"КОЛУМБ" ОТКРЫВАЕТ КОМСОМОЛЬСК
ЛАЙНЕР СУНГАРИЙСКОЙ ЛИНИИ
Хабаровский предприниматель А. Ф. Кувшинов не скрывал удовольствия: новый пароход “Колумб”, пущенный им в навигацию 1912 года на сунгарийскую линию, показал себя с самой лучшей стороны.
— Сто пятьдесят тысяч рублей — деньги, конечно, немалые, но пароход этого стоит,— расхваливал он свое приобретение сыновьям-компаньонам.— Еще бы, берет тридцать тысяч пудов груза и до 740 пассажиров. Правда, включая тех, кому приходится размещаться на палубе,— ну да ничего, народишко не жалуется: переселенцы и тому рады. Так пойдет — окупимся за две навигации: “Восток и Меркурий” за пояс заткнем! А там, глядишь, и с самим Амурским обществом потягаемся...
Купец, конечно же, перегнул — Амурское общество пароходства и торговли к тому времени имело 23 мощных скорохода, преимущественно бельгийской постройки, и конкурировать с ними было трудно. Тем не менее “Колумбу” это удавалось — ведь он хотя и был построен в России, ничуть не уступал “иностранцам” и считался одним из лучших заднеколесников в амурском флоте. Корпус его изготовили в Благовещенске, паровые машины—в Одессе, на заводе “Беллино-Фендерих”, котлы — на заводе “Фицнер и Гампер” в Сосновицах. Внутренние помещения судна освещались электричеством — в ту пору на Амуре это считалось редкостью...
Прошло пять лет, и прежде патриархальная жизнь далекой окраины резко переменилась. Телеграф приносил в Приамурье вести одну удивительнее другой: в России революция, флот национализируется, передается в руки рабочих-водников. 15 марта 1918 года было создано народное предприятие речников Амура — “Национальфлот”, комиссаром которого стал Афанасий Николаевич Карпенко, впоследствии расстрелянный белогвардейцами.
Когда собралась комиссия, занимавшаяся переименованием судов, в защиту названия “Колумб” выступил молодой матрос Василий Шемардин:
— У нашего парохода хорошее название: Колумб когда-то открыл Америку, а к международному капиталу и всякой там контре он не имеет никакого касательства!
К его мнению прислушались, и наименование судна решили сохранить...
После окончания гражданской войны “Колумб” вновь начал перевозить пассажиров по Амуру. В 20-е годы в связи с новой экономической политикой пароход передали его прежнему владельцу — А. Ф. Кувшинову, который оставался хозяином до марта 1928 года.
ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЙС
...Весна 1932 года запаздывала. В кабинете начальника Амурского пароходства А. А. Рогожкина собрались речники, работники крайкома партии, приезжие специалисты — и среди них начальник Дальпромстроя И. А. Каттель, которому было поручено возглавить грандиозную стройку — сооружение крупнейшего судостроительного завода в трехстах километрах от Хабаровска, в районе села Пермского. Задача стояла труднейшая — ведь работы предстояло вести на новом, необжитом месте, причем завершить их требовалось в кратчайшие сроки. Было ясно, что все это можно осуществить лишь при величайшем напряжении сил каждого из шести тысяч комсомольцев, откликнувшихся на призыв партии и прибывших в Хабаровск. Поэтому медлить с началом строительства было нельзя.
— Придется идти тебе, Демьян Филиппович,— обратился начальник пароходства к капитану парохода “Колумб” Высочину.— Трудно будет, ледоход пошел... Но делать нечего — у нас из пассажирского флота только ваше судно, “Коминтерн” да баржа “Клара Цеткин”. Рассчитывайте на эти силы.
Д. Ф. Высочин осознавал рискованность предстоявшего рейса. Ни одно из трех названных судов во льду плавать не могло. Даже “Коминтерн” — мощный пароход с железным корпусом: деревянные плицы его бортовых колес тут же разлетелись бы на щепки. А про “Колумб” и говорить нечего — льдины рассекут его деревянную обшивку точно нож... Но задание надо было выполнить, и экспедиция тронулась в путь. Вот как вспоминал о ее начале И. А. Каттель: “6 мая 1932 года от Хабаровска вниз по Амуру отплыла небольшая флотилия. Названием парохода “Колумб” как бы символизировалась вся наша экспедиция, открывавшая для себя и всей Советской страны малоизвестный уголок нашей Родины, чтобы заложить там еще один центр социалистической индустрии...
Рано! — предупреждали нас. Никогда в это время навигация тут не открывалась. Ждать же больше было нельзя... Предупреждения были обоснованные — мы оказались в окружении обширных ледяных полей, их впору разбивать ледоколом. Его роль выполнял “Коминтерн”, действуя не столько ударной силой, сколько маневром ”.
Пять суток продолжался этот беспримерный рейс, один из тяжелейших в истории амурского судоходства. Пароход шел медленно, фактически сплавляясь по течению вместе с расколотым льдом. И все это время капитан Высочин не покидал ходовой рубки — ведь на него легла ответственность за жизнь 515 человек, находящихся на борту “Колумба”. А в случае катастрофы в ледяной воде вряд ли кому удалось бы спастись...
