ФЛАГМАН ВОССТАВШЕГО ФЛОТА

С. МАРИНИН

К началу XX вена конструкция крейсера сложилась в общепризнанную схему, ставшую классической для того времени. В ней причудливо сочетались последние достижения парового флота и устарелые тенденции времен парусников.

Значительное место в корпусе занимала энергетика. От носового до кормового мостика в «недрах» кораблей тянулись многочисленные кочегарки с малопроизводительными огнетрубными котлами, угольные ямы, машинные отделения с громоздкими паровыми машинами, от которых на верхнюю палубу выходили дымовые трубы, вентиляторы, шахты, горловины угольных ям, световые и вентиляционные люки.

Множество шлюпок и паровых катеров с трудом размещалось на рострах, загораживая борта рядами опор и шлюпбалок. Через шкафут, на уровне ростр, проходил переходной мостик. Коечные сетки в результате неоднократных усовершенствований видоизменились и приобрели вид широких ящиков, расположенных вдоль фальшборта. За бортом крепились сооружения для постановки противоминных (противоторпедных) сетей, которыми окружали корабли на стоянках.

Артиллерия главного калибра располагалась в основном вдоль бортов в одноорудийных установках, прикрытых щитами. Тут же стояли противоминные (противоминоносные) пушки. Мелкая артиллерия занимала мостики и размещалась в оконечности корабля. Чтобы увеличить углы обстрела бортовых орудий, приходилось пристраивать выступы — спонсоны. Носовой и кормовой огонь усиливался орудиями, установленными в бортовых казематах, для чего вдоль бортов делались вырезы. И все же такое расположение артиллерии не было идеальным — при стрельбе на один борт в бою участвовала только половина стволов. Не случайно в старых справочниках указывалось, сколько орудий корабля могли стрелять в нос или по борту.

Установка на крейсерах двухорудийных башен главного калибра была значительным усовершенствованием — из двенадцати 152-мм орудий в бортовом залпе могли участвовать восемь.

Изменялся и внешний облик крейсеров, в основном перестраивались мостики. К первой мировой войне на открытых мостиках появились закрытые, остекленные ходовые рубки, увеличилось число дальномеров, приборов управления огнем и навигационных средств. Стал другим и состав вооружения.

* * *

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Очаков», однотипный с крейсерами «Богатырь» и «Олег», был заложен в 1901 году на Казенной верфи в Севастополе, спущен на воду 1 октября 1902 года. Главные машины крейсера изготовили сормовичи, артиллерию — путиловцы в Петербурге.

В 1905 году «Очаков» готовили к сдаточным испытаниям.

При водоизмещении 6645 т крейсер имел длину 134 м, ширину 16,6 м, осадку 6,3 м. Шестнадцать котлов и две паровые машины тройного расширения позволяли кораблю развивать ход до 23 узлов. Десятиузловым ходом крейсер мог пройти 5320 миль без пополнения запасов топлива.

Артиллерийское вооружение крейсера состояло из двенадцати 152-мм орудий, двенадцати — 75-мм, восьми — 47-мм, двух — 37-мм, двух десантных пушен — 51-мм и двух пулеметов. Торпедное вооружение — шесть торпедных аппаратов.

Казематы и цитадели крейсера имели 35 — 79-мм броню, палуба — 35-70-мм, артиллерийские башни — 127-мм, боевая рубка — 140-мм.

Экипаж корабля насчитывал 547 матросов, старшин, кондукторов и 23 офицера.



«Ночь 15 ноября... Посредине бухты огромный костер, от которого слепнут глаза и вода кажется черной, как чернила. Три четверти гигантского крейсера сплошное пламя. Остается целым только кусочек корабельного носа, и в него уперлись неподвижно лучами своих прожекторов «Ростислав», «Три святителя», «XII апостолов». Когда пламя пожара вспыхивает ярче, мы видим, как на бронированной башне крейсера, на круглом высоком балкончике, вдруг выделяются маленькие черные человеческие фигуры.

...Мне приходилось в моей жизни видеть ужасные, потрясающие, отвратительные события. Некоторые из них я могу припомнить лишь с трудом. Но никогда, вероятно, до самой смерти, не Забуду я этой черной воды и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осужденного вместе с сотнями человеческих жизней на смерть...» Так описывает русский писатель А. И. Куприн расправу с восставшими матросами крейсера «Очаков».

