Архив журнала Моделист-Конструктор
ИМЕНИ ВОЖДЯ РЕВОЛЮЦИИЭскадренный миноносец «Ленин» занимает почетное место в истории отечественного Военно-Морского Флота.
Боевой корабль участвовал в постановке минных заграждений в Ирбенском проливе и около острова Сааремаа, совершил легендарный ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 31 декабря 1922 года по просьбе экипажа приказом Реввоенсовета Республики за № 2903/369 эсминцу было присвоено имя «Ленин».
В этом номере мы публикуем чертежи исторического корабля после модернизации, перед самым началом Великой Отечественной войны.
В полдень 4 сентября 1913 года на набережной одного из балтийских портов Росии состоялась торжественная церемония: под звуки государственного гимна на гафеле грот-мачты нового четырехтрубного военного корабля развернулся андреевский флаг. Так вошел в строй российского военного флота эскадренный миноносец «Новик», Этот корабль, построенный на Путиловском судостроительном заводе в Петербурге на добровольные пожертвования населения страны, унаследовал имя крейсера, прославившегося при обороне Порт-Артура в 1904 году.
По сравнению с лучшими отечественными и зарубежными кораблями того же класса «Новик» обладал невиданной в те годы скоростью (более 37 узлов!) и исключительной огневой мощью артиллерийского и торпедного вооружения. Этот русский эсминец стал образцом для мирового кораблестроения по крайней мере на последующие два десятилетия, а на верфях России в 1913—1915 годах по несколько измененным чертежам прототипа были заложены кили еще 59 подобных эсминцев. Нелегкая, но славная судьба выпала «новикам»: им довелось защищать морские границы страны в четырех войнах на Балтике, Черном море, в Ледовитом и Тихом океанах. В истории этих великолепных кораблей есть сотни славных страниц, кровью вписанных их экипажами и в незабываемые дни Октября и в годы борьбы за власть Советов.
После окончания гражданской войны «новики» продолжали нести службу в советском Красном флоте. До второй половины 30-х годов они составляли ядро Черноморского и Краснознаменного Балтийского флотов, положили начало Северному и Тихоокеанскому. Им же вместе с новыми эсминцами советской постройки довелось встретить начало Великой Отечественной войны и 9 мая 1945 года салютовать залпами своих четырехдюймовок в ознаменование великой Победы.
Еще в 20-е годы все «новики», находившиеся в строю молодого советского флота, получили названия в честь выдающихся революционеров «Карл Маркс» (б. «Изяслав»), «Энгельс» (б. «Десна»), «Карл Либкнехт» (б. «Капитан Белли»), «Куйбышев» (б. «Капитан Керн»), «Фрунзе» (б. «Быстрый»), «Калинин» (б. «Прямислав»), «Яков Свердлов» (б. «Новик») и др.
В этом номере мы расскажем о судьбе одного из представителей кораблей типа «Новик», который два десятилетия носил имя основателя нашего государства Владимира Ильича Ленина.
29 октября 1913 года в Петербурге на Путиловской верфи заложили шесть эскадренных миноносцев одной из модификаций проекта знаменитого «Новика». Эти корабли несколько отличались от своего прототипа как внешним видом, так и тактико-техническими данными. У них было по три дымовых трубы, длина корпуса составляла 98 м, ширина 9,3, осадка 3,0 м и полное водоизмещение 1260 т. Паровые турбины мощностью 31500 л. с. позволяли им развивать скорость до 35 узлов. Главное вооружение новых эсминцев состояло из четырех 102-мм орудий и трех трехтрубных торпедных аппаратов калибром 450 мм. Кроме того, эсминцы имели по два 7,62-мм пулемета типа «максим» и могли принимать на верхнюю палубу по 80 мин. Позже, в ходе достройки, эти «новики» получили по одной 76-мм зенитке системы Лендера.
Эсминцы-близнецы были названы в честь офицеров русского флота, совершивших в разные времена славные подвиги, в их числе капитана Ивана Николаевича Изылметьева, который был командиром парусного фрегата «Аврора», героически защищавшего Петропавловск-на-Камчатке от англичан и французов в 1854 году.
Успешно пройдя ходовые испытания, «Капитан Изылметьев» в июле 1916 года вступил в строй действующего Балтийского флота, а уже 12 и затем 16 сентября участвовал в постановке минных заграждений в Ирбенском проливе. Спустя месяц, в ночь на 18 октября, «Капитан Изылметьев», приняв на борт около сотни мин, вместе с эсминцами «Новик», «Орфей», «Десна» и «Летун» отправился в район острова Сааремаа (б. Эзель) и поставил минное заграждение. Как стало известно позже, именно в этом месте кайзеровский флот потерял несколько военных кораблей.
