КОНЕЦ «ВИТТОРИИ»

Август 1919 года... Суровое и тревожное для молодой Советской республики время. Империалистическая интервенция и белогвардейские банды Юденича угрожают колыбели социалистической революции — Петрограду. Английские корабли уже вошли в Финский залив.

У Красного Балтийского флота совсем немного боевых единиц, способных выходить в море. Им необходим ремонт. Не хватает специалистов, на исходе запасы топлива... Но все равно балтийцы, взаимодействуя с Красной Армией, упорно обороняют подходы к Кронштадту с моря, защищают берега восточной части Финского залива. Вот в эти трудные дни, перед осенним наступлением Юденича на Петроград, советские подводники открыли боевой счет потопленным кораблям врага.

Ранним утром 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера», получив приказ Реввоенсовета Красного Балтийского флота, вышла в море для боевых действий против кораблей английских интервентов. Погрузившись под перископ, лодка продвигалась в сторону острова Сескар, где за минно-артиллерийской позицией находились вражеские корабли. Малые глубины, бесчисленные песчаные банки, большое волнение и рыскавшие дозоры противника затрудняли сближение. Приняв решение атаковать врага, командир «Пантеры» А. Н. Бахтин искусно вывел лодку на атакующий курс, подойдя к кораблям из-за острова со стороны солнца. Целью был выбран один из новейших эскадренных миноносцев Англии — «Витториа». Раздалась команда: «Залп! Срочное погружение!» «Пантера» еще не успела уйти на глубину, как над свинцовыми водами залива в голубое небо взметнулся гигантский столб оранжевого пламени, смешанного с черным дымом. Над морем пронеслось эхо сильнейшего взрыва. Через несколько минут «Витториа» лежала на дне. К месту, где была замечена лодка, устремилось девять английских кораблей и гидросамолеты. Они сбрасывали противолодочные глубинные мины, стреляли ныряющими снарядами. Но лодка скрылась так же внезапно, как и появилась, «Пантера» провела под водой около 30 часов и, пройдя в подводном положении 75 миль, благополучно возвратилась на базу в Кронштадт. За мастерски проведенную операцию многих членов экипажа лодки представили к правительственным наградам, а командира «Пантеры» А. Н. Бахтина наградили орденом боевого Красного Знамени.



Целью был выбран один из эскадренных миноносцев английских интервентов, «Витториа».



СОРОК ЛЕТ В СТРОЮ

«Пантера» была построена по проекту замечательного русского кораблестроителя профессора И. Г. Бубнова, автора первой русской боевой подводной лодки «Дельфин».

«Пантера» относится к серии русских подводных лодок типа «Барс». Она была заложена 11 октября 1913 года в Ревеле (ныне Таллин), на верфи Ноблессиер. Лодка вошла в строй действующих кораблей Балтийского флота 5 августа 1916 года.

До конца кампании 1916 года «Пантера», принимая участие в боевых действиях, совершила несколько походов, потопив один и повредив два неприятельских корабля.

Зимой 1916/17 года «Пантера» проходила гарантийный ремонт в Ревеле. Ее команда, общаясь с революционно настроенными рабочими, участвовала в демонстрациях Февральской революции. В навигацию 1917 года лодка несла на Балтике позиционную и разведывательную службу и действовала на коммуникациях противника. В Октябрьские дни матросы с «Пантеры» в составе первого ударного Ревельского батальона участвовали в штурме Зимнего и в свержении Временного правительства.

«Пантера» — участник легендарного ледового перехода из Гельсингфорса в Кронштадт в марте 1918 года.

После окончания гражданской войны на «Пантере» получили практику сотни молодых советских специалистов-подводников.

В годы предвоенных пятилеток лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию: была переоборудована боевая рубка, установлены новые мощные дизели и аккумуляторы.

Во время Великой Отечественной войны лодка участвовала в боевых походах и использовалась как плавучая зарядная станция аккумуляторов других советских подводных лодок. Отражая воздушные атаки фашистских самолетов на Ленинград, экипаж «Пантеры» сбил один и повредил два вражеских самолета.

«Пантера» — единственная в мире подводная лодка, которая пробыла в строю почти сорок лет. После войны ее, как устаревшую, разоружили и разобрали на металл. Сейчас в Ленинграде, в Центральном военно-морском музее, среди реликвий боевой славы отечественного флота хранятся модель этой замечательной лодки, один из носовых торпедных аппаратов, две боевые чеки торпед и гирокомпас.

Корпус модели «Пантеры» изготавливается из бруска любой породы дерева.

На бруске делается разметка сетки: средние продольные линии — диаметральная плоскость будущей модели (ДП). Продольные линии, ограничивающие палубу надстройки модели, наносят на расстоянии 11 мм от средней линии на верхней плоскости бруска; по двум боковым сторонам наносятся продольные линии высоты надстройки. Поперечные линии вокруг бруска — сверху, по бокам и снизу — показывают плоскости теоретических шпангоутов.

Когда сетка готова, на верхней плоскости бруска размечают наибольшую ширину каждого шпангоута. Точки соединяют плавными кривыми. Это линии наибольшей ширины модели. Также на боковых сторонах бруска наносится высота каждого шпангоута. Соединив эти точки плавными кривыми, получим профиль модели.

