ЯХТА «КОЛХИДА»

День 25 октября (7 ноября), когда с крейсера Аврора» прогремел выстрел по Зимнему дворцу, стал днем победы Великого Октября. В 10 часов утра Военно-революционный комитет принял написанное В. И. Лениным обращение «К гражданам России», в котором сообщалось о свержении Временного правительства и переходе всей власти в руки рабочих и крестьян.

Это обращение, переданное радиостанцией крейсера «Аврора» и портовой радиостанцией «Новая Голландия», было получено на юге России в тот же час. Приняло его посыльное судно Черноморского флота — яхта «Колхида». В тот исторический день корабль находился в Ростове-на-Дону.

25 и 26 октября на исторических заседаниях II съезда Советов по докладам В. И. Ленина были приняты первые важнейшие декреты Советской власти. Этими декретами были осуществлены главные требования многомиллионных трудящихся масс. Решения II Всероссийского съезда Советов, законодательно оформившие победу Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, победу Великой Октябрьской социалистической революции, также приняла с далеких берегов Невы радиостанция яхты «Колхида».

Неприметное дотоле посыльное судно, переделанное в 1913 году из бывшей царской яхты, оказалось в центре революционных событий на Дону. Именно через радио «Колхиды» на юге России узнали о первых декретах Советской власти. Еще в те героические дни народ стал называть «Колхиду» «Донской Авророй».

К сожалению, этот исторический корабль погиб во время шторма в 1920 году на Черном море, близ берегов Болгарии, у мыса Кара-Бурун. Спустя три года была предпринята попытка поднять корабль со дна моря, но она не увенчалась успехом. Водолазам удалось лишь извлечь на поверхность отдельные предметы с корабля.

Сейчас в Военно-морском музее болгарского города Варна хранятся две реликвии с яхты «Колхида» — нактоуз с магнитным компасом и носовая фигура корабля — вырезанная из дерева голова беркута, а модель этого корабля находится в краеведческом музее Ростова-на-Дону.

С. ЛУЧИНИНОВ, инженер-кораблестроитель

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯХТЫ «КОЛХИДА»

Водоизмещение — 990 т; длина — 67,1; ширина — 8,7; осадка — 4,3 м; мощность паровой машины — 1200 л. с.; скорость — 14 узлов. Экипаж корабля состоял из 80 человек.

На стр. 34 «Колхида» изображена в масштабе 1:400, теоретический чертеж — 1:250 (масштабы приблизительны).



Обозначение отдельных частей и детален модели яхты «Колхида»: 1 — бушприт, 2 — гюйс-шток, 3 — носовая фигура, 4 — форштевень, 5 — кнехт, 6 — крамбалка, 7 — адмиралтейский якорь, 8 — шпиль, 9 — киповые планки, 10 — 75-миллиметровое носовое орудие, 11 — носовой люк, 12 — лебедка, 13 — вьюшка для троса, 14 — фок-мачта, 15 — флаг, 16 — грузовая стрела, 17 — грузовой люк, 18 — световой люк, 19 — двенадцативесельный баркас, 20 — левый бортовой отличительный огонь, 21 — прожектор, 22 — компас, 23 — штурвал, 24 — восьмивесельный катер, 25 — грот-мачта, 26 — зачерненная часть грот-мачты, 27 — вымпел, 28 — переходной мостик, 29 — восьмивесельный вельбот, 30 — шлюпочные ростры, 31 — шлюп-балка, 32 — бизань-мачта, 33 — флаг на гафеле, 34 — сектор руля, 35 — 75-миллиметровое кормовое орудие, 36 — гребной винт, 37 — руль, 38 — подзор кормы, 39 — флагшток.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №1
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100