Архив журнала Моделист-Конструктор
T FACE="Verdana, Arial" SIZE=2> |
1 — привальный брус, 2 — корпус, 3 — перо руля, 4 — гребной винт, 5 — дейдвудная труба, 6 — киль, 7 — наклонный трап, 8 — пуговица для крепления стропов, 9 — боковой киль, 10 — якорь Холла, 11 — флагшток, 12 — рында, 13 — надстройка, 14 — отличительные огни, 15 — мачта, 16—одиночный крестовой кнехт, 17, 18, 22, 23 — сиденья, 19 — спасательный круг, 20 — спасательное устройство, 21 — кнехт, 24, 25 — люки, 26 — брашпиль, 27 — винтовой стопор, 28 — спинка сиденья, 29 — дымовая труба, 30 — стол, 31 — коммутатор отличительных огнен, 32 — кресло, 33 — компас, 34 — штурвал, 35 — радиотелефон, 36 — пульт управления главным двигателем, 37 — мостик, 38 — рулевая рубка, 39 — наклонный трап мостика. |
Нужно предостеречь начинающих спортсменов от постройки подобной модели для выступлений в классе ЕН (самоходные копии гражданских судов). При всей привлекательности прототипа и простоте воспроизведения его внешних форм теплоход имеет обводы корпуса значительной полноты и малой осадки, отсутствует развитая килевая плоскость, надстройки сравнительно большой “парусности”, схема движителя — одновальная. Все перечисленное не позволяет надеяться на успех в соревнованиях, где главное требование, предъявляемое к аппаратам, — идеальное удержание заданного курса без применения дополнительных, стабилизирующих этот курс, устройств. В группе же F2 (управляемые копии для фигурного курса) названные особенности корпуса послужат на пользу маневренным свойствам модели. Проектируя копию “Кристального”, прежде всего нужно прорисовать компоновочную схему модели. На силуэтах корпуса, вычерченных в выбранном масштабе, раскладываются вырезанные из плотной бумаги прямоугольники, повторяющие контуры соответствующих видов приемника, рулевых машинок, блока питания радиоаппаратуры и элементов сило вой установки. Такая операция намного упростит дальнейшую работу по выбору мест расположения шпангоутов и силовых деталей корпуса. Да и разместить “начинку” копии так, чтобы потом не пришлось догружать ее для получения нужного дифферента, на этом этапе проектирования значительно проще. Легкий бортовой комплект аппаратуры радиоуправления позволит создать небольшую модель, для которой достаточно мощности серийно выпускаемой отечественной промышленностью электрической мотоустановки с готовым гребным винтом и дейдвудной трубкой. Надо отметить, что и сравнительно маленькая копия теплохода будет весьма эффектна благодаря выразительной окраске и небольшим размерам прототипа. В случае же использования тяжелой самодельной радиоаппаратуры и массивных элементов двигательной установки (электромотора и аккумуляторного блока) можно построить модель класса F2B, длина копии в нем допускается в пределах от 1100 до 1700 мм. Как видно из таблицы, масштаб, принятый равным, например, 1 :20, позволит увеличить водоизмещение модели до 6,5 кг, не говоря уже о более крупных масштабах. Я. ВЛАДИС |
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ
МАСШТАБ |
|||||
Длина наибольшая, км |
1:100 |
1:75 |
1:50 |
1:25 |
1:20 |
Длина по КВЛ, мм |
252 |
336 |
504 |
1008 |
1260 |
Ширина наибольшая, мм |
233 |
311 |
466 |
932 |
1165 |
Ширина по КВЛ, мм |
45 |
60 |
90 |
180 |
225 |
Осадка, мм |
44 |
59 |
88 |
176 |
220 |
Осадка допустимая, мм |
15 |
20 |
30 |
60 |
75 |
Высота борта, мм |
23 |
30 |
45 |
90 |
113 |
Водоизмещение, кг |
0,053 |
0.125 |
0,421 |
3,366 |
6,575 |
Скорость масштабная, м/с |
0.627 |
0,724 |
0,887 |
1,254 |
1,402 |
Чертежи для печати
|