Архив журнала Моделист-Конструктор
МОРЕ ОТ МИН ЧИСТОП. ВЕСЕЛОВ
Еще и сегодня, спустя десятилетия после окончания второй мировой войны, море нет-нет да и выбрасывает на прибрежные пляжи круглые, обросшие водорослями рогатые шары, таящие в себе смерть.
Мины...
В первые послевоенные годы водные просторы, караванные пути морей и океанов буквально кишат ими. Так было и в самом начале века, после русско-японской войны. Вот почему еще в 1909-1910 годах на Ижорском заводе в Петербурге были заложены пять первых в мире тральщиков.
Во время империалистической войны 1914 года потребность в кораблях нового класса в русском флоте оказалась столь насущной, что их количество вскоре возросло до 50. Правда, большей частью это были переоборудованные суда военного и торгового флота.
Первым надводным кораблем такого типа, спроектированным и построенным молодой советской судостроительной промышленностью, стал «Трал», спущенный на воду в 1934 году.
Оснащенные тралами, параванами-охранителями, 100-мм пушкой, зенитными орудиями и пулеметами, глубинными бомбами и минами заграждения, эти 450-тонные корабли с дизельной установкой в 3 тыс. л. с. развивали скорость до 18 узлов.
Великая Отечественная война для наших тральщиков началась раньше и кончилась значительно позже, чем для всех других классов боевых кораблей. Разрабатывая план «блицкрига», гитлеровское командование рассчитывало заблокировать корабли нашего флота в базах и взять их потом с суши. С этой целью фашистские самолеты забросали минами фарватеры и рейды Таллина, Кронштадта, Либавы и Севастополя. Однако достичь успеха немцам не удалось: вечером 22 июня народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов докладывал правительству, что воздушный налет на Севастополь отражен с потерями для врага, что мины, сброшенные возле Кронштадта, замечены постами наблюдения и связи, поэтому особой опасности не представляют. В тот же день черноморцы приступили к расчистке фарватеров.
В дальнейшем война значительно расширила сферу боевого использования этого класса кораблей. Тральщики ставили минные заграждения, вели противолодочную борьбу, конвоировали транспорты, эвакуировали войска и гражданское население, выводили в море подводные лодки и встречали их после боевого похода. Иными словами, не было ни одного вида боевых действий надводных кораблей, в которых не принимали бы участия БТЩ базовые тральщики. «Пахарями моря» называли их на всех флотах.
Об одном из этих кораблей, награжденном за ратные подвиги орденом Красного Знамени, и будет наш рассказ.
|
ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ...
Над Мекензиевыми горами стояло черное облако дыма. Оно поднималось все выше, сгущалось. Лучи утреннего солнца слабо пробивались сквозь пороховую гарь. Шли первые дни 250-дневной героической обороны Севастополя. Воздух содрогался от беспрерывных взрывов, над кораблем с ревом проносились снаряды. Со знаменитых севастопольских бастионов, из балок и бухт, с кораблей черноморской эскадры орудия били по наступающему врагу.
Комендоры тральщика «Мина» приготовились присоединить свой огневой голос к несмолкающей артиллерийской канонаде. С передовой просили поддержки.
Фугасным! Прицел... Заряжай! приказал командир бакового орудия старшина Петр Коклюхин. Выстрел. Первая гильза со звоном упала на палубу и откатилась к борту...
Больше сотни снарядов выпустил расчет Петра Коклюхина за этот день по врагу. Вечером, когда утих бой и обессиленный противник отступил, на тральщик передали телефонограмму командования. В ней сообщалось: «Уничтожено две артиллерийские и минометная батареи немцев, истреблено много гитлеровцев». Командующий армией генерал Петров благодарил комендоров «Мины».
У БЕРЕГОВ РУМЫНИИ
Декабрь 1941 года. Бригада траления получила приказ командования заминировать пути сообщения противника между Констанцей и Бургасом. Через несколько часов «Мина» и тральщик «Арсений Расскин» снялись со швартовых и вышли в море.
В декабре Черное море всегда оправдывает свое название. Мощные и мрачные валы катились навстречу кораблям, разбивались о борт, взлетали над полубаком, обрушивались на тральщик. Водяная пыль, сорванная ветром с гребней, носилась над палубой, оседала на поручнях, орудиях и пулеметах, на клеенчатых плащах сигнальщиков и зенитчиков. Корабли двигались как бы сквозь дождевые шквалы.
Приближался рассвет. На горизонте показались маяк и чуть приметный остров Фидониси. Дальномерщик Борисенко, сигнальщики Кравченко, Корниенко, Елисеев и наблюдатели в секторах напряженно всматривались в горизонт и небо.
