ПЕРВЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ РОССИИ Предестинация

27 апреля 1700 года на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов Петр I ударом топора перерубил задержники под корпусом 58-пушечного корабля «Предестинация». Под бой барабанов и пушечную пальбу новое судно плавно сошло со стапеля в воду.

Это был первый линейный корабль молодого русского военно-морского флота, вошедший о историю Петровской эпохи как уникальное произведение кораблестроительного и прикладного декоративного искусства. В его изящных обводах слились воедино талант народных умельцев - плотников и незаурядные способности русских кораблестроителей.

Замысел постройки «Предестинации» возник у Петра в 1691 году по возвращении из Европы. В ту пору России был необходим мощный корабль, способный сражаться на Черном море с турками.

Создание Азовского флота имело для России огромное политическое и историческое значение. Это был поистине национальный подвиг страны: за одну зиму в 1500 километрах от моря в Воронеже был построен мощный флот. При его содействии русской армии удалось отвоевать часть Черноморского побережья у сильного и опытного неприятеля. Полученный опыт кораблестроения способствовал впоследствии быстрому созданию флота на Балтике - флота, без которого дальнейшее историческое и экономическое развитие Русского государства было немыслимо.

По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 крупнокалиберных пушек, соответствовал IV рангу. Таким и был линейный корабль «Предестинация». Петр решил строить корабль по русским чертежам силами российских кораблестроителей, не прибегая к помощи иностранцев. Судно было заложено 19 ноября 1698 года на верфи в Воронеже. По воле молодого царя его назвали «Гото Предестинация», что по-латыни означает «Божье Предвидение». Исторические материалы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют, что чертежи корабля делал сам Петр. Известно, что он был искусным и талантливым кораблестроителем. Еще будучи в Голландии и Англии в 1697-1698 годах, он изумлял своих учителей обширными познаниями в науке судостроения. Сохранился аттестат, выданный Петру Михайлову (Петру I) мастером амстердамской верфи Ост-Индской компании Классом Полем. В нем сказано, что корабельную архитектуру и черчение планов кораблей он изучил и знает не хуже, чем его учителя, работавшие многие годы на этой прославленной верфи.

В проект корабля царь внес немало оригинальных новинок. Большая кривизна бархоутов (Бархоут - утолщенные пояса бортовой обшивки.) и их повышенная прочность послужили прообразом будущих диагональных связей набора корпуса. Об этом упоминает известный русский строитель парусных линейных кораблей XIX века А. Попов.

Одним из главных новшеств корабля был киль, состоявший из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при касании грунта или посадке на мель: такой киль мог оторваться от набора, не вызывая течи в корпусе корабля. В иностранных флотах нечто подобное появилось только через 150 лет.

Судя по отзывам современников, «Предестинация» обладала превосходной остойчивостью и ходкостью, чему во многом способствовали плавные обводы корпуса, образованные хорошо продуманной формой шпангоутов. Корабль легко всходил на волну.

Размеры корабля составляли: длина - 36 м, ширина - 9,5 м, глубина трюма - 3 м.

Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней - 16-фунтового, на верхней - 8-фунтового и на юте и фор-кастле (баке) - 3-фунтового калибра. Все орудия были отлиты в России на заводах Демидова.

Строительство «Предестинации» под наблюдением русских корабельных мастеров Скляева и Верещагина велось из хорошо просушенного отборного леса, поэтому корабль получился прочным и долговечным: он прослужил в Азовском флоте более десяти лет и после этого еще долгие годы находился в прекрасном состоянии.

Если рассматривать художественно-декоративные особенности «Предестинации», то пропорциональность частей и изысканность декора позволяют назвать ее одним из первых морских произведений декоративного искусства России, сотворенного исключительно русскими мастерами.

Вот дословное свидетельство современника Петра I, голландского резидента в России ван дер Гульста, который сообщал в Гаагу: «Будучи в Воронеже, мы видели спуск на воду очень красивого корабля, построенного царем с помощью русских мастеров. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу».