При изготовлении корпуса модели операции столярной обработки строго последовательны. Сняв излишки дерева от линий палубы на верхней стороне до линии высоты надстройки на боковых сторонах, получим надстройку модели. Затем состругиваем излишки боковых сторон бруска в соответствии с шириной шпангоута. Брусок приобретает форму модели вида сверху. И наконец, снимая излишки с торцов и нижней стороны бруска, придаем модели профиль вида сбоку.

После каждой обработки сетка восстанавливается.

Форма корпусу модели придается по лекалам, снятым с теоретического чертежа. Каждое лекало должно соответствовать определенному шпангоуту и передавать его обводы до диаметральной плоскости. Придание формы корпусу начинают с середины в нос, а затем — в корму. Закончив обработку одного борта, приступают к обработке другого.

Окончательно неровности корпуса зачищаются драчевыми напильниками и наждачной бумагой. Для сохранности модели готовый корпус устанавливается на подставку.

Рубка делается из дерева и укрепляется на гвозде и клею.

Трубчатые торпедные аппараты 2 и 30 — выступы на корпусе — изготавливают из реек.

Носовые и кормовые горизонтальные рули, вертикальный руль и ограждение делают из проволоки и жести. Когда эта работа закончена, корпус прогрунтовывают, прошпаклевывают и окрашивают вместе со всеми деталями.

На изготовление деталей якорного устройства идет оргстекло, латунная проволока, пластмасса и трубка. На кнехты пойдут заклепки диаметром 2 мм, картон или тонкая фанера. Киповые планки можно сделать из оргстекла. Кормовой шпиль в отличие от шпиля носового не имеет звездочки для якорной цепи.

Рулевой пост и компас вытачиваются из оргстекла, штурвал — из пластмассы, перископы, перископные трубы и шнорхель — из трубок, радиоантенны и их ввод — из проволоки.

Мачта с реем делается из трубочек, как перископы, и расположена слева от кормового перископа.

На носовой и кормовой палубах надстройки на «Пантере» после перевооружения были поставлены по одному 76-мм орудию, а на мостике рубки между тумбой заднего перископа и шнорхелем один пулемет для стрельбы по воздушным и надводным целям.

Окрасить модель нужно масляной или нитрокраской. Надводная часть корпуса до ватерлинии — светло-серая (шаровая), подводная — красная, ватерлиния — белая. В светло-серый цвет красятся рубка, леера, все устройства и детали на мостике, орудия и кран-балка. В черный цвет — палуба надстройки, платформы у орудий, все детали якорного и швартового устройства, палубные торпедные аппараты. Торпеды полируются или окрашиваются в серый цвет. Детали и корпус окрашиваются раздельно. После высыхания краски детали монтируются на свои места.

И. МАКСИМИХИН Ленинград

Тактико-технические данные «ПАНТЕРЫ» (1919 год)

Водоизмещение — 650-780 т; длина — 67,97 м; ширина по миделю — 4,47 м; осадка в надводном положении — 3,94 м; мощность главных дизелей — 2X250 л. с.; мощность электромоторов — 2x400 л. с.; скорость в надводном положении — 11 узлов; скорость в подводном положении — 8 узлов; дальность плавания в надводном положении — 2500 миль, в подводном — 30 миль; предельная глубина погружения — 100 м; вооружение — 4 трубчатых и 8 решетчатых торпедных аппаратов.



1 — перо вертикального руля; 2 — кормовые торпедные аппараты; 3 — стакан кормового флагштока; 4 — гакобортный ходовой огонь; 5 — кормовой флагшток; 6 — радиоантенна с палубными стойками; 7 — кран-балка для загрузки торпед; 8 — противосетевое ограждение; 9 — палубный торпедный аппарат; 10 — торпеда; 11 — рубка; 12 — шноркель; 13 — пулемет; 14 — мачта; 15 — перископы; 16 — топовый ходовой огонь; 17 — перископные тумбы; 18 — рулевой пост и магнитный компас; 19 — палуба рубки и леерное ограждение; 20 — ввод радиоантенн; 21 — орудие главного калибра; 22 — якорная цепь; 23 — кнехты; 24 — клюз-ниша; 25 — якорь Марелля; 26 — гюйс; 27 — носовой флагшток; 28 — стакан носового флагштока; 29 — корпус; 30 — носовые торпедные аппараты; 31 — палубный якорный клюз; 32 — киповые планки; 33 — ограждения носовых горизонтальных рулей; 34 — носовые рули; 35 — стопор Легофа; 36 — клюз в цепной ящик; 37 — палубный якорный шпиль; 38 — платформа орудия; 39 — бортовые отличительные ходовые огни; 40 — входной люк; 41 — кормовой шпиль; 42 — ограждение кормовых горизонтальных рулей; 43 — дейдвудные трубы; 44 — гребные валы; 45 — кормовые горизонтальные рули; 46 — кронштейны гребных валов; 47 — гребной винт; 48 — рудерпост вертикального руля и его ограждение; 49 — буксирное устройство; 50 — палубный рым.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Rambler's Top100