СЛАВА И БЕССМЕРТИЕ «КРАСНОГО КАВКАЗА»

...Корабль тонул. Тринадцать снарядов, пять мин крупного калибра и четыре авиабомбы в разных местах разорвали его броню. Восемь пробоин над ватерлинией, три — ниже. Внутрь принято почти 2 тыс. т воды. Взрывами перекошена палуба. Сорваны с фундаментов 100-миллиметровые пушки. Из-за дифферента выведена из строя артиллерия главного калибра. Восьмибалльный шторм, 17° ниже нуля. На командный мостик один за другим поступают доклады:

— В котельной номер четыре — вода!

— Затапливает коридор командного состава!

— Вода поступает в артпогреба главного калибра!

Таково было положение дел на крейсере «Красный Кавказ», когда он в ночь на 5 января 1942 года подходил к Новороссийску. А впереди еще 70-мильный переход по штормящему морю до Туапсе...

Ценой неимоверных усилий экипаж спас свой корабль — во имя славы погибших и во имя грядущей. Именно «Красному Кавказу» суждено было занять особое место в истории советского Военно-Морского Флота: с него началась наша морская гвардия.

* * *

Сказано: корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Обычную и необычную. Судьба «Красного Кавказа» почти во всем оказалась необычной.

Крейсер был заложен еще в 14-м году, строился на Николаевском заводе. Одновременно с ним на заводах Петербурга и Ревеля строилось еще шесть кораблей подобного типа. По проекту, их водоизмещение равнялось 6800 т, борта и палуба имели легкую броню, а вооружение состояло из 12 152-миллиметровых орудий.

Империалистическая война сорвала строительную программу, хотя первый из двух строящихся в Николаеве кораблей (он получил название «Адмирал Лазарев») был спущен со стапелей летом 1916 года. А после Октябрьской революции из-за острой нехватки средств недостроенные корабли пустили на слом. Достраивать же решили: на Балтике — крейсер «Светлана» (переименованный в «Профинтерн»), на Черном море — крейсера «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». Они были также переименованы: первый стал «Червоной Украиной», а второй — «Красным Кавказом».

Семь лет простоял недостроенный крейсер «на приколе». Корпус его покрылся ржавчиной, оброс ракушками и водорослями. Казалось, что жизнь никогда не возродится в его бронированных недрах.

Однако все решилось иначе. В 1924 году Совет Труда и Обороны постановил достроить крейсер. Корабль был введен в док. Но и теперь строительство его шло крайне медленными темпами. Объяснялось это не только трудностями восстановительного периода, но и тем обстоятельством, что советские корабелы на базе спроектированного англичанами «Адмирала Лазарева» решили создать свой, принципиально новый крейсер. И если «Профинтерн» и «Червона Украина» вступили в строй уже в конце 20-х годов, то «Красный Кавказ» поднял военно-морской флаг лишь в 1932 году. Зато это был корабль, во многом отличный от своих собратьев по серии.

Изменения, внесенные в проект советскими специалистами, в первую очередь коснулись артиллерийского вооружения крейсера. Так, вместо 152-миллиметровых орудий на «Красном Кавказе» установили новейшие 180-миллиметровые — по одному орудию в четырех полностью бронированных башнях. Английский проект, как известно, предусматривал лишь прикрытие пушек броневыми щитами. В соответствии с новыми требованиями стремительно развивавшейся военной науки на корабле была установлена и зенитная артиллерия. Она состояла из четырех спаренных 100-миллиметровых пушек и большого количества автоматических установок малого калибра. Дополняли вооружение крейсера четыре трехтрубных торпедных аппарата и глубинные бомбы. Имелась и катапульта для самолета-разведчика.

Крейсер развивал скорость в 29 узлов — это обеспечивали ему четыре турбины общей мощностью в 50 тыс. л. с.

Понятно, что за счет нововведении увеличилось и водоизмещение «Красного Кавказа» — теперь оно составляло 9 тыс. т.

На протяжении многих лет «Красный Кавказ» оставался самым совершенным кораблем советского Военно-Морского Флота. Входя в состав кораблей севастопольской эскадры, он еще в мирное время носил на одной из своих труб звезду с золотой окантовкой — знак первенства в соревновании по боевой и политической подготовке среди кораблей ВМФ.

Война... Она застала крейсер в Севастополе, куда только что вернулся с учений флот. А уже 23 июня «Красный Кавказ» получил первое боевое задание — поставить оборонительное минное заграждение в районе Севастополя. Оно было выполнено с высокой оценкой командования. Затем были высадка десанта в районе Одессы, артиллерийские дуэли с береговыми батареями противника, отражение ежедневных налетов авиации, переброска войск и техники и множество других дел, которые создавали и укрепляли славу «Красного Кавказа». И всегда, в любых ситуациях личный состав крейсера проявлял максимум героизма, выучки, сноровки и смекалки. В дни войны ломались привычные представления, менялись взгляды, пересматривались, казалось бы, незыблемые правила. Например, считалось, что крейсер может принять на борт не более 500 человек. «Красный Кавказ» принимал по тысяче, две, а однажды перебросил в нужный район 4700 человек! При атом он не терял своей боевой мощи, оставаясь прежде всего артиллерийским кораблем.

