Авиация
Танки и боевые машины
Корабли и суда
Автомашины и другая техника
Морская коллекция
Oбщественное КБ 'М-К'
Малая механизация
В мире моделей
Статьи на другие темы из М-К
Содержание журналов за некоторые годы
Галерея изображений из журнала и других источников
Другие издания такой же направленности


Реклама:

 

ВМЕСТЕ С “ВАРЯГОМ” ПРИНЯЛА НЕРАВНЫЙ БОЙ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА “КОРЕЕЦ”

Бой у Чемульпо 27 января 1904 года стал одной из самых ярких страниц летописи героизма русского флота.

Экипажи крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”, застигнутые в корейском порту многократно превосходящей их по силе японской эскадрой, единодушно отвергли предложение сдаться и вступили в свой последний бой. Весь мир тогда поразила отвага русских моряков.

О героическом крейсере написаны многочисленные статьи и книги, сложены песни, снят кинофильм. Гораздо меньше повезло его товарищу — канонерской лодке “Кореец”, информацию о которой никак не назовешь избыточной. Но не следует забывать: слава “Корейца” неотделима от славы “Варяга”. И сегодня мы попытаемся восполнить существующий пробел, предлагая нашим читателям подробные чертежи знаменитой русской канонерки.

В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю...

5 января 1904 года (все даты — по старому стилю) канонерская лодка “Кореец” прибыла в качестве стационара (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку “Гиляк” ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер “Варяг”, будущий “товарищ по оружию” старой канонерки.

“Кореец” к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии. Вскоре после вступления в строй в 1888 году он отправился на Дальний Восток и с тех пор не покидал тихоокеанские воды. В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ. И к началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г. П. Беляевым.

24 января японский посланник в Петербурге известил русское правительство о разрыве дипломатических отношений. Об этом в тот же день стало известно командиру “Варяга” В. Ф. Рудневу от командиров иност ранных стационеров. Но посланник Павлов, которому Руднев немедленно передал эту новость, не поверил сведениям, полученным от частных лиц. Он все еще надеялся на спасительные директивы из Порт-Артура. Чтобы попытаться лично убедить Павлова в опасности и бесцельности стоянки русских кораблей в чужом порту при всех признаках надвигающейся войны, В. Ф. Руднев выехал в Сеул. Однако предложение о немедленном уходе обоих кораблей Павлов отклонил, направив в Порт-Артур лишь одного “Корейца”.

“Кореец”, приняв почту с французского, английского и итальянского крейсеров, снялся с якоря 26 января в15 часов 40 минут; но уже через 15 минут с канонерской лодки увидели идущую встречным курсом в двух кильватерных колоннах японскую эскадру контр-адмирала Уриу.

Командир “Корейца” приказал сигналом сообщить на “Варяг” о появлении японских кораблей. Сущность намерений противника не вызывала сомнений — орудия японских крейсеров были расчехлены и направлены на русскую канонерку. Когда “Кореец” поравнялся со вторым в колонне крейсером, шедший третьим броненосный крейсер “Асама” выкатился из строя, преградив русским путь в море. Одновременно японские миноносцы, зайдя с обоих бортов канонерки, атаковали ее торпедами с дистанции 1,5 — 2,0 кабельтовых. На русском корабле пробили боевую тревогу, комендоры взяли под прицел своих орудий японские миноносцы. Умело маневрируя, “Кореец” уклонился от двух торпед; третья затонула, не доходя нескольких метров до борта. Но путь в открытое море был отрезан, а предпринимать ответные действия Г. П. Беляев не считал себя вправе, поэтому он приказал повернуть обратно. Команда “открыть огонь”, отданная после второй японской торпеды, была немедленно отменена, поскольку корабль уже входил на нейтральный рейд Чемульпо. Лишь два случайных выстрела из 37-мм пушки сделали русские моряки, что, однако, не помешало впоследствии японским историкам назвать их первыми выстрелами войны, “скромно” умолчав о выпущенных по “Корейцу” торпедах.

Пройдя под бортом “Варяга”, “Кореец” отдал якорь у него за кормой. Беляев немедленно прибыл на крейсер, где получил от В. Ф. Руднева приказ готовиться к бою.

А тем временем на рейд уже втягивались японские транспорты с войсками, и под прикрытием крейсеров и миноносцев началась высадка десанта...

Утром 27 января 1904 года прибывшему на английский крейсер “Толбот” В. Ф. Рудневу был вручен переданный через русское консульство ультиматум Уриу — требование покинуть порт Чемульпо до 12.00 27 января, в противном случае русские корабли будут атакованы прямо на рейде. Возвратившись на “Варяг”, В. Ф. Руднев объявил офицерам, что русским кораблям предстоит вступить в бой со всей японской эскадрой, насчитывающей 15 вымпелов. Решение совещания было единодушным — сражаться и не посрамить чести андреевского флага, а в случае утраты боеспособности — взорвать корабли. На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты.

Опытный военный моряк, Г. П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра. Поэтому в присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше.

Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры. На “Варяге” к выстроенной на палубе команде обратился В. Ф. Руднев. Сообщив об ультиматуме Уриу, командир далее сказал: “Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови”.

Командиру ответили дружным “ура!”. Похожее происходило и на “Корейце”. Больные матросы из лазаретов добровольно стали в строй; отказались съехать на берег и укрыться в консульстве вольнонаемные члены команд, в том числе кок “Корейца” Антон Криштофенко, воскликнувший: “Умирать, так уж всем вместе!”

В 11.20 под звуки русского гимна “Варяг” и “Кореец” двинулись к выходу с рейда. Команды французского, английского и итальянского стационеров, построенных во фронт, салютовали русским кораблям. На итальянском крейсере играли русский гимн.

Уриу поджидал русские корабли в 10 милях от Чемульпо, видимо, не сомневаясь в сдаче противника, попавшего в совершенно безвыходное положение. Но “Варяг” не ответил на сигнал японцев с предложением сдаться, поднятый на крейсере “Нанива”. На стеньгах и гафелях русских кораблей затрепетали боевые андреевские флаги. В 11.45 с дистанции 40 — 45 кабельтовых прогремели первые залпы с “Асамы”...

Пожалуй, не следует останавливаться на подробностях знаменитого боя — он достаточно хорошо описан в литературе. Заметим лишь, что “Корейцу”, вооруженному устаревшими орудиями, вести сражение было еще труднее, чем слабо защищенному, но современному “Варягу”. Тем большее уважение вызывает героизм экипажа канонерки, в течение часа непрерывно стрелявшего по противнику и в критический момент боя вызывавшего огонь на себя, прикрывая отход израненного крейсера... В 12 часов 45 минут русские корабли вернулись на рейд Чемульпо.

Даже беглый осмотр повреждений, полученных “Варягом” в бою, показал, что боеспособность крейсера фактически утрачена: в исправности осталось только два 152-мм орудия; невосполнимыми (до 45% палубной команды) были людские потери. Военный совет констатировал, что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, а поэтому было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена.

На “Корейце” стали готовиться к взрыву. Специальная группа, состоявшая из мичмана А. М. Бутлерова, старшего механика И. Л. Франка, боцмана Я. Софронова, матросов Ваганова и Емельянова под руководством минного офицера лейтенанта А. И. Левитского решила взрывать лодку с помощью горящего 15 минут фальшфейера, обмотав его промасленной ветошью и обложив картузами с порохом.

Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на иностранные корабли раненых, а затем и остальных членов команд. С •Корейца” последним сошел его командир Г. П. Беляев.

Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В. Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов.

... О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием. Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г.”.

Водоизмещение проектное 1300 т, длина наибольшая 66,3 м, ширина 10,7 м, осадка 3,5 м.

Мощность машинной установки 1500 л. с, скорость хода 13 узлов,

Вооружение: два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм орудия, шесть 37-мм пушек Гочкиса, 1 один торпедный аппарат.

Экипаж: 12 офицеров, 25 унтер-офицеров и 137 матросов.

