ЭСМИНЕЦ «ЛЕНИН»

29 октября 1913 года на Путиловской судостроительной верфи было заложено два эскадренных миноносца. Родоначальник эсминцев этого типа — «Новик», вошедший в строй действующих кораблей Балтийского флота в октябре 1913 года, показал на мерной миле рекордную для своего времени скорость — 37,3 узла. Ни один корабль в мире не давал тогда подобной скорости.

Один из двух заложенных в октябре 1913 года эсминцев получил название «Капитан Изыльметьев» — в честь командира фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-на-Камчатке в 1855 году.

При длине 98 м и ширине 9,3 м эсминец имел водоизмещение 1260 т. Его паровые турбины мощностью 31 500 л. с. позволяли развивать скорость до 35 узлов. Вооружение корабля состояло из четырех 102-мм орудий и трех трехтрубных торпедных аппаратов. Кроме того, он мог принимать на палубу мины заграждения. Экипаж корабля насчитывал 150 человек.

27 июля 1916 года «Капитан Изыльметьев» вступает в строй действующих кораблей Балтийского флота. Уже 12, а затем 16 сентября того же года он участвует в постановке минных заграждений в Ирбенском заливе. 18 октября «Капитан Изыльметьев» в составе отряда эскадренных миноносцев, в который, кроме него, входили «Новик», «Орфей», «Десна» и «Летун», снова участвует в постановке минных заграждений в Балтийском море, около острова Саарема (Эзель), на пути следования германских кораблей. Вскоре на этом заграждении погибла подводная лодка, а затем пароход и три тральщика противника.

Во время постройки корабля на Путиловской верфи неоднократно вспыхивали политические стачки и забастовки. Экипаж, прибывший на корабль в период его достройки и участвовавший в ней, получил на верфи хорошую революционную закалку.

Моряки эсминца одними из первых присоединились к Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту), созданному 28 апреля 1917 года по инициативе матросов-большевиков.

В апреле — июне 1917 года партийный коллектив РСДРП(б) эсминца состоял из 15 человек.

Делегаты эсминца 25 октября 1917 года подписали резолюцию собрания представителей кораблей минной дивизии с требованием передачи всей полноты власти открывшемуся Всероссийскому съезду Советов.

После Брест-Литовского мира возникла угроза захвата Германией Советского флота, находившегося в Гельсингфорсе (Хельсинки). В марте — апреле 1918 года моряки Красного Балтийского флота по указанию В. И. Ленина совершили беспримерный в истории флота ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Этот переход эсминец «Капитан Изыльметьев» проделал с неполностью укомплектованной командой. Всего 70 матросов и офицеров благополучно провели эсминец через тяжелые льды Финского залива.

Когда в мае 1919 года над красным Петроградом нависла угроза — стали наступать белогвардейские части генерала Юденича, — революционные матросы многих кораблей Красного Балтийского флота все, как один, изъявили желание идти на фронт. В один из сформированных на флоте отрядов, героически сражавшихся за красный Питер, влилась часть экипажа эсминца.

В 1921 году эсминец «Капитан Изыльметьев» снова встает на капитальный ремонт. Покидая завод, команда корабля в резолюции, принятой на своем общем собрании, отмечала, что стараниями коллектива верфи «Красный Балтийский флот получил вполне исправную боевую единицу, способную в любой момент встать на защиту нашей пролетарской республики».

Вскоре экипаж эсминца по боевой подготовке стал одним из лучших на Балтике.

31 декабря 1922 года приказом за № 2903/369 Реввоенсовета республики по просьбе команды корабля эсминцу было присвоено имя — «Ленин».

В 1925 году эскадра кораблей Красного Балтийского флота под флагом народного комиссара по военным и морским делам республики М. В. Фрунзе совершила первый дальний заграничный поход Красного флота от Кронштадта до Кильской бухты и обратно. В состав эскадры входил эсминец «Ленин», отлично выполнивший свою задачу.

Во время войны с белофиннами (1939-1940 гг.) эсминец своим артиллерийским огнем поддерживал части Красной Армии, продвигавшиеся вдоль берега Финского залива. Десантная группа, сформированная на корабле, под командованием лейтенанта Майского отличилась при высадке десанта на один из островов. Участники десанта были отмечены правительственными наградами.

Великая Отечественная война застала эсминец «Ленин» стоящим на ремонте в порту Лиепая. В первые же дни войны город был окружен немецко-фашистскими войсками. Когда бои стали идти уже на городских улицах, экипажу пришлось взорвать корабль, чтобы он не достался гитлеровцам, а затем с боями пробиваться из окружения.

В дальнейшем моряки с эсминца «Ленин» героически сражались в бригадах морской пехоты и в партизанских отрядах.

А. ЛАРИОНОВ, Ленинград



ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НОВИК».

Водоизмещение — 1260 т, длина — 102,4 м, ширина — 9,5 м, осадка нормой — 3,0 м. Общая мощность паровых турбин — 40 тыс. л. с.

Вооружение — четыре 100-мм орудия, четыре пулемета и четыре двухтрубных торпедных аппарата.

17 августа 1915 года «Новик» в Рижском заливе в бою с двумя новейшими германскими миноносцами — «V-99» и «V-100» — загнал первый на мины, где тот взорвался, а второму нанес серьезные повреждения.

С 1940 года переименован в «Яков Свердлов». Погиб в 1941 году.



ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ЛЕНИН»: 1 — корпус корабля; 2 — гюйс-шток; 3 — штаги; 4 — стопор Легофа; 5 — 102-мм орудке; 6 — горизонтальная вьюшка для троса; 7 — рубка мостина; 8 — стоп для нарт; 9 — главный компас; 10 — дальномер; 11 — прибор торпедной стрельбы: 12 — рей; 13 — кронштейны марса; 14 — марс; 13 — антенный рей; 16 — бугель; 17 — клотиковый огонь; 18 — бортовые огни; 19 — вентиляторы носовой кочегарки; 20 — торпедный прицел; 21 — котельный кожух; 22 — ростры; 23 — вентиляторы; 24 — опреснитель; 25 — бочки с водой; 26 — камбуз и радиорубка; 27 — труба камбуза; 28 — ввод радиоантенны; 29 — торпедный трехтрубный аппарат; 30 — гафель; 31 — стеньга грот-мачты; 32 — киповая планка; 33-76-мм зенитная пушка Лендера; 34 — кормовые отводы; 35 — минные скаты; 36 — люк; 37 — банкет 102-мм орудия; 38 — минные рельсы; 39 — кормовой мостик; 40 — кормовой штурвал; 41 — вентиляторы турбинных отделений; 42 — люк; 43 — моторный катер; 44 — рундук; 45 — шлюпбалки; 46 — прожектор; 47 — вельбот; 48 — забортный трап; 49 — фон-мачта; SO — пулемет; 51 — боевая рубка; 52 — световой люк; 53 — шпиль; 54 — кнехт; 55 — битенг; 56 — палубный вентилятор; 57 — люк; 58 — цепкой стопор; 59 — элеватор 102-мм орудий; 60 — двойная вертикальная вьюшка; 61 — ходовая рубка; 62 — трап на мостин; 63 — трап на полубак; 64 — шестивесельный ял; 65 — командирский моторный катер; 66 — флажные фалы; 67 — топенант; 68 — антенна УКВ; 69 — изолятор вант; 70 — боевая рубка; 71 — дверь в офицерский коридор.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №4
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100