гирокомпаса, 60 ваеровый прожектор, 61 пульт управления винтом регулируемого шага, 62 грузовой люк, 63 машинный телеграф, 64 эжекционный дефлектор, 65 трап наклонный, 66 трап вертикальный, 67 световой люк, 68 шток, 69 ваерная лебедка, 70 люк, 71 вьюшка для швартовного троса, 72 киповая планка с двумя роульсами, 73 иллюминатор палубный, 74 кнехт прямой, 75 якорношвартовная лебедка электрическая, 76 стопор для удержания якорной цепи, 77 кнехт прямой, 78 вьюшка для троса. |
Чертежи для печати
|