ТРУЖЕНИК МОРЯ

Буксиры — труженики моря, так их часто называют на флоте. У моделистов копии буксиров пользуются большой популярностью. Они невелики по размерам, но красивы на вид. Чаще всего их строят радиоуправляемыми. За счет короткого корпуса и округлых обводов они хорошо управляются, имеют небольшой радиус поворота и в то же время вместительны.

В этом номере мы публикуем чертежи модели портового буксира, построенной мастером спорта СССР В. Целовальниковым. Она хорошо зарекомендовала себя как на всесоюзных, так и на международных соревнованиях.

Корпус модели буксира можно изготовить из фанеры, стеклопластика или паянный из жести. Мы остановимся на корпусе из жести. В первую очередь необходимо изготовить болванку из мягких пород дерева: липы, ольхи, тополя, но можно использовать и другие породы дерева. Доски для болванки, предварительно высушенные, надо отфуговать и собрать на клею. Для облегчения работы доски лучше заранее обработать по ватерлиниям или по батоксам. Склеить болванку можно на казеиновом или столярном клее. Точную обработку болванки делают по шаблонам, снятым с теоретического чертежа. Затем обрабатывают наждачной бумагой и зашпаклевывают неровности .и трещины.

На обшивку корпуса используется оцинкованная жесть или латунь толщиной 0,5-0,7 мм. Предварительно устанавливают шпангоуты — полоски фольги или латуни шириной 10-12 мм. Загнув один край полоски, прибивают ее гвоздиком к палубе. Обогнув полоску вокруг корпуса, второй ее конец закрепляют на палубе. Расстояние между шпангоутами должно быть равным 50 — 80 мм.

Затем приступают к сборке корпуса.

Листы латуни или жести, равные ширине шпаций, припаивают оловом в 3-4 местах. Края этих полосок должны находиться на середине шпангоутов. В средней части модели на мидель-шпангоуте обшивочные листы можно делать от одного до другого края болванки. На носу же и корме, где обводы сложнее, они должны стыковаться на киле. Для этого по длине всего киля прокладывается полоска из фольги. На носу и корме обшивочные листы можно делать уже, чтобы удобнее было обшивать корпус. Форштевень и ахтерштевень пропаивать не надо, так как в противном случае корпус не снимется с болванки.

Собранный корпус пропаивают на стыках оловом, швы обрабатывают напильником и вынимают болванку.

Вырезав из жести палубу и отверстия в ней для установки механизмов, впаивают ее в корпус. После этого склеивают форштевень и ахтерштевень.

Промывают корпус теплой водой с питьевой содой и мылом, чтобы снять остатки кислоты. После этого в него впаивают дейдвуды, устанавливают двигатель ДП-3, ДПМ-35 или МУ-30 и редуктор. Готовый корпус необходимо покрыть грунтом и отшпаклевать нитрошпаклевкой под нитрокраску. После того как шпаклевка просохнет, его обрабатывают наждачной бумагой. Потом модель покрывают несколько раз нитрокраской, вновь зачищают наждачной бумагой и наносят два-три слоя краски. При желании корпус можно отполировать мелкой наждачной бумагой с керосином и пастой № 290 для автомобилей. Теперь необходимо вырезать из фанеры палубу и расчертить ее карандашом твердости Т-7 или Т-6. Затем обработать наждачной бумагой и покрыть лаком.

Надстройки изготовляют из фанеры, но можно спаять их из жести или склеить из миллиметрового оргстекла.

Шлюпку и катер изготавливают из липы.

Надстройки окрашивают так же, как и корпус. Если они сделаны из дерева, то грунтовать их надо нитроклеем. Мачту и флагшток лучше собрать из трубок разного диаметра, лееры спаяйте из латунной проволоки. Кнехты прожектора, барабаны для брашпиля, вьюшки и другую деталировку выточите на токарном станке. Винты и руль лучше всего спаять из латуни.

Днище модели окрашивают в красный или зеленый цвет, борт — в черный или шаровый, надстройки — в шаровый или белый, трубу — в черный с красной полосой, кипы, кнехты, якоря, брашпиль — в черный с добавлением серебрянки.

Модель буксира можно сделать как самоходной, так и радиоуправляемой.

В. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ, мастер спорта СССР



МОДЕЛЬ БУКСИРА: 1 — якорный клюз; 2 — якорь Холла; 3 — кранец; 4 — киповая планка; 5 — клюз; 6 — штаговый огонь (белый); 7 — рында; 8 — пост управления брашпилем; 9 — леерное ограждение; 10 — вентиляционный раструб; 11 — вьюшка; 12 — бортовой отличительней огонь (зеленый); 13 — машинный телеграф; 14 — прожектор; 15 — компас; 16 — манипулятор управления рулем; 17 — пожарные ведра; .18 — радиопеленгатор; 19 — фок-мачта; 20 — буксирный огонь (белый); 21 — топовый огонь (белый); 22 — аварийный огонь (красный); 23 — клотиковый огонь (белый); 24 — привальный брус; 25 — спасательный круг; 26 — шлюпбалка; 27 — сирена; 28 — дымовая труба; 29 — труб-штаг; 30 — антенна; 31 — ходовой гакобортный огонь: 32 — буксирная лебедка; 33 — буксирный гак; 34 — световой люк машинного отделения, 35 — буксирная дуга; 36 — рубка; 37 — пост ручного управления рулем; 38 — ручная помпа; 39 — порт для стока воды; 40 — фальшборт; 41 — люки; 42 — кнехт: 43 — швартовочный шпиль; 44 — стоп-анкер; 45 — бочка для цемента: 46 — пожарный рожок; 47 — ящик для песка, 48 — спасательная шлюпка; 49 — моторный бот; 50 — трап; 51 — бортовой отличительный огонь (красный); 52 — рабочая шлюпка; 53 — гидромонитор для тушения пожара; 54 — брашпиль.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №12
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100