Но венцом боевой деятельности «Красного Кавказа» явилось, конечно, его участие в Керченско-Феодосийской операции. Согласно ее плану в ночь на 29 декабря 1941 года часть кораблей Черноморского флота должна была прорваться в занятую немцами Феодосийскую гавань и высадить там десант. Главное место в прорыве отводилось «Красному Кавказу». Он получил задание не только войти в гавань, но ошвартоваться непосредственно у мола и высадить 633-й стрелковый полк, составляющий первый бросок десанта.

Чтобы понять сложность вставшей перед кораблем задачи, нужно ясно представлять себе такую операцию, как швартовка. Она — дело сложное даже в обычных условиях и требует от командира высокой морской культуры, а от команды — безупречной выучки и четкости в действиях. «Красному Кавказу» предстояло швартоваться под ураганным огнем врага. К тому же, как выяснилось впоследствии, в действие вступили и такие отрицательные факторы, как сильный отжимной ветер и наличие вблизи мола минной банки, препятствовавшей свободному маневрированию корабля. Однако командир крейсера капитан 2-го ранга Алексей Матвеевич Гущин с честью вышел из трудного положения. «Красный Кавказ» вошел в гавань, ошвартовался и высадил десант. В течение двух часов находился корабль у мола, ведя ожесточенный огонь по противнику, стремящемуся во что бы то ни стало сбросить десант в море. По крейсеру била артиллерия, стреляли танки и минометы. Прямым попаданием был разрушен ходовой мостик, начались пожары. Но экипаж крейсера ни на минуту не прекращал ответного огня. Комендоры, даже раненые, не отходили от орудий.

Однако был момент, когда сжались самые мужественные сердца.

— Пожар во второй башне! — доложили на мостик.

Как оказалось, вражеский снаряд пробил броню башни и взорвался внутри. Загорелись электропроводка, краска. А на элеваторе подачи в это время лежали так называемые «картузы» — метровые пакеты из пороховых пластин. Верхний «картуз» уже охватило пламя. Еще мгновение — и оно перебросится на рядом лежащие, дойдет* до погреба. Тогда — колоссальной силы взрыв, и искореженный крейсер ляжет на дно.

Инструкции четко определяют действия командира в подобных положениях — затапливать. Но как затопить башню, если там могут оказаться живые люди! Твои матросы! К счастью, Алексею Матвеевичу не пришлось отдавать приказ о затоплении. В башне убило не всех. Очнулся краснофлотец Василий Покутный. Он увидел горящий «картуз». В дыму, не найдя огнетушителя, стал гасить огонь своим телом. А пожар уже заметили. К башне бросились электрик Павел Пилипко и комендор Петр Пушкарев. Но броневая дверь была задраена изнутри. Через запасной лаз Пушкарев проник в башню, где натолкнулся на снова потерявшего сознание Попутного. Рядом лежали еще несколько краснофлотцев. Не теряя времени, Пушкарев отдраил дверь и выбросил на палубу горящий «картуз». Там его подхватили подоспевшие краснофлотцы. Пушкарев меж тем боролся с огнем внутри башни. От газов у него кружилась голова, огнем обжигало руки. Когда на помощь подоспело отделение старшины 2-й статьи Сергея Смирнова, пожар в основном был ликвидирован.

А крейсер по-прежнему стоял у мола, выгружая последние пушки десантников. Над Феодосией занимался рассвет. Вот-вот должна была появиться авиация противника. Неподвижный крейсер — прекрасная цель для самолетов. Нужно было уходить. Выбирать якорь уже не оставалось времени. Расклепали якорную цепь, и крейсер устремился к выходу из базы...

По матросскому обычаю, в море хоронили погибших. Зашитые в парусиновые матросские койки исчезали за кормой тела. Двадцать три всплеска поднялись и растворились в бешеном кипении буруна...

1 января 1942 года израненный крейсер отдал якорь в Цемесской бухте. И тут же — новое задание: доставить — в Феодосию зенитный дивизион. Состояние «Красного Кавказа» исключало дальний поход, но у командования не было выбора: крейсер был единственным кораблем, который мог быстро помочь десантникам.

