МАЛАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА

Шхерный монитор, морской бронекатер, малая канонерская лодка — так именовали один из боевых надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах, на мелководье, в шхерах.

Появление такого подкласса артиллерийских надводных боевых кораблей не случайно, ибо с первых же дней войны на море перед командованием флота возникла проблема — как поддерживать высадку десантов на острова шхерного района, чем подавлять точечные, хорошо замаскированные цели, что противопоставить артиллерийскому, минометному и пулеметному огню обороняющегося противника.

Уничтожить или хотя бы подавить эти огневые средства можно только прямой наводкой из корабельных орудий среднего калибра. Однако ни эсминцы, ни канонерские лодки использовать нельзя: им не пробраться и не развернуться в узкозтях и на мелководье. Нужны специальные небольшие бронированные корабли с сильной артиллерией, в которых сочетались бы качества монитора и катера, — малые бронекатера.

Артиллерийское вооружение МБК состояло из двух орудий в танковых башнях (были установлены башни с танка Т-34). Зенитное артиллерийское вооружение представлено одним 37-мм автоматом, двумя 45-мм полуавтоматами, двумя 12,7-мм пулеметами.

Морские бронекатера во многом были схожи с танками и по некоторым техническим данным, и особенно по характеру действий. И те и другие предназначались прежде всего для непосредственной поддержки боя в упор, отличались скоростью, броневой защитой, огневой мощью и маневренностью. Для боевых действии в островных и шхерных районах морские бронекатера были просто незаменимы, как и танки для пехоты.

К кампании 1944 года был сформирован первый дивизион морских бронекатеров, вошедший в состав бригады шхерных кораблей флота. Свой боевой путь он начал под Ленинградом, принимал участие в боевых действиях по освобождению Карельского перешейка, островов Моонзундского архипелага, территории Эстонии. Латвии, Литвы и завершил войну в Свинемюнде, на территории фашистской Германии.

В этих боях особо отличились катера под командованием старших лейтенантов Колесника, Зеленовского, Налетова, Духно и др. Морские бронекатера вели бой и с надводными кораблями противника, к частности с миноносцами, сторожевыми кораблями, тральщиками, БДБ и катерами. Ими были потоплены четыре десантные баржи, нанесены повреждения миноносцу Т-31.

В боевых действиях дивизиона МБК были и горестные минуты. Так, в Выборгской десантной операции подорвались на минах и погибли 504, 509 и 514-й МБК. Один МБК, подорвавшийся на мине, удалось спасти. Подвиг его экипажа был описан адмиралом В. Ф. Трибуцем в книге «Балтийцы наступают».

Бронекатер нес дозор в Рижском заливе. Неожиданно сигнальщик крикнул, что прямо по носу видит поплавки. Это были мины-ловушки, специально рассчитанные на корабли с малой осадкой.

Командир в ту же секунду приказал дать самый полный ход назад. Но инерцию погасить не удалось. Раздался взрыв. Катер получил повреждения, потерял ход. Оставшиеся в живых члены экипажа, в том числе раненые н контуженые, бросились заделывать пробоину, откачивать воду. И тут заметили еще одну мнну-ловушку. Под действием ветра сильно поврежденный катер медленно, но неуклонно дрейфовал навстречу поплавкам, между которыми зловеще покачивался начиненный взрывчаткой шар. Сейчас либо погибнут все, либо рискнет жизнью кто-то один! Надо было прыгнуть в холодную воду, проплыть вперед н потянуть за трос так. чтобы мина взорвалась до того, как к ней приблизится катер.

В воду прыгнул комендор Николай Жуков. Но справится ли он один? За борт был немедленно спущен «тузик» (двухвесельная лодка). Вместе с матросом Кремченковым Жуков быстро подошел на ней к ловушке, привязал бросательный конец к поплавку и потянул его. На катере затаили дыхание. Но прошла минута, вторая. По какой-то причине ловушка не сработала, ее отвели от катера. Экипаж был спасен. Через некоторое время катер отбуксировали к пристани.