...Осень 1905 года. Севастополь. В бухте и на рейде, отдав тяжелые якоря, застыли корабли Черноморского флота. В этой вроде бы дремлющей эскадре взоры всех севастопольцев притягивают три корабля: «Пантелеймон», «Прут» и «Очаков». Эскадренный броненосец «Пантелеймон» еще в июне назывался «Князь Потемкин-Таврический» и беспримерным восстанием экипажа всколыхнул всю Россию, да и не только ее. Учебный корабль «Прут» командование флота совсем недавно превратило в плавучую тюрьму, в которой томились потемкинцы. А крейсер «Очаков», новейший корабль флота, построенный в Севастополе, рабочие и команда подготавливали к сдаточным испытаниям.

Начало XX века в Российской империи ознаменовалось бурным ростом революционного движения. В огромной стране то и дело проносились шквалы стачек и крестьянских выступлений, прокатывались волны массовых демонстраций и митингов, направленных против царского самодержавия. Восстание на эскадренном броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года стало первым массовым революционным выступлением в русской армии, первым переходом крупной воинской части на сторону народа.

Вспыхнувшее вслед за Всероссийской политической стачкой вооруженное восстание в Севастополе в ноябре 1905 года наглядно показало, что настал, как отмечал В. И. Ленин, «период перерастания мирной всеобщей стачки во всенародное вооруженное восстание».

Революционное брожение среди рабочих Севастополя, флотских экипажей и армейских частей гарнизона в конце октября — начале ноября нарастало с необыкновенной быстротой. Малейшей искры было достаточно, чтобы забушевал яростный пожар. Такую искру «высекло» распоряжение командования Черноморского флота, запретившее матросам береговых экипажей покидать казармы и участвовать в совместных с рабочими и солдатами митингах. Терпению матросов пришел конец — 11 ноября стихийно вспыхнуло восстание. Уже к ночи на 13 ноября власть в городе фактически перешла в руки матросской комиссии — Совета матросских, солдатских и рабочих депутатов.

Но и царские сатрапы не дремали. Командующий флотом вице-адмирал Чухнин объявил Севастополь на военном положении и вызвал из других городов казачьи части и войска. На броненосце «Пантелеймон» и некоторых других кораблях, охваченных матросскими волнениями, офицерам удалось снять ударники с орудий — сделать их небоеспособными. 14 ноября утром в Севастополе было введено осадное положение. Самодержавие открыто готовилось потопить восстание в крови.

...Днем на квартиру лейтенанта в отставке Петра Петровича Шмидта явилась делегация с «Очакова» с просьбой принять командование восставшим крейсером. Шмидт согласился и немедленно отправился на корабль. Выстроившийся экипаж приветствовал его громким «ура!».

На совещании представителей матросской комиссии и военной социал-демократической организации, проходившем на «Очакове», был разработан план дальнейших действий.

Ночью восставшие матросы захватили минный крейсер «Гридень», миноносцы «Свирепый», «Зоркий», «Заветный», три номерных миноносца, учебный корабль «Днестр». Под руководством матроса-большевика И. Сиротенко началось восстание на броненосце «Пантелеймон». Утром на этих кораблях были подняты красные флаги революции. Прибывшие на «Очаков» делегаты сообщили Шмидту, что он избран командующим флотом. Над крейсером затрепетал на ветру флажный сигнал: «Командую флотом. Шмидт».

Деловые и человеческие качества, сочетавшиеся с убежденностью в необходимости изменения государственного строя России, снискали Шмидту огромный авторитет среди матросов. Его приказы выполнялись безоговорочно.

Днем Шмидт на миноносце «Свирепый» обошел корабли эскадры, выступая перед экипажами. «Красный адмирал» говорил в те дни: «Империя будет опрокинута, и вековые оковы будут разорваны только путем... смелого, решительного вооруженного восстания... Я твердо также верю, что мы, моряки, займем видное место в истории революционного движения».

В тот же день из плавучей тюрьмы «Прут» были освобождены заключенные потемкинцы, арестованы офицеры «Прута» и броненосца «Пантелеймон».

