Архив журнала Моделист-Конструктор
ОРЕЛ ПЕРВЫЙ КОРАБЛЬ ПЕРВОГО АДМИРАЛТЕЙСТВАС. ЛУЧИНИНОВ, инженер
«Орел» первый русский двухпалубный военный корабль был построен в 1669 году. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в нее Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был выдающийся государственный деятель того времени О. Л. Ордин-Нащокин. Несмотря на большие трудности с материалами и с рабочей силой, корабль удалось спустить на воду меньше чем через год 26 мая 1668 года. Однако достроить его не успели, и он зимовал на реке. Весной 1669 года работы были возобновлены. 25 апреля вышел указ о присвоении кораблю названия «Орел».
7 мая 1669 года не только «Орел», но и строившиеся одновременно яхта и два шлюпа были снаряжены и вышли в плавание к месту назначения в Хвалынское (ныне Каспийское) море. «Орел» был укомплектован экипажем из 20 матросов и офицеров и 35 стрельцов. В августе эскадра бросила якоря на астраханском рейде. В это время в Поволжье шла крестьянская война под предводительством Степана Разина. Астрахань была занята восставшими. Разинцы видели в эскадре оплот царской власти. Они захватили суда и сожгли их, опасаясь, что те будут использованы против восставших.
К сожалению, в архивах не сохранились чертежи «Орла». Однако имеются данные о размерах корабля: длина около 25 м, ширина около 6,3 м, осадка 1,6 м. По этим весьма скудным данным были составлены чертежи «Орла». Известно, что корабль относился к определенному типу, широко известному в голландском кораблестроении XVII века. Это облегчило задачу. При разработке чертежей были приняты следующие размеры: длина по килю 23,7 м, по ватерлинии 25,5 m, ширина 6,3 м; конструктивная осадка 2,2 м.
Модель лучше строить в масштабе 1:100, тогда чертежи придется соответственно уменьшить. Она будет соответствовать по единой Всесоюзной классификации моделей судов VIII классификационной группе настольных моделей, классу Б, а по международной классификации «Навига»-С1. Если избрать масштаб 1:200, делать модель будет труднее, она классифицируется соответственно по классу А и С4.
Из-за насыщенности чертежа (рис. 1) не удалось на каждой мачте дать весь стоячий и бегучий такелаж: например, не показаны грота-штаги, грота-брасы и другие; их надо смотреть на той мачте, где они есть, и повторять на других. Грота-гитовы, обозначенные № 71, служащие для уборки парусов, надо делать на каждой мачте. С наветренной стороны не показаны бак-гордени, шкоты и другие снасти. На 2-3-й страницах цветной вкладки дана проводка снастей; ею нужно руководствоваться при постройке модели.
Внешний вид модели, ее копийность в значительной мере зависят от окраски. Мачты, палубу и фальшборт изнутри красить не нужно: пусть останутся цвета древесины. Только покройте их бесцветным лаком, чтобы защитить от пыли. Борт снаружи коричневый; подводная часть светло-серая, серо-желтая или черная (смоляная); последнее для русской постройки характернее, так, по-видимому, и был окрашен «Орел». Блоки, наверное, не красили, а если красили, то в светло-серый цвет. Стоячий такелаж всегда смолили, то есть он был черный. Бегучий некрашенная пенька. Бархоуд, всевозможные релинги (перила), поручни, клюзы, княвдигед черно-коричневые. Квартердек выше крюйс-русленей, транец голубого или зеленого цвета. Фигуры орлов, львов покрываются бронзой «под золото»; марсы, чтобы они лучше выделялись и придавали кораблю щеголеватый вид, покройте светло-серой краской.
Непременно сделайте для модели футляр из плексигласа или обыкновенного стекла, который убережет ее от пыли.
|
1 форштевень, 2 парус нижний блинд, 3 блинда-рей, 4 бушприт, 5 мачта на бушприте, 6 парус верхний блинд, 7 фок, 8 фок-мачта, 9 фока-рей, 10 фор-марс, 11 фор-марсель, 12 фор-стеньга, 13 фор-марса-рей, 14 грот, 15 грот-мачта, 16 грота-рей, 17 грот-марс, 13 грот-марсель, 19 грот-стеньга, 20 грот-марса-рей, 21 бизань-мачта, 22 крюйс-стеньга, 23 крюйсель, 24 крюйс-марса-рей, 25 бизань-рей, 26 бизань, 27 кормовые отличительные огни, 28 ахтерштевень, 29 галерея (штульцы), 30 пушечные порты гондека, 31 ванты, 31 бегин-рей, 33, 34, 39, 45 штаги, 35 стень-ванты, 36,40 брасы, 41 булинь (грот-марса-булинь), 37, 42 чиксы, 38 юферсы, 45 якорные клюзы, 47 крамбол, 48 становой якорь (2 шт.), 49 бак, 50 кабестан (шпиль), 51 верхняя (главная) палуба, 52 грузовые люки (и вентиляция), 53 6-веселькый баркас, 54 руслени, 55 входной люк, 56 кофель-планка, 57 румпель, 58 главная ватерлиния, 59 гон-дек, 60 кормовой флагшток, 61 ют, 62 6-фунтовая пушка (6 шт.), 63 3-фунтовая пушка (10 шт.), 64 каменный балласт, 65 киль, 66 грузовой трюм 67 усиленная обшивка (бархоуд). 68 шпангоут, 69 четырехлапый якорь, 70 утка фока-шкота, 71 грота-гитовы. |
Чертежи для печати
|