Н. Жуков столь же мужественно сражался до конца Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Высоко оценило командование и боевые заслуги дивизиона: он был награжден орденом Красного Знамени и стал именоваться Краснознаменным дивизионом морских бронекатеров.

В дальнейшем танковые башни были заменены на специально сконструированные морские одноорудийный башни с универсальной пушкой. Приборы управления огнем резко повысили их эффективность, дали возможность вести огонь по закрытым целям с закрытых же позиций. Вместо двух 45-мм и одного 37-мм орудий был оставлен один 37-мм автомат. Пулеметное вооружение усилили: вместо двух 12.7-мм пулеметов поставили четыре в двух спаренных установках.

Получился хороший боевой корабль с мощной артиллерией, способный поражать воздушные, надводные и закрытые береговые цели и совершать длительные плавания. Название «морской бронекатер» перестало отвечать возможностям и мощи этого корабля — его переименовали в малую канонерскую лодку — сокращенно МКЛ.

И. МАКСИМЕНКОВ, контр-адмирал

МОДЕЛЬ МАЛОЙ КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ

Постройка модели военного корабля — малой канонерской лодки, сокращенно МКЛ, — рассчитана на учащихся средней школы в возрасте 11 — 14 лет.

Наибольшая длина модели 705 мм, длина по грузовой ватерлинии 680, ширина 100 и осадка 30 мм. Водоизмещение модели около 1,5 кг.

В качестве двигателей используются два микроэлектромотора марки ДП-10, питающихся от 2-4 батареек карманного фонаря (КБС).

НАБОР КОРПУСА

Корпус любого корабля, судна или яхты имеет набор, состоящий из металлических или деревянных продольных и поперечных связей — киля, стрингеров, шпангоутов и бимсов.

Киль модели делается из сосновой доски толщиной 10 мм. Шпангоуты и транец выпиливаются из фанеры толщиной 3 мм и устанавливаются на киль. Скрепляют их по углам четырьмя сосновыми рейками сечением 4X4 мм.

Обшивка корпуса начинается с днища. Полоса картона размером 720X60 мм накладывается на днище набора и на килевой брус в соответствии с рисунком. На обшивку бортов потребуются две полоски картона. В носовой части полосы обшивки обоих бортов, огибая форштевень, клеятся друг на друга внахлест. Предварительно концы обшивок счищаются напильником на «ус».

Палубу вырезают из картона по готовому корпусу и приклеивают ее после окраски и установки механической части.

Механическая установка состоят из двух электродвигателей ДП-10, устанавливаемых на равном расстоянии от средней линии.

Дейдвудная труба делается из полоски жести толщиной 0,5 мм. Длина полоски 140, ширина 15 мм. Полоска свертывается в трубочку с помощью тисков, стержня Ø4 мм (можно гвоздя), молотка и плоскогубцев. Шов трубочки пропаивается, а в концы вставляются подшипники из двух витков проволоки Ø1 мм, которые также пропаиваются. Вал — велосипедная спица.

Установка гребных валов, дейдвудов и электромоторов производится с помощью шаблона по схеме, показанной на рисунке.

Гребные винты Ø22-25 мм вырезаются из жести толщиной 0,5 мм; наружные концы лопастей изгибаются под углом 40-45? у правого винта правой кромкой, в у левого — левой кромкой вперед, смотря с кормы.

Рули вырезаются из жести, и обе пластинки спаиваются с баллером в виде капли. Внутрь корпуса вклеивается «сухарик», в котором укрепляют баллер руля.

Перед продолжением работы корпус окрашивается изнутри, и по готовому корпусу вырезается палуба. На ее лицевой стороне делается вырез 220Х50 мм для доступа к электродвигателям и батарейкам.

В носовой части палубу ограждает фальшборт.

На уровне палубы по обоим бортам снаружи приклеиваются привальные брусья — две рейки.

В середине палубы находится боевая рубка. В ней сосредоточено управление кораблем, двигателями, артиллерией и связь. Рубка делается из картона по развертке рисунка. Двери — также из картона. Иллюминаторы — боевые щели — из белого целлулоида. На крыше рубки имеется броневой колпак Ø15 мм и высотой 8 мм. Впереди колпака — два люка Ø14 мм, закрытых броневыми крышками.

