“КРИСТАЛЬНЫЙ” ВЫХОДИТ В РЕЙС

T FACE="Verdana, Arial" SIZE=2>

В. КРИКУН

Артбухта. Солнечный пляж, Херсонес... Таким маршрутом можно пройти на небольшом пассажирском теплоходе типа “Кристальный”. Строгость и лаконичность линий, законченность форм этого изящного судна, курсирующего невдалеке от берега, неизменно привлекают взоры отдыхающих. Морение катера подобного типа проектировались и строились в основном для обслуживания пляжного побережья в летний период. Максимальное удаление этих теплоходов от порта — в пределах 20 миль, допустимое удаление от берега — до 2 миль, перевозка пассажиров разрешена при волнении не больше 3 баллов и ветре до 5 баллов. Наряду с прибрежными трассами такие суда успешно эксплуатируются и на внутригородских маршрутах. Так, например, в Севастополе катера типа “Кристальный” обслуживают переправу от Графской пристани до Инкермана.

Корпус теплохода водоизмещающий, с транцевой кормой, малопогруженной в воду, и с большой полнотой ватерлинии в корме. Форштевень прямой, наклонный. Основной материал корпуса — сталь.

В средней части теплохода размещается пассажирский салон на 29 мест. Так называемый “магистральный” проход расположен вдоль диаметральной плоскости судна, а небольшие рубки — по бортам вдоль этого прохода. В них оборудованы входы на мостик, в машинное отделение (по правому борту), в шахту машинного отделения и в салон (по левому борту). Вход в каюту команды через люк. На палубе смонтированы трехместные скамьи, служащие одновременно и ящиками для спасательных жилетов.

Надо отметить, что первоначально “Кристальный” проектировался как катер открытого типа. Но опыт эксплуатации заставил его создателей вновь встать за кульманы. Оказалось, что на месте открытой палубы лучше смонтировать остекленную надстройку. Покрытие (“тент”) надстройки — из стеклопластика, рубки выполнены из легкого алюминиевого сплава типа АМг.

Силовая установка теплохода — трехсотсильный двигатель марки 3Д12Д, приводящий во вращение четырехлопастный гребной винт авиационного типа Ш1200 мм.

Якорные устройства включают в себя два якоря Холла массой до 100 кг, цепи 15-мм калибра, ручной брашпиль, дооборудованный гидроприводом, и винтовые стопоры.

В качестве спасательных средств могут использоваться металлические устройства (“приборы”), спасательные круги и спасательные жилеты.

Чертежи теплохода “Кристальный” предназначены в первую очередь моделистам, выступающим в классе F2A (управляемые копии длиной от 700 до 1100 мм для фигурного курса). Несложные обводы корпуса и надстроек достаточно технологичны и позволяют создать копию как в классическом, наборном из дерева варианте, так и в современном, стеклопластиковом. В помощь юным конструкторам приводится таблица основных данных, пересчитанных применительно к самым распространенным масштабам копирования.

При внешней отделке модели учтите, что фальшборт изнутри окрашивается на теплоходе в желтый цвет, а спасательные приборы и круги в ярко-оранжевый.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОХОДА “КРИСТАЛЬНЫЙ”:

Длина наибольшая, м . ......... 25,2
Длина по КВЛ, м ............. 23,3
Ширина наибольшая, м . ......... 4,5
Ширина по КВЛ, м . . .......... 4,4
Осадка, м . . ............. 1,5
Высота борта, м ............ 2,25
Водоизмещение, т . ......... 52,6/3?,2
Скорость, узлов . . . .......... 12,2

Мощность двигателя, л. с. . ........ 300
Пассажировместимость, человек . ..... 133



1 — привальный брус, 2 — корпус, 3 — перо руля, 4 — гребной винт, 5 — дейдвудная труба, 6 — киль, 7 — наклонный трап, 8 — пуговица для крепления стропов, 9 — боковой киль, 10 — якорь Холла, 11 — флагшток, 12 — рында, 13 — надстройка, 14 — отличительные огни, 15 — мачта, 16—одиночный крестовой кнехт, 17, 18, 22, 23 — сиденья, 19 — спасательный круг, 20 — спасательное устройство, 21 — кнехт, 24, 25 — люки, 26 — брашпиль, 27 — винтовой стопор, 28 — спинка сиденья, 29 — дымовая труба, 30 — стол, 31 — коммутатор отличительных огнен, 32 — кресло, 33 — компас, 34 — штурвал, 35 — радиотелефон, 36 — пульт управления главным двигателем, 37 — мостик, 38 — рулевая рубка, 39 — наклонный трап мостика.



КОММЕНТАРИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА СУДОМОДЕЛИРОВАНИЯ

Нужно предостеречь начинающих спортсменов от постройки подобной модели для выступлений в классе ЕН (самоходные копии гражданских судов). При всей привлекательности прототипа и простоте воспроизведения его внешних форм теплоход имеет обводы корпуса значительной полноты и малой осадки, отсутствует развитая килевая плоскость, надстройки сравнительно большой “парусности”, схема движителя — одновальная. Все перечисленное не позволяет надеяться на успех в соревнованиях, где главное требование, предъявляемое к аппаратам, — идеальное удержание заданного курса без применения дополнительных, стабилизирующих этот курс, устройств. В группе же F2 (управляемые копии для фигурного курса) названные особенности корпуса послужат на пользу маневренным свойствам модели.

Проектируя копию “Кристального”, прежде всего нужно прорисовать компоновочную схему модели. На силуэтах корпуса, вычерченных в выбранном масштабе, раскладываются вырезанные из плотной бумаги прямоугольники, повторяющие контуры соответствующих видов приемника, рулевых машинок, блока питания радиоаппаратуры и элементов сило

вой установки. Такая операция намного упростит дальнейшую работу по выбору мест расположения шпангоутов и силовых деталей корпуса. Да и разместить “начинку” копии так, чтобы потом не пришлось догружать ее для получения нужного дифферента, на этом этапе проектирования значительно проще.

Легкий бортовой комплект аппаратуры радиоуправления позволит создать небольшую модель, для которой достаточно мощности серийно выпускаемой отечественной промышленностью электрической мотоустановки с готовым гребным винтом и дейдвудной трубкой. Надо отметить, что и сравнительно маленькая копия теплохода будет весьма эффектна благодаря выразительной окраске и небольшим размерам прототипа.

В случае же использования тяжелой самодельной радиоаппаратуры и массивных элементов двигательной установки (электромотора и аккумуляторного блока) можно построить модель класса F2B, длина копии в нем допускается в пределах от 1100 до 1700 мм. Как видно из таблицы, масштаб, принятый равным, например, 1 :20, позволит увеличить водоизмещение модели до 6,5 кг, не говоря уже о более крупных масштабах.

Я. ВЛАДИС

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ДАННЫХ МОДЕЛИ

 

МАСШТАБ

Длина наибольшая, км

1:100

1:75

1:50

1:25

1:20

Длина по КВЛ, мм

252

336

504

1008

1260

Ширина наибольшая, мм

233

311

466

932

1165

Ширина по КВЛ, мм

45

60

90

180

225

Осадка, мм

44

59

88

176

220

Осадка допустимая, мм

15

20

30

60

75

Высота борта, мм

23

30

45

90

113

Водоизмещение, кг

0,053

0.125

0,421

3,366

6,575

Скорость масштабная, м/с

0.627

0,724

0,887

1,254

1,402

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100