Однако не все экипажи решились на открытое выступление против самодержавия. Да и восставшие не проявляли должной активности и последовательности в своих действиях. Это позволило реакции создать перевес в силах, провокационными слухами внести смятение в ряды солдат и матросов, захватить инициативу.

Во второй половине дня 15 ноября прибывшие в Севастополь армейские части открыли ружейно-пулеметный и орудийный огонь по учебному кораблю «Днестр» и шлюпкам, ходившим между берегом и кораблями под красными флагами. Одновременно канонерская лодка «Терец», на которой все матросы были заменены офицерами, обстреляла и потопила катер, доставлявший на броненосец «Пантелеймон» продовольствие и ударники к орудиям.

Выстрелы с «Терца» послужили сигналом для расстрела восставших кораблей армейскими частями и крепостной артиллерией. К ним присоединились корабли, оставшиеся в подчинении вице-адмирала Чухнина, — броненосец «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», минный крейсер «Капитан Сакен».

Героически погиб миноносец «Свирепый», устремившийся в торпедную атаку на броненосец «Ростислав».

Начался ураганный обстрел «Очакова» тяжелой артиллерией броненосцев и береговых батарей. Флагман восставшего флота отвечал на огонь, но вскоре вынужден был прекратить стрельбу из-за охватившего его пожара и больших потерь. Тем не менее по приказу Чухнина еще более двух часов продолжался расстрел крейсера.

К чести черноморцев, не все корабли, оставшиеся в подчинении Чухнина, приняли участие в уничтожении «Очакова». Так, на броненосце «Синоп» матрос Яков Науменко вывел из строя гидросистему, а артиллеристы броненосца «Чесма» под влиянием большевика Сергея Дьяченко отказались вести огонь по товарищам.

Царское самодержавие потопило в крови севастопольское восстание. Сотни матросов были убиты, многие сосланы на каторгу, а руководители восстания, находившиеся на крейсере «Очаков», — лейтенант Петр Петрович Шмидт, баталер Сергей Петрович Частник, комендор Никита Григорьевич Антоненко и машинист 2-й статьи Александр Иванович Гладков — казнены.

Севастопольское вооруженное восстание вошло незабываемой страницей з историю революции 1905 года. Крейсер «Очаков» — один из славной когорты революционных кораблей русского флота, над которыми реяли красные флаги. И первым из них был броненосец «Потемкин», который, как писал Владимир Ильич Ленин, «...остался непобежденной территорией резолюции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии», а замыкает плеяду этих замечательных кораблей крейсер «Аврора», выстрелом 25 октября (7 ноября) 1917 года возвестивший всему миру о победе диктатуры пролетариата на одной шестой земного шара, о начале новой эры в истории человечества — эры социалистической резолюции.

* * *

Деталировка и проекция «корпус» увеличены в два раза относительно основных проекций («бок» и «план»), схема проводки такелажа — в полтора раза.

Модель крейсера окрашивается в шаровую краску, палуба деревянная, некрашеная, подводная часть — черная.

За основу при разработке чертежей крейсера «Очаков»» выполненных капитаном 2-го ранга В. Е. НАУМЕНКОВЫМ, взяты модель, хранящаяся в Музее Краснознаменного Черноморского флота, а также снимки и чертежи разных периодов.



1 — кормовой балкон; 2 — башня 152-мм пушек; 3 — дальномер; 4 — 47-мм пушка; 5 — прожектор; 6 — компас; 7 — 75-мм пушка; 8 — каземат 152-мм пушки; 9 — порт; 10 — стрела; 1! — паровой катер; 12 — вельбот; 13 — 152-мм пушка; 14 — устройства противоминной (противоторпедной) сети; 15 — рабочая шлюпка; 16 — котельные вентиляторы; 17 — прожекторный банкет; 18 — вывод антенны; 19 — переходной мостик; 20 — баркас; 21 — гребной катер; 22 — 37-мм пушка; 23 — пулемет; 24 — ходовая рубка; 25 — боевая рубка; 26 — кат-балка (для укладки якорей); 27 — носовой торпедный аппарат; 28 — таран; 29 — волноотбойник; 30 — горловина угольной ямы; 3! — вентиляционная шахта; 32 — электрические лебедки; 33 — вертикальная вьюшка; 34 — рубка-сходня; 35 — вьюшки; 36 — световой люк адмиральской каюты.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №12
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100