КАТАМАРАН КЛАССИЧЕСКИЙ

Мы настолько привыкли к модному слову «катамаран», что забыли, что в своем первозданном смысле оно означает не двухкорпусное судно, а заостренный плот, связанный из бревен, вооруженный парусом.

Когда в начале прошлого века европейцы впервые увидели полинезийские пироги с вынесенными с борта на жердях балансирами, то по незнанию окрестили их катамаранами, по их мнению, двухкорпусными судами. Правильнее было бы те суда назвать парусными пирогами с поплавками-противовесами.

Фактически катамаран в своем точном значении — плот, связанный из 3-9 бревен красного дерева, бамбука, бальзы или пины, несущий один латинский или люгерный парус, рулевое весло и вместо вынесенного балансира — выдвижные (вниз) кили (шверты). Это так называемый классический катамаран — судно с одним корпусом. До наших дней сохранилось несколько разновидностей классического катамарана: конга, бальза, сингалезский катамаран, янгада и негопатамский катамаран. Их родина — коромандельское побережье Индии, изобретатели — древние рыбаки Мадраса.







Муссонные штормы издавна делали плавание в водах Восточной Индии, изобилующих банками и рифами, опасным для самых мореходных килевых судов. Чтобы не пропустить время лова рыбы и иметь безопасное средство сообщения между островами, индийцы придумали катамаран: легкий, непотопляемый и непереворачиваемый плот с парусом. Они их вязали (и до сих пор вяжут) из 3, 5, 7 или 9 бревен. Центральное бревно толще остальных, носовой его конец заострен и слегка загнут вверх. Боковые бревна прикреплены к среднему бревну таким образом, что носовая часть плота получается заостренной, как у пироги. В средней части плота установлена короткая прочная мачта или козлы из двух жердей, несущие на рее латинский или люгерный парус. Для обеспечения остойчивости у катамарана от двух до шести выдвижных килей (шверты) длиной до двух метров. Их опускают в пазы между бревнами. В зависимости от того, с какого борта и с какой оконечности опускают шверты, катамаран уваливается под ветер, приводится, поворачивает через фордевинд или оверштаг, ложится в дрейф.

При плавании с попутным ветром используют один шверт или рулевое весло, укрепленное в кормовой части судна.





Индийцы настолько мастерски владеют искусством управления катамараном, что совершают плавания при любой погоде и ухитряются перескакивать через песчаные бары, мчась со скоростью 20 узлов.

Средние катамараны достигают 6—10 м в длину, 1,5-2,5 м в ширину, площадь паруса составляет в среднем 50 м2. Длина самых больших катамаранов Индии — 25, ширина — 8м. Они могут принять 20-25 т груза.

Л. СКРЯГИН



Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №9
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100