...129 миль до Феодосии по штормовому морю. 17° ниже нуля. Туман. Когда пришли в Феодосию, пушки, автомашины и тягачи, погруженные прямо на палубу, пришлось вырубать изо льда: он покрывал крейсер как броня. Уже последняя пушка, поднятая стрелой, повисла над пирсом, когда прилетели немецкие пикирующие бомбардировщики. Бомбы рвались со всех сторон. Начала оседать корма. Еще несколько минут, и она ляжет на грунт. Скорее в море!

— Рубить швартовы! С якоря сниматься!

Несколько минут напряженного ожидания — в порядке ли носовой шпиль? Выберется ли якорь?

— Чист якорь!

Крейсер дал ход. И тогда поступил первый доклад:

— В котельном номер четыре — вода!

Затем доклады обрушились лавиной:

— Затапливает коридор командного состава!

— В отсеке вспомогательных механизмов — вода!

Крейсер тонул...

Была ночь на 5 января 1942 года. «Красный Кавказ» подходил к Новороссийску. До Туапсе оставалось еще 70 миль.

И все-таки они дошли! Наперекор всему. Фантастический вид являл собой крейсер. Кормы не было — она вся ушла под воду, которая плескалась у четвертой башни. Из многочисленных пробоин в бортах высовывались матрацы, спасательные нагрудники, матросские бушлаты и одеяла — все, чем моряки преграждали путь воде.

Осмотр показал, что отремонтировать корабль в Туапсе невозможно. Для этого нужно идти в Поти. Еще двое суток его вели на буксире. Лопались тросы — море не оставляло надежды заполучить новую жертву. Лишь перед самым Поти ветер успокоился, и «Красный Кавказ» медленно вошел в гавань.

И здесь экипаж пережил волнующие минуты: эскадра торжественно встречала крейсер. Флаги расцвечивания вились над кораблями, гремели оркестры. Флагман, а затем вся эскадра подняли сигналы: «Да здравствует героический крейсер «Красный Кавказ»!», «Слава героям Феодосии!»

А 3 апреля 1942 года был передан Указ о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского Флота звания гвардейских. Первым был назван крейсер «Красный Кавказ».

Сейчас его уже нет в строю. Он честно отслужил положенный срок. Но бессмертны его традиции и слава, которую, как святыню, берегут на флоте. Бессмертна память о первых гвардейцах, изумивших и восхитивших своими подвигами весь мир...

Б. ВОРОБЬЕВ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ КРЕЙСЕРА "КРАСНЫЙ КАВКАЗ"

Необходимо выбрать определенную конструкцию корпуса. Для ходовых моделей их существует несколько видов, а наиболее распространенный сейчас — это корпус, сделанный из стекловолокна.

Он несложный и менее трудоемкий, чем остальные. Постройку нужно начинать с изготовления монолитного корпуса, который называют болванкой. Она может быть склеена из досок в пакет или выстругана из целого куска древесины. С теоретического чертежа модели на болванку переносят сначала линию диаметральной плоскости, затем на боковой поверхности прочерчивают линии шпангоутов, форштевня, ахтерштевня и линию палубы. Разметив таким образом брусок, приступают к изготовлению шаблонов шпангоутов, которые вырезаются из фанеры и в точности соответствуют своему изображению на чертеже. При обработке бруска необходимо проверять шаблонами точность обработанной поверхности, то есть первый шаблон должен соприкасаться с поверхностью корпуса в районе первого шпангоута без просветов и т. д.