Приступить к постановке! скомандовал капитан-лейтенант Василий Стешенко. Прозвучал ревун.
Левая!.. Правая!.. доносилось с кормы тральщика. Люди работали четко, без суеты. Сброшена уже десятая мина, двадцатая... сороковая. Постановка закончена. Можно ложиться на обратный курс.
Со стороны бухты Жабрияны показались дымки, доложил сигнальщик Кравченко, разглядевший в предутренней мгле вражеский конвой.
Гремят колокола громкого боя. Корабли ложатся на боевой курс. Дистанция быстро сокращается, и вскоре уже различаются мачты и трубы вражеских судов. Ими оказались два транспорта, шедшие под охраной эскадренного миноносца и шести катеров. Только один эскадренный миноносец превосходил по мощности вооружения оба тральщика.
С неприятельского эсминца прожектором начали запрашивать опознавательные. Наши тральщики ответили одновременным залпом. Дистанция сокращалась... Вражеский эсминец снова пытался подавать запросы. Противник, видимо, даже не допускал мысли, что два маленьких кораблика могут оказаться советскими. Ведь к тому моменту гитлеровцы захватили уже все северное и значительную часть восточного побережья Черного моря и весь Крым. Ошибка оказалась роковой. Орудийные расчеты «Мины» и второго тральщика действовали исключительно четко. Уже третьим залпом был подожжен головной транспорт. Он накренился, сбавил ход и, повернув к берегу, выбросился на мель.
Враг опомнился. Неприятельские сторожевые катера ринулись в атаку на тральщики. Но, не выдержав шквального огня «Мины», враги повернули и вышли из боя. Тогда артиллеристы тральщиков перенесли огонь на второй транспорт. Закрыв его дымовой завесой, катера вновь стали атаковать тральщики. Но и вторая попытка не удалась. Меткий выстрел из орудия Петра Коклюхина и концевой катер взлетел на воздух.
Теперь начался артиллерийский бой тральщиков с эскадренным миноносцем, открывшим огонь из всех орудий. Однако боевой успех сопутствовал комендорам «Мины». Коклюхин сумел опередить гитлеровских артиллеристов. Снаряд, посланный из его орудия, попал в машинное отделение вражеского корабля. На какое-то время он потерял ход. Огонь его сделался беспорядочным. Эсминец, транспорт и катера стали поспешно отходить под прикрытие своих береговых батарей и минных заграждений.
«В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЮСЬ...»
Шел 1943 год. «Мина» и тральщик «Гарпун» конвоировали транспорт «Интернационал» из Туапсе в Геленджик. Всю ночь краснофлотцы не сходили с боевых постов. Конвой входил в опасную зону. Лишь на рассвете командир корабля Стешенко разрешил поодиночке перекурить и позавтракать.
И вдруг:
Воздух! Самолеты противника! Правый борт! Курсовой тридцать! громко доложил сигнальщик Кравченко.
Все, как по команде, повернулись в ту сторону, где на фоне громоздившихся облаков виднелись черные точки.
Самолеты легли на боевой курс и, круто пикируя, начали сбрасывать бомбы. Стешенко едва успевал изменять курс корабля. На палубу обрушивались массы воды, вздыбленные взрывами. Но тральщик упрямо вел борьбу. Небо над «Миной» покрылось густыми облачками разрывов. От беспрерывной стрельбы раскалились стволы орудий. Бой разгорался. Фашисты предприняли «звездный» налет. С разных сторон на корабль пикировали «юнкерсы». Грохот стрельбы, вой бомб и рев моторов слились в единый несмолкающий гул. Тральщик сражался против 27 самолетов!
Командиру отделения пулеметчиков Семену Чомо осколками бомбы перебило предплечье и кисть правой руки. Она безжизненно повисла, рукав набух от крови. Но коммунист Чомо не покинул своего поста. Превозмогая боль, он левой рукой навел пулемет, тщательно прицелился и, выпустив длинную очередь по «юнкерсу», потерял сознание. Самолет задымился, перевернулся и рухнул в море.
Командир «Мины» Василий Стешенко, улавливая сквозь грохот зениток доклады сигнальщиков, сам следил за воздухом и хладнокровно маневрировал, уклоняясь от смертельного стального града. «Мина» уже не раз бывала в подобных переделках, и Стешенко твердо верил, что и сегодня корабль выйдет победителем.
Произошло, казалось, самое страшное: бомба пробила палубу и разорвалась в трюме. Погас свет в машинном отделении, вышли из строя пулеметы и 45-мм пушка. Вспыхнул пожар. Корабль потерял ход. Командир приказал:
Перейти на ручное управление!