Канонерская лодка “Кореец”: 1 — бом-утлегарь-штаг, 2 — ватер-штаг, 3 — подбушпритные перты, 4 — бушприт, 5 — гюйс-шток, 6 — гюйс, 7 — фор-стень-штаг, 8 — бом-кливер-леер, 9 — фор-брам-стень-штаг; 10, 11, 19, 20, 72—вентиляционные дефлекторы, 12—световой люк, 13—фока-штаг, 14—фок-мачта, 15—фор-брам-топенант, 16—фор-марса-топенант, 17—гафель-эрнс-бакштагифор-триселя, 18 — фока-топенант, 21 — дымовая труба, 22 — грот-стень-штаг, 23— фор-брам-брасы, 24 — фор-марса-брасы, 25— фока-брасы, 26— грот-штаг, 27—грот-мачта, 28 — вымпел, 29 — грота-дирик-фал, 30 — крюйс-стень-штаг, 31— грота-гафель-эрнс-бакштаги, 32 — бизань-штаг, 33— бизань-мачта, 34 — бизань-дирик-фал, 35 — флаг, 36 — флаг-фал, 37 — бизань-гика-топенанты, 38 — бизань-гафель-эрнс-бакштаги, 39—крышка якорного клюза, 40—орудие главного калибра, 41—битсы и кофель-нагельные планки грот-мачты; 42, 47, 79—кофель-нагельные планки, 43— главный компас, 44—скуловой киль, 45—баркас 12-весельный, 46—сходный люк, 48 — трюмная помпа (2 шт.); 49 — световой люк и сходный тамбур машинного и котельного отделения, 50—катер гребной 12-весельный; 51, 54, 58, 67, 86—световые люки; 52, 57— надстройки, 53— коечные сетки с койками вдоль фальшборта, 55— кормовой штурвал, 56 — битсы у бизань-мачты, 59 — палубный иллюминатор (26 штук), 60 — бом-утлегарь-бакштаги, 61 — ватер-бакштаги, 62 — револьверная пятиствольная пушка Гочкиса, 63 — стопор якорной цепи, 64 — шпиль, 65 — шлюпочный выстрел; 66, 78 — кнехты, 68—крышка горловины угольной ямы (16 штук), 69—командирский мостик, 70—вельбот 12-весельный, 71 — орудие 107-мм, 73 — забортный трап, 74 — битсы и кофель-нагельная планка у грот-мачты, 75— ростерные бимсы, 76— ручной насос Стока, 77— паровой катер, 80—кормовое 152-мм орудие, 81—ял 4-весельный, 82—бом-кливер-нирал, 83 — кливер-нирал, 84 — бом-кливер-шкоты, 85 — кливер-шкоты, 87 — гордень брамселя, 88 — марса-бык-гордени, 89 — рубашечный гордень марселя, 90 — фока-бык-гордени,91 — фока-нок-гордени.92 — брам-гитовы,93 — брам-фал,в4 — фор-салинг, 95—марса-фал, 96—фор-марс, 97—талреп, 98 — фока-галс, 99 — фока-шкот, 100 — фор-марса-гитовы, 101 — фор-брам-шкоты, 102 — борг, 103 — фока-гитовы, 104 — фор-марса-шкоты, 105—бизань-гафель, 106—гафель-гардель, 107—крюйс-салинг, 108—линь для перевязки сегарсов, 109—бизань-гика-топенанты, 110—бизань-шкот, 111 — бизань-гик, 112 — бизань-гика-шкоты, 113, 114, 115, 116 — гитовы бизани, грота и фор-триселя, 117—грот-марс, 118—флюгер, 119—фока- и грота-гафели, 120—фор-трисель и грота-галсы, 121 — выстрел-топенант, 122— грота-шкоты и фор-трисель-шко-ты, 123—якорь Бакстера. Буквами обозначены паруса: А—бом-кливер, Б—кливер, В — фок, Г — фор-марсель, Д — фор-брамсель, Е — фор-трисель, Ж — грот, И — бизань.

СОВЕТЫ МОДЕЛИСТУ.

Чертежи модели воспроизводят внешний вид канонерской лодки “Кореец” в первые годы службы, когда она имела развитый рангоут и прямое парусное вооружение на фок-мачте. Позже рангоут был упрощен и облегчен. На фок-мачте установили один легкий рей для фалов сигнальных флагов; паруса остались только косые. Все гребные шлюпки имели обшивку, выполненную внакрой; у парового катера обшивка вгладь. При изготовлении модели под парусами желательно в шлюпках показать основные предметы снабжения: весла, от-порные крюки, румпели, анкерки, маты и т. д. Если паруса на модели отсутствуют (или убраны), шлюпки можно покрыть “брезентовыми” чехлами, а на гюйс-штоке должен быть гюйс.

Окраска. Корпус выше ватерлинии, якоря, якорные цепи, кнехты, стеньги от топов до эзельгофтов, марсовые площадки (сверху), реи, гафели, выстрелы, стволы орудий, станки 203-мм, 152-мм и 107-мм орудий, крышки горловин угольных ям, дымовая труба в верхней части, стоячий такелаж — черные. Корпус ниже ватерлинии — красный. Фальшборт изнутри, коечные сетки, рубка, переборки надстроек, бортовые рубки, световой люк на полубаке, талрепы, мачты, стеньги от эзельгофтов до марсовой площадки, салинги, эзельгофты, топы стеньг, бизань-гик, бушприт, гюйс-шток, все леерные ограждения и стойки, прожектор, стойки 107-мм орудий и пушек Гочкиса, щиты 203-мм и 152-мм орудий, шлюпбалки и их цепной такелаж, шлюпки и паровой катер снаружи, вентиляционные дефлекторы, ростерные бимсы, декоративная полоса вдоль корпуса, ватерлиния — белые. Дымовая труба — желтая. Ватер-вейс — зеленый. Крышки и комингсы сходных и световых люков, отделка надстроек, планширь леерных ограждений командирского мостика, битсы и кофель-нагельные планки, трапы, нактоузы компасов, решетчатые банкеты под пушками Гочкиса, шлюпки изнутри, штурвалы — темное натуральное дерево. Настилы верхней палубы, палубы полубака, командирского и прожекторного мостиков — светлое натуральное дерево. Защитные колпаки компасов, рамы бортовых и палубных иллюминаторов, полукольцевые направляющие для перемещения катков 107-мм орудий, гребные винты, надпись “Кореец” и герб — под бронзу.

Необходимо обратить внимание на окраску такелажных блоков: они белые или черные, в зависимости от цвета той части рангоута, на которой крепятся. Например, два блока дирикфала, крепящиеся на гафеле, черного цвета, а третий блок, укрепленный на эзельгофте — белого.

Ю.БЕЛЕЦКИЙ, г. Рига

Чертежи для печати (5 листов)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru


Реклама:
 







<


Rambler's Top100