ГАНЗЕЙСКИЙ КОГ

В XIII — XV веках на севере Европы распространился новый тип судна — ког. Это было высокобортное судно с прямыми фор- и ахтерштевнями и одной палубой. Ког нес одну мачту с прямым парусом. Отличительной чертой кога был навесной руль — важнейшее достижение кораблестроения.

На корме и носу находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями — на них в случае необходимости размещались воины. Позднее пространство под кормовым помостом зашивалось с бортов, образуя помещение, где располагались первые каюты, иногда с окнами в стенах.

Ког являлся основным типом торгового судна Ганзейского Союза. Появление и развитие кога, способного к плаванию в открытом море, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблей.

Предлагаемая модель кога имеет на себе отличительные знаки польского города Эльблонга (1350 г.).

Размеры судна таковы:
длина наибольшая — 27 м
длина по ватерлинии — 20,5 м
ширина — 7,5 м
осадка — 3,0 м

Перед тем как приступать к работе, внимательно рассмотрите чертежи и уясните себе конструкцию всех деталей. Решите вопрос о масштабе. Для получения масштаба 1:100 сторона квадрата на рисунке 1 должна быть равна 2 см, а для масштаба 1:50 — 4 см. Если модель будет плавающей, лучше принять масштаб 1:50.

Для корпуса подберите два бруска сухого дерева — будущие половинки корпуса. Обрежьте их сбоку и обстругайте в плане по рисунку 1. Между полученными блоками вклейте сделанные из планочек киль, форштевень и ахтерштевень. Обработайте ножом и стамеской борта в соответствии с рисунками 2 и 3. Помните, что корпус делается высотой только до палубы, без фальшборта.

Корпус плавающей модели выдолбите изнутри, пропитайте горячей олифой, после высыхания проведите патер-линию. Поставив модель на поду, нагрузите се свинцовым или другим балластом так, чтобы она сидела на 2-2,5 см выше ватерлинии, и закрепите балласт.

Вырежьте из двух кусков 3-мм фанеры палубу и укрепите ее па корпусе клеем с гвоздями. Фальшборт вырежьте из фанеры или картона и прикрепите к бортам клеем и гвоздями так, чтобы нижняя его кромка накрыла стык корпуса и палубы (см. рис. 3). После этого приступайте к окончательной окраске корпуса и фальшборта изнутри и снаружи, пролакируйте палубу, сделайте из брусочков дерева люк и брашпиль (рис. 5).

Пока модель просыхает, изготовьте из фанеры носовой и кормовой помосты вместе с их ограждениями: руль с румпелем, а также вертикальные брусья на борта сделайте из обрезков планок, опоры заднего помоста — из брусков дерева. После заготовки этих деталей соберите их на корпусе по рисункам 1, 4 и 7.

Сделайте из реек квадратного сечения .мачту, рей, бушприт и флагштоки, отлакируйте и установите на месте по рисункам 1 и 7. Крепление рея к мачте показано на рисунке 6. Ванты, штаги и другие снасти сделайте из толстых ниток, скрученных, если это надо, в несколько раз.

Сшейте парус, флаги, вымпел и пришнуруйте их по местам.

Окраска модели:
подводная часть корпуса — черно-коричневая или черная
надводный борт — коричневый
фальшборт снаружи — зелено-белый
фальшборт изнутри — красный
опора кормового помоста — коричневая
ограждения помоста — красные
палубы, мачты, рей, флагштоки — натуральный цвет дерева под лак
наконечники флагштоков — золотые

Парус белый или желтоватый, флаги и вымпел — красно-белые (красный крест на белом фоне и белый крест — на красном).

Ю. КАЗАКОВ, г. Одесса





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №9
Scan: Александр Кизилов



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100