Сзади рубки находится надстройка размером 26x30x30 мм (изготавливается из картина). Палуба ее фанерная: это ходовой мостик корабля. По краю мостика установлены леерные стойки и леера, а в носовой части — водноотвод.

МКЛ вооружены двумя орудиями главного калибра, одним универсальным зенитным орудием калибра 37 мм и двумя установками спаренных крупнокалиберных пулеметов.

Основание башни и барбет выполнены из фанеры, верх — из картона; барабан и ствол из реек, люки из картона, скобтрап из проволоки.

Судовые огни — топовый, гакобортный, кильватерные, бортовые, отличительные, якорные и сигнальные — делаются из рейки, проволоки и картона.

Прожектор, магнитный компас и рулевой пост делаются из рейки. Штурвальное колесо — из старой шестеренки.

Якорное устройство, шпиль, якори — из рейки. Якорь-цепь — из проволоки; клюзы — из картона.

Швартовое устройство — вьюшки, кнехты — делают из рейки и картона. Трос — суровые нитки. Киповые планки — из картона.

Рангоут — мачта с реем и гафелем и флагшток — собирают из проволочек.

Спасательные круги — из проволоки, шлюпки — из бруска дерева. Противопожарный инструмент — из проволоки, пожарные шланги — из полоски бумаги, огнетушители — из рейки.

Для связи МКЛ имеет две штыревые и одну круговую антенны. Делают их из проволок.

Стеллажи дымовой аппаратуры — из картона, баллоны — из рейки. Палубные люки, кранцы первых «выстрелов» и палубные ящики у носового орудия — из реек.

Электромоторы включаются тумблером.

Перед окраской на корпус наклеивается ватерлиния из полоски белого целлулоида шириной 1,5-2,0 мм.

Вначале окрашивается надводная часть в серый цвет, причем наносить краску следует ниже ватерлинии. Когда краска просохнет, на расстояний 30 мм от палубы накладывают листки белой бумаги, смазанной вазелином или солидолом, так, чтобы закрыть окрашенный борт, а на открытую подводную часть наносится краска другого цвета: красная или зеленая. После просыхания краски бумага снимается, и смазка стирается.

Палуба окрашивается в черный цвет или в красно-коричневый.

На борт накладываются на свежую краску буквы М, К, Л из целлулоида.

Детали окрашиваются отдельно друг от друга.

Для окраски можно использовать масляную краску, разведенную на олифе или ил светлом масляном лаке, а также нитрокраску, разведенную на ацетоне или специальных растворителях.

Нитрокраска «становится» быстро и полностью высыхает за 3-4 часа. Масляная краска сохнет не менее суток.

Краски наносится кистями с мягким волосом (№16-24) — для окраски больших поверхностей; №6-12 для мелких деталей. Кисти после работы обязательно моются и протираются насухо: от масляных красок — в керосине, а от нитрокрасок — в ацетоне.

Модель окрашена. Краска высохла. Детали смонтированы на место. Модель готова. В знак завершения работы на модели поднимается военно-морской флаг.

На стоянке флаг поднимается на кормовом флагштоке, а на ходу на гафеле.

Соревнования таких моделей проводятся на дистанции 25 м.

И. МАКСИМИХИН



1 — гюйсшток; 2 — якорь Холла; 3 — кнехты: 4 — форпик; 5 — носовой шпиль: 6 — вьюшки тросов: 7 — барбет: 8 — палубные ящики; 9 — башни универсальных пушек: 10 — боевая рубка; 11 — палубные люки: 12 — ходовой мостик, 13 — 12.7-мм спаренные пулеметы; 14 — шлюпка; 15 — тумблер электродвигателей; 16 — киповые планки: 17 — дымовая аппаратура; 18 — трап; 19 — винт; 20 — руль; 21 — флагшток; 22 — антенны; 23 — вентиляционный грибок; 24 — башни универсальных пушек; 25 — 37-мм автомат: 26 — мачта с реем, гафелем и военно-морским флагом: 27 — штурвальное колесо, 28 — магнитный компас; 29 — прожектор.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №4
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100