После шпаклевки, тщательной обработки наждачной бумагой болванка покрывается восковой мастикой для натирки полов. Затем болванка смазывается разведенной эпоксидной смолой, на которую наклеивают первый слой стеклоткани вдоль корпуса, следующий слой накладывается поперек и так далее. Слоев должно быть не менее четырех. После высыхания, которое продолжается 16-18 час., края и излишки стеклоткани аккуратно обрезают. Выклеенный корпус снимается с болванки, для этого на палубе болванки приворачивается обычная дверная ручка. Корпус обрабатывается напильниками. По форме носа и кормы из липы вырезают бобышки, которые вклеиваются внутрь корпуса. Там же устанавливаются и укрепляются: дейдвуд, гельмпорт, редуктор и мотор. Дейдвуд из трубки, в концы которой вставляются шарикоподшипники. На наружных концах гребных валов нарезается резьба для насадки гребных винтов. Установив внутреннее оборудование, настилают палубу, в которой необходимо сделать под съемными надстройками доступ в машинное отделение. Окончив работу с палубой, можно приступить к шпаклевке и покраске корпуса модели, предварительно заклеив палубу бумагой, чтобы не испачкать ее краской. Густой нитрошпаклевкой выравнивают впадины и неровности, когда шпаклевка высохнет, ее зачищают наждачной бумагой, смачивая при этом керосином или бензином. Для следующих слоев приготавливают жидкую шпаклевку и накосят ее на поверхность корпуса кистью. Затем корпус обрабатывается наждачной бумагой. Поверхность корпуса модели должна быть абсолютно ровной и гладкой. Через 24 часа после шпаклевки рейсмусом проводится ватерлиния. Подводный борт по ватерлинии заклеивается бумагой, после этого приступают к покраске надводного борта в шаровый цвет, этим же цветом красятся надстройки. Дав высохнуть надводному борту, его заклеивают бумагой и, сняв бумагу с подводного борта, окрашивают его в красный цвет. Краску следует наносить в 4 — 6 слоев. Так же изготавливается корпус для настольных моделей, но обязательно из склеенных в пакет досок и без последующей обклейки стеклотканью. Корпус для ходовых моделей можно сделать наборный. Это сложная, требующая большого внимания работа. Вкратце мы расскажем и об этом методе. Выпиливаются шпангоуты из фанеры толщиной 4-5 мм, в их наружных краях вырезают пазы для стрингеров. Стрингеры делают из сосны, желательно сухой и прямослойной. Расстояние между стрингерами должно быть не меньше 20 мм. На внутренней кромке киля делают пазы для шпангоутов. Чтобы киль не был ослаблен пропилами, их следует делать не глубже 3-5 мм. Киль и штевни тщательно подгоняются друг к другу, так, чтобы они находились в одной плоскости. После сборки киля и штевней, собирают все шпангоуты, которые скрепляются вначале привальными брусьями. Затем бортовыми и днищевыми стрингерами. Все деревянные части судового набора желательно склеивать водостойким клеем: эмалитом, АК-20 или БФ-2. Корпус желательно обшить фанерой толщиной 0,7-1,5 мм. Желательно, чтобы лист обшивки перекрывал две-три шпации. После обшивки корпуса и его просушки корпус обрабатывается напильниками, наждачной бумагой. Желательно после шлифовки корпус внутри и снаружи покрыть несколько раз эмалитом. Внутренние механизмы устанавливаются в том же порядке, что и в корпусе из стекловолокна. Устанавливается палуба. Корпус шпаклюют, грунтуют, шлифуют мелкой наждачной бумагой и красят. Все надстройки окрашивают в шаровый цвет. Швартовые и якорное оборудование — в черный. Винты — в желтый цвет. На модели можно использовать электродвигатели постоянного тока 12-27 в с мощностью двигателя 70-80 вт. Если число оборотов мотора слишком велико, ставят редуктор для уменьшения оборотов до 1000 в минуту. Для питания электромотора используют малогабаритные аккумуляторы, батарейки КБС или ФБС.

М. МИХАЙЛОВ



СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ КРЕЙСЕРА «КРАСНЫЙ КАВКАЗ»: 1. Гюйсшток — 1, стальная проволока. 2. Якорь Холла — 2, свинец, оргстекло, целлулоид. 3. Кнехты, швартовные и буксирные, свинец, пластмасса или оргстекло. 4. Горловина форпика — 1, оргстекло, целлулоид. 5. Шпиль — 2, латунь, свинец или оргстекло. 6. Башни 180-мм орудий — 2, стволы — латунь, башни — жесть, фанера или оргстекло. 7. Боевая рубка — 1, фанера, жесть или оргстекло. 8. Дальномерный пост главного калибра — 1, латунь, жесть или оргстекло. 9. Командно-дальномерный пост — 2, латунь, жесть или оргстекло. 10. Рей для подъема сигнальных фалов — 1, проволока, нитки. 11. Прожекторы — 5, латунь или оргстекло. 12. Дальномеры — 2, латунь, жесть или оргстекло. 13. Выстрел — 2, проволока. 14. Зенитные пулеметы — 2, латунь, свинец, проволока. 13. Шлюпки — 4, оргстекло, шпон. 16. Дымовые трубы — 2, жесть или дюраль. 17. Кожухи вентиляторов — 2, оргстекло. 18. Рубка котельного отделения — 1, жесть или оргстекло. 19. Башни 100-мм спаренных орудий — 6, латунь, жесть, оргстекло. 20. Торпедные трехтрубные аппараты — 4, латунь, оргстекло. 21. Кран — 1, проволока разного сечения. 22. Катер — 1, оргстекло. 23. Кормовой дальномерный пост — 1, латунь, жесть или оргстекло. 24. Кормовая башня 100-мм орудия — 2, латунь, фанера, оргстекло или жесть. 25. Кормовой шпиль — 1, латунь, дюраль, свинец или оргстекло. 26. Государственный герб — 1. 27. Полубалансирный руль — 1, латунь или дюраль. 28. Винты — 4, латунь или сталь. 29. Минные рельсы — 2, целлулоид или металлическая пластинка. 30. Горловины кормовых люков — 2, оргстекло, целлулоид. 31. Ограждение винтов — 2, проволока. 32. Вьюшки тросов — 2, латунь, оргстекло.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100