Еще в ходе постройки эсминца его экипаж был свидетелем политических забастовок и стачек путиловских рабочих. Для моряков корабля, трудившихся рядом с судостроителями, это было неплохой революционной школой. Достаточно сказать, что к апрелю 1917 года на «Капитане Изылметьева» насчитывалось 15 членов РСДРП(б), оказывавших большое влияние на команду корабля. Не случайно моряки эсминца одними из первых присоединились к Центральному Комитету Балтфлота (Центробалту), созданному 28 апреля 1917 года по инициативе руководимых большевиками матросских масс.
12—19 октября 1917 года «Капитан Изылметьев», на мостике которого рядом с командиром стоял политический комиссар, участвовал в Моонзундском сражении. В этой морской битве революционные балтийцы сорвали попытку германских империалистов уничтожить основные силы Балтийского флота и захватить его главную морскую базу Кронштадт и столицу страны Петроград.
...В конце октября 1917 года часть кораблей минной дивизии Балтфлота стояла в бухте Лапвик на полуострове Ханко. Здесь-то делегаты «Капитана Изылметьева» и подписали резолюцию общего собрания минной дивизии, в которой было выражено их требование передать всю власть открывающемуся II Всероссийскому съезду Советов.
После заключения Брестского мира в марте апреле 1918 года возникла угроза захвата немецкими оккупационными войсками кораблей Балтфлота, находившихся в Гельсингфорсе. И тогда моряки, выполняя указание В. И. Ленина, совершили беспримерный в истории военных флотов Ледовый переход. Сквозь льды Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт «Капитан Изылметьев» прошел с неполной командой на борту находилось 70 матросов и офицеров.
В годы гражданской войны эсминец входил в состав действующего отряда Красного Балтийского флота. В мае 1919 года, в период первого наступления войск белогвардейского генерала Юденича на Петроград, многие изылметьевцы добровольно сошли на берег, влились в матросские отряды и геройски сражались, защищая колыбель революции. А в октябре того же года при новой попытке Юденича овладеть северной столицей «Капитан Изылметьев» вместе с другими кораблями флота прикрывал артиллерийским огнем вторую линию обороны Петрограда.
Отгремели бои гражданской войны... После четырех лет тяжелой, напряженной боевой службы «Капитану Изылметьеву» предстояло пройти капитальный ремонт на родной Путиловской верфи. Преодолевая трудности послевоенной разрухи, нехватку необходимых для ремонта материалов, судостроители с честью выполнили ответственное задание. Весной 1921 года моряки эсминца, покидая завод, отметили в резолюции общего собрания, что благодаря питерскому пролетариату «Красный Балтийский флот получил вполне исправную боевую единицу, способную в любой момент встать на защиту пролетарской Республики».
И опять боевая служба «Капитана Изылметьева» на Балтике. В кампаниях 1921 и 1922 годов его экипаж добился больших успехов в боевой и политической подготовке и заслужил право считать свой корабль лучшим на Балтийском флоте.
31 декабря 1922 года в истории эсминца произошло знаменательное событие приказом Реввоенсовета Республики за № 2903/369 боевому кораблю было присвоено название «Ленин».
21 января 1924 года известие о смерти Владимира Ильича потрясло всю страну. Скорбно прозвучали над притихшим Кронштадтом залпы траурного салюта, отданного эсминцем, носившим славное имя. После митинга экипаж корабля отправил в ЦК Коммунистической партии и в адрес Н. К. Крупской телеграммы. «Скорбя с Вами о смерти дорогого Владимира Ильича, говорилось в одной из них, клянемся отдать жизнь за его учение. Эсминец «Ленин».
20—27 июня 1925 года балтийская эскадра под флагом народного комиссара по военным и морским делам и Председателя Реввоенсовета Республики М. В. Фрунзе совершила первый в истории Красного флота заграничный учебный поход, пройдя по маршруту Кронштадт Киль Кронштадт. Участвовал в походе и эсминец «Ленин». Его экипаж выполнил поставленные перед ним задачи на «отлично» и получил высокую оценку командования. Летом 1929 года эсминец (успешно провел дальний учебный поход и посетил один из портов Германии.