Корпус корабля был охристого цвета с двумя голубыми полосами. Крышки пушечных портов, обрамленные золочеными венками, изнутри были покрашены в огненно-красный цвет. Резьба на носу и корме корабля была золоченая. Особым богатством декоративного оформления отличалась корма. Она имела центрическую композицию, подчеркнутую овальным щитом с изображением апостола Петра. Вокруг щита размещались аллегорические фигуры амуров с дельфинами.

Аллегорическое изображение судна и голубя с миртовой веткой в клюве на корме как бы выражало надежду на превращение России в сильную, но миролюбивую морскую державу. Изогнутый кормовой балкон с балясинами в виде кариатид переходил на штульцы, служа в то же время основанием для резных фигур четырех амуров, поддерживающих кровлю кормового фонаря. Торцы консольных балок, несущих этот балкон, украшали львиные маски. Кованые, художественно выполненные переплеты трех фонарей завершали композицию кормы. Резные обрамления пушечных портов в виде венков декоративно объединяли корму с носовыми украшениями в виде фигуры льва с короной (символ мощи) и с двумя амурами по бокам. Поддерживая фигуру с двух сторон, от нее к корпусу плавно шли изогнутые регели с опорами в виде резных тритонов, поддерживающих гальюн. Регели гальюна плавно переходили в крамболы, декорированные изящной резьбой.

Создание «Предестинации» можно считать важнейшим этапом в истории русского декоративно-прикладного искусства.

Флагман русского флота на Азовском море «Предестинация» вместе с другими кораблями в течение десяти лет сковывал враждебные действия Турции против России.

В июле 1711 года Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Предестинацию» в Петербург.

Снаряженная для плавания - вокруг Европы, «Предестинация» получила инструкцию Апраксина: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Керчи и Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать им «Предестинацию» и часть судов Азовского военного флота за назначенную сумму.

«ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»

Прежде чем начинать работу, советуем объективно взвесить свои возможности, так как модель «Предестинации» рассчитана на судомоделистов, уже имеющих определенный опыт создания копий исторических кораблей. «Предестинация» - сложный для воспроизведения корабль, с большим объемом декора. Упрощать этот декор нецелесообразно, поскольку его достоверность составляет главное достоинство модели.

Работу следует начинать с выбора масштаба. Мы рекомендуем масштабы 1:100 или 1:50, которые позволят наиболее точно передать деталировку корабля.

Сначала следует тщательно изготовить чертежи «Предестинации» в необходимом вам масштабе, то есть 1:1 к предполагаемой модели. Эта работа преследует две цели: осмысливание всех деталей и получение основного рабочего материала. Творческая работа над чертежами очень увлекательна, она расширяет кругозор, повышает умение чертить и рассчитывать. Творческий процесс разработки чертежей - один из важнейших этапов работы моделиста высокого класса.

Длят художественной резьбы декора советуем использовать плотные мелкослойные лиственные породы дерева: грушу, вишню, самшит. Резные детали украшения для модели можно делать из кости, как это иногда практиковалось на моделях кораблей в прошлом. Липу и подобную ей мягкую древесину удобнее использовать для изготовления болванки корпуса. На обшивку желательно пустить рейки цветных пород дерева или деревянные планки, тонированные анилиновыми красителями. Для этого лучше взять плотную светлую древесину (береза, осина или тополь). Рейки, заготовленные с небольшим припуском, проваривают в растворе анилиновой краски, затем, сжав каждую из них между двумя плоскостями, тщательно просушивают. Перед наклейкой на место рейки изгибают по форме корпуса с помощью электропаяльника, нагретого до температуры не выше 120-150°. Планки обшивки должны соприкасаться друг с другом боковыми гранями и быть тщательно пригнаны. Ставить их лучше всего на клей ПВА. Приклеив обшивку, покройте корпус чистой олифой и воском, но при этом не доводите покрытие до излишнего блеска.