Рулевой Борисенко не мог двигаться, он лежал на палубе с раздробленной ногой и кровоточащей раной в боку. За руль стал секретарь партбюро Стасюк. Корабль вновь получил возможность маневрировать.
На борьбу с пожаром бросились старший лейтенант Сотников и капитан-лейтенант Воронцов. Они прыгнули в клубы едкого дыма и начали шинелями хлестать по языкам пламени. Но огонь продолжал бушевать. Все пожарное имущество было снесено взрывной волной за борт, насос бездействовал. Воронцов приказал тушить пожар забортной водой. В дело пошли кастрюли и бачки с камбуза.
Загорелась переборка радиорубки. Командир отделения радистов Совков бросился к двери, но открыть ее не мог, она была завалена сорвавшейся со своих мест радиоаппаратурой. Не думая о спасении, Совков отдраил иллюминатор и при дневном свете принялся налаживать передатчик. А за стеной ревел огонь. Вот уже на железной переборке пузырями поднялась краска. Совков бросался к иллюминатору, жадно втягивал холодный воздух и снова возвращался к передатчику. _
Тем временем единственное оставшееся орудие продолжало отбивать яростные атаки врага. Краснофлотцы вместе с капитан-лейтенантом Воронцовым растаскивали раскаленные дымовые шашки и сбрасывали их за борт. Мало-помалу они потушили огонь, а через несколько минут надстройки очистились от дыма.
Под палубой, в машинном отделении, матросы Фивзиев, Порхачев и Заворотинский боролись за жизнь корабля. Раненные, обессилевшие, по горло в воде моряки заделывали пробоины в бортах. В едком дыму, задыхаясь, они на ощупь искали «раны» на еще горячих двигателях. Казалось, в дизелях все было разбито, и никакая сила не заставит их работать. Но такая сила нашлась воля, упорство, высокое боевое мастерство советских моряков. И тральщик ожил...
Видя тяжелое положение своего собрата, «Гарпун», шедший по левому борту транспорта, подошел к «Мине» и запросил разрешения снять команду.
В помощи не нуждаюсь, следуйте к транспорту, передали с «Мины».
Отбившись от вражеской авиации, потушив пожар, тральщик «Мина» своим ходом пришел в базу. Боевой флаг корабля реял на гафеле приспущенным до половины в знак траура по погибшим товарищам...
* * *
За годы Великой Отечественной войны БТЩ «Мина» прошел свыше 50 тыс. миль. Корабль отконвоировал 269 транспортов и перевез 12680 бойцов и офицеров. 21 раз тральщик подвергался массированному артиллерийскому обстрелу немцев и отразил 55 воздушных атак, в которых участвовало 345 вражеских самолетов, сбросивших на корабль 724 бомбы и 4 торпеды.
За успешные боевые действия, смелость и отвагу личного состава 22 июля 1944 года БТЩ «Мина» был награжден орденом Красного Знамени. Орден вручался в День Военно-Морского Флота. Весь экипаж удостоился орденов и медалей.
9 мая 1945 года краснознаменный тральщик «Мина» встретил на боевом тралении. В этот светлый день командир корабля капитан 3-го ранга Василий Константинович Стешенко сказал личному составу: «Невидимый враг мины еще долго будут беспокоить и штурманов и командиров кораблей. И мы, ревизоры морей, первыми должны заявить: «Море от мин чисто».
Чертежи краснознаменного тральщика «Мина» подготовлены капитаном 2-го ранга В. НАУМЕНКОВЫМ по моделям, хранящимся в Центральном ордена Красной Звезды военно-морском музее, Музее Краснознаменного Черноморского флота, по архивным материалам и воспоминаниям моряков участников Великой Отечественной войны. Вооружение дано по военному периоду.
Длина корабля, м 62
|
1 траловое устройство, 2 стрела, 3 дымовая аппаратура, 4-45-мм пушка, 5 щит-отводитель, 6 траловая лебедка, 7 пост управления лебедкой, 8 люк для уборки тралов, 9 зенитный автомат, 10 кильватерные огни, 11 крупнокалиберный пулемет, 12 машинный люк, 13 поплавки трала, 14 репитер компаса, 15 дальномер, 16 главный компас, 17 кранцы, 18 100-мм пушка, 19 шпиль, 20 стопор якорной цепи, 24 световой люк, 22 элеватор снарядов, 23 траловое устройство, 24 люк в машинное отделение, 25 тамбур, 26 -минные рельсы, 27 штурвал, 28 ходовой компас, 29 приборы, 30 машинный телеграф, 31 сигнальный буй с флажком. |
Чертежи для печати
|