Во время советско-финского конфликта зимой 1939 1940 годов морякам «Ленина» пришлось действовать в весьма сложной ледовой обстановке, огнем своей артиллерии поддерживая части Красной Армии, наступавшие по побережью Финского залива. Кроме того, эсминец охранял линейные корабли «Марат» и «Октябрьская революция», когда те в декабре 1939 года громили тяжелые береговые батареи противника на островах близ Выборга, участвовал в десантных операциях в Финском заливе. При этом особенно отличилась десантная группа ленинцев, которой командовал старший лейтенант А. Майский. Весь ее состав во главе с командиром был удостоен высоких правительственных наград.
22 июня 1941 года эсминец «Ленин» и четыре подводные лодки находились на капитальном ремонте в Лиепае на заводе «Тосмаре». Уже в первые дни Великой Отечественной войны город оказался в кольце немецко-фашистских войск. Встретив ожесточенное сопротивление красноармейцев на Перконском рубеже, фашисты обошли Лиепайское озеро и уже 23 июня прорвались к городским окраинам по Гробиньскому шоссе. Артиллерия эсминца, стоявшего у заводской стенки с разобранными главными машинами, непрерывно вела огонь по врагу.
Часть моряков корабля сражалась на суше, влившись в ряды защитников города. В один из последних дней обороны, когда крупные силы вермахта, несмотря на огромные потери, прорвались в район завода «Тосмаре» и над ремонтирующимися кораблями нависла угроза захвата, старший из флотских командиров командир «Ленина» капитан-лейтенант Ю. Афанасьев получил приказание старшего начальника взорвать эсминец и подводные лодки.
...И вот на борту старого эсминца прозвучали последние команды: «Поднять сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!», и «Всем оставить корабль и сойти на берег!» Через несколько минут в грохот непрекращающегося боя ворвались мощные звуки взрывов... Сняв бескозырки и фуражки, моряки, как с самым близким другом, прощались со своим кораблем.
Экипажи взорванных кораблей, поступив подобно защитникам Севастополя в Крымской войне, Порт-Артура в 1904 году, сошли на берег и плечом к плечу с красноармейцами и ополченцами с боями вырвались из окружения. Потом они героически сражались под Таллином, Ленинградом, в партизанских отрядах, до конца выполнив свой долг перед Родиной.
А. ЛАРИОНОВ
Тактико-технические данные эсминца «Ленин»: Длина 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3,0 м, водоизмещение 1260 т, мощность паровых турбин 31500 л. с., скорость 35 узлов, вооружение четыре 102-мм орудия, три трехтрубных торпедных аппарата калибра 450 мм, одна 76-мм зенитная пушка, два пулемета типа «максим» калибра 7,62 мм, 80 гальваноударных мин.
Чертежи эсминца «Ленин» разработаны и выполнены ленинградским художником-маринистом Е. В. Войшвилло. Корабль изображен таким, каким он выглядел перед началом Великой Отечественной войны.
|
Эсминец «Ленин»: 1 гюйс-шток, 2 штаги, 3 люк, 4 стопор Легофа, 5 102-мм орудия, б боевая рубка, 7 рулевая рубка, 8 штурманский стол, 9 главный путевой компас, 10 дальномер, 11 прибор управления торпедной стрельбой, 12 рей, 13 марс, 14 антенный рей, 15 клотиковый огонь и рамка радиопеленгатора, 16 отличительный огонь, 17 пулемет, 18 дефлекторная головка вентилятора, 19 торпедный аппарат, 20 торпедный прицел, 21 кожух котельного отделения, 22 ростры, 23 опреснитель и бак питьевой воды, 24 прожектор, 25 труба камбуза, 26 радиорубка и камбуз, 27 ввод антенны, 28 световой люк, 29 ограждение торпедных аппаратов, 30 привальный брус, 31 сходная рубка торпедного отделения, 32 машинный телеграф, 33 ванты, 34 флаг-фал, 35 контр-ванты, 36 кормовой отвод, 37 мортира гребного вала, 38 скоб-трап, 39 леерная стойка, 40 кормовой мостик, 41 штурвал, 42 киповая планка, 43 зенитная пушка, 44 флагшток, 45 гакабортный огонь, 46 шпиль, 47 банкет 102-мм орудия, 48 выстрел, 49 тросовая вьюшка, 50 минная балка, 51 кнехты, 52 рундуки, 53, 54, 55 шлюпбалки, 56 умывальники команды, 57 командирский катер, 58 моторный катер, 59 вельбот, 60 шестивесельный ял, 61 вентиляционные решетки, 62 минные рельсы, 63 забортный трап, 64 трап на бак, 65 сходная рубка, 66 ящик для сигнальных флагов, 67 вертикальная тросовая вьюшка, 68 битенг, 69 якорные клюзы, 70 якорь, 71 антенна УКВ, 72 спасательный круг. |
Чертежи для печати
|