Палубы модели корабля имеют довольно значительную двойную кривизну - погибь и седловатость. Все бимсы, кнехты и кофель-планки необходимо надежно закрепить, чтобы тяга снастей стоячего такелажа не могла вырвать их. Стоячий такелаж должен быть черного, а бегучий - серовато-коричневого цвета. Определенную помощь моделисту при изготовлении этой модели могут оказать книги: Р. Хоккель. Постройка моделей судов XVI - XVII веков. Л., «Судостроение», 1972; Р. Хоккель. Чертежи судов XVI - XVII веков. Л., «Судостроение». 1975; О. Курти. Постройка моделей судов. (Энциклопедия судомоделизма.) Л., «Судостроение», 1977.

И. ИВАНОВ, А. КОНСТАНТИНОВ





РАНГОУТ И СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: 1 - фок-мачта, 2 - грот-мачта, 3 - бизань-мачта, 4 - кормовой флагшток, 5 - бушприт, 6 - блинда-стеньга, 7 - фор-стеньга, 8 - грот-стеньга, 9 - крюйс-стеньга, 10 - флагшток, 11 - фока-реи, 12 - грота-реи, 13 - бегин-рей, 14 - бизань-рей, 15 - блинда-рей, 16 - бовен-блинда-рей, 17 - фор-марса-реи, 18 - грот-марса-рей, 19 - крюйс-марса-рей, 20 - фок-ванты, 21 - грот-ванты, 22 - бизань-ванты, 23 - фор-стснь-ванты, 24 - грот-стень-ванты, 25 - крюйс-стень-ванты, 26 - блинд-стень-ванты, 27 - ватер-штаг, 28 - фока-штаг, 29 - грота-штаг, 30 - бизань-штаг, 31 - фор-стень-штаг, 32 - грот-стень-штаг, 33 - крюйс-стень-штаг. 34 - фор-стень-фордуны, 35 - грот-стень-фордуны, 36 - крюйс-стень-фордуны, 37 - найтов бушприта.

ЭЛЕМЕНТЫ РАНГОУТА И ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ: 1 - ракс-бугель блинда-рея, II - ракс-бугель с тремя рядами клотов, III - клоты и ракс-слизы (деталь ракс-бугеля), IV - шкотовый блок, V - гардель-блок, VI - юферс, VII - лонг-такель-блок, VIII - эзельгофт, IX - шкотовый угол паруса с марса-шкотом и марса-гитовом, X - проводка талрепа на юферсах.

ПАРУСА: А - блинд, Б - бом-блинд, В - фок, Г - фор-марсель, Д - грот, Е - грот-марсель, Ж - бизань, 3 - крюйсель.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ: И - шкоты, К - брасы, Л - гитовы, М - бизань-гордени (писподы), Н - галсы, О - бизань-галстали (писподы), П - топенанты, Р - дирик-фал.







КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ «ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»: 1 - брестгук, 2 - княвдигет, 3 - якорные клюзы, 4 - форштевень (стем), 5 - надгедсы, 6 - бакгед, 7 - камбуз, 8 - колокольня, 9, 22 - кофель-планки, 10, 17, 18 - шпили, 11 - пушечные порты, 12 - кнехты, 13 - гон-дек, 14, 19 - трапы, 15 - опор-дек, 16 - шкафут, 20 - квартер-дек (шканцы), 21 - кольдер-шток, 23 - гакаборт, 24 - кормовой балкон, 25 - румпель, 26 - перо руля, 27, 32, 41 - руслень, 28, 33, 42 - пяртнерс, 29, 37 - ставни пушечных портов, 30, 47 - световые люки, 31, 39 - ридерсы, 34 - трюм, 35 - кильсон, 36 - киль, 38 - шпангоуты, 40, 45 - якорный битенг, 43 - кранбол, 44 - гальюн, 46 - грузовой люк.





ОСНАЩЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ «ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»: А - якорь, Б - детали и узлы 16-фунтовой пушки на гон-деке, В - принадлежности к пушке (1 - боевой фонарь, 2 - деревянное ведро, 3 - рог для пороха, 4 - фитильный паяльник, 5 - пробойник и банник, 6 - шуфла, 7 - пыжовник), Г - барказ, Д - якорная кошка.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №9, 10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100