Впрочем, осознавали свой долг абсолютно все члены экипажа. Вместе с капитаном не смыкал глаз штурвальный — двадцатилетний Павел Слесарев, в машинном отделении у телеграфа бессменно нес вахту механик Григорьев, виртуозно управляя оборотами машины по командам с мостика...
А вдоль бортов постоянно дежурили матросы и добровольцы из числа пассажиров — они шестами и баграми отталкивали столь опасные для деревянных бортов льдины.
Когда, наконец, показалась конечная цель путешествия — деревенька Пермское,— посланники комсомола действительно почувствовали себя матросами колумбовских каравелл — ведь перед ними раскинулись неизведанные места, которые еще предстояло открывать и осваивать.
Героические усилия речников-амурцев не пропали даром: десант первостроителей высадился на берег почти на месяц раньше, чем это считалось возможным. А по тем временам даже один день мог решить многое...
У ВЫСОКИХ БЕРЕГОВ АМУРА
Подвиги совершают люди, пароходы лишь помогают им в этом, оставляя в истории свои имена. Трудно переоценить героизм строителей Комсомольска, в считанные месяцы воздвигнувших корпуса крупнейшего судостроительного завода, создавших город — символ трудового энтузиазма.
В том, что войну наш Дальний Восток встретил во всеоружии, есть и доля труда экипажа “Колумба ”.
А сам пароход тем временем продолжал нести свою будничную службу. В 1937 году ему довелось повторить знаменитый рейс во всех подробностях — на этот раз для киносъемочной группы, снимавшей фильм “Комсомольск”. Так “Колумб” сыграл роль самого себя, хотя условия “кинематографического” похода оказались куда менее трудными, чем пять лет назад...
Перед войной пароход-ветеран перестроили, и “Колумб” стал однотрубным. В 1944—1945 годах он выполнял роль плавучего Дома пионеров, а после окончания второй мировой войны на нем были размещены японские военнопленные, дожидавшиеся репатриации. Затем судно разобрали, хотя оно смогло бы, пожалуй, украсить собой набережную Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре.
Да, кораблям судьба редко дарит возможность превратиться в памятник, даже если они того заслужили. Не довелось этого и “Колумбу”. И все же благодарная людская память хранит имя парохода, с которого начиналась легендарная история строительства “города на заре” — Комсомольска-на-Амуре.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
В последние годы на соревнованиях среди моделей гражданских судов все реже появляется что-либо оригинальное, привлекающее внимание и судей и зрителей. В этом отношении “Колумб” будет выделяться не только внешним видом, но и типом движителя. Особенно интересен этот пароход как прототип модели для прямого курса.
Корпус относительно простых обводов, но на нем можно показать стыки и пазы, а также металлические гвозди крепления. Между 3-м и 4-м шпангоутами — наметочный иллюминатор. Надводная часть борта черная, ватерлиния белая, подводная часть красная.
Привальный брус нависает над бортами. В районе 4-го шпангоута крепится кольцо для заводки сваи (таким способом снимали пароход с мели). Главная и вторая палубы, а также стойки ограждения мостика и второй палубы, настилы на тентовой палубе, ограждения трапов — деревянные. Тентовая палуба, куда пассажирам вход запрещался, покрывалась крашенным в серый цвет брезентом поверх дерева.
Трубы — черные, с красной полосой и белыми каемками по краям. Якорное устройство состояло из пароручного шпиля с двумя звездочками, которые выбирали основную якорь-цепь. Дректов, или вспомогательную якорь-цепь меньшего сечения, выбирали по мере подхода к якорю, вручную. Для крепления по-походному якоря также вручную подтягивали на кат-балках и крепили. Как видим, якорное устройство сложнее, чем современное, зато случаи утери якорей в то время были крайне редкими.
Надстройки обшивались рейкой в горизонтальном направлении — нижняя рейка нуждается в ремонте чаще, поэтому менять ее было удобнее.
Гребное колесо — с неповоротными деревянными плицами. Спицы и обода колеса выкрашены в красный цвет. Обода стянуты между собой четырьмя парами металлических прутковых тяг, шатуны — деревянные, окованные металлом.
Пароход ходил на дровах, которые укладывались вдоль проходов. Также вдоль проходов и под леерами укладывались стрелы для снятия с мели (два бревна по 5—6 м длиной), багры, наметки для измерения глубины, а вдоль пролетов — трапы.
При восстановлении внешнего вида большую помощь автору оказали ветераны Амурского пароходства А. В. Трошин и Ф. Ф. Ковалев. Была использована также модель, хранящаяся в Хабаровском краеведческом музее, архивные документы Амурской инспекции Регистра и кадры из фильма “Комсомольск ”.
А. ПАВЛОВ, г. Якутск
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРОХОДА “КОЛУМБ ”
Тип судна — товаро-пассажирское.
Корпус — деревянный (сосна).
Длина (по корпусу), м —58,2.
Ширина (по корпусу), м—10,97.
Ширина габаритная, м —13,7.
Высота борта (на миделе), м —2,87.
Высота с надстройками (от днища), м—11,0.
Осадка порожнем/а грузу, м — 0,84/1,52.
Машина — компаунд, горизонтальная, 450 индикаторных л. с. при 22 об/мин.
Котлы —2 оборотных, давление 11 атм.
Грузоподъемность, т —377.
Место и год постройки — г. Благовещенск, 1912.
|