БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН»

...Первая встреча броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с правительственной эскадрой произошла утром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Под клотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросами из двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левой стороне было начертано «Свобода, равенство, братство», на правой - «Да здравствует народное правление!» Этими лозунгами потемкинцы бросали вызов эскадре, давая понять, что идут принять бой с ненавистным царским режимом за идею революции.

При виде движущегося полным ходом, готового открыть огонь могучего броненосца корабли эскадры, следуя команде флагмана, сбавили ход и повернули в сторону Севастополя. «Потемкин» победителем вернулся в Одессу...

РОВЕСНИК ВЕКА

28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Таи, мореходные его данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 м над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же здесь впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначавшиеся для жидкого топлива.

Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно, и массы.

Все эти меры позволили установить на корабле 152-мм патронные орудия, а также башенные установки для 305-мм артиллерии главного калибра. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось также заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12480 т, фактическое - 12900 т. Длина корпуса - -113,2 м, ширина - 22,2 м и осадка - 8,4 м. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угольном. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10600 л. с. Скорость полного хода корабля составляла 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами Ø4,2 м каждый, допускавшими частоту вращения до 83 об/мин. Полный запас топлива составлял 950 т, усиленный - 1100 т, причем 340 т приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включавшую вертикальное наружное противоснарядное бронирование по бортам в районе ватерлинии и по надстройке, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой николевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артустановки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 т. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Предельный угол возвышения орудий составлял 15°. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 мин. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов средней артиллерии достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башен, защищались бортовой 152-мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178-мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254-мм бронирование и горизонтальное (крыши) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно, по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 т. Скорострельность «шестидюймовок» составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола - 29,5 калибра, масса - 0,9 т, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для «шестидюймовок» - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 кг, а 75-мм - 4,9 кг.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 75-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

КРАСНЫЙ ФЛАГ РЕВОЛЮЦИИ

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А. М. Петровым, И. Т. Яхновским, А. И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г. И. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принял деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендровской рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует заметить, что Г. Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик - А. Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца №267, находившегося тогда на Тендровской рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где проходила всеобщая стачка рабочих.

Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия произвели ошеломляющий эффект, но...

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Три святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно ликвидировать восстание - в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев. Но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей - пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать - матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» - флагманском корабле Кригера - подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три святителя» - кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицеле своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».

И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный вперед и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев - в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца №267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А. Н. Матюшенко говорил: «Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость».

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем... Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля резолюции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца №267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.

Стремясь зачеркнуть в памяти народной даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж «Пантелеймона» одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

После Февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда, в несколько усеченном виде - он стал называться «Потемкин-Таврический». А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя «Борец за свободу».

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль «Борец за свободу» был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван удиравшими из Севастополя англо-французскими интервентами.

* * *

В. И. Ленин придавал громадное значение восстанию на броненосце «Потемкин». В статье «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «...Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии».

По примеру потемкинцев, на основе их героического опыта в 1906-1907 годах последовал целый ряд мощных вооруженных выступлений революционных солдат и матросов, слившихся со всенародной борьбой против царского самодержавия. Этот опыт пригодился и позже, в ходе подготовки большевиками Февральской, а затем Великой Октябрьской социалистической революции...

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Верхняя часть корпуса от ватерлинии до палубы, средняя надстройка, фальшборт средней надстройки на две трети снизу, башни и орудия главного калибра, верхняя часть трубы и козырек в середине, кнехты, киповые планки и шпили окрашиваются в черный цвет; фальшборт средней надстройки на одну треть вверху и с внутренней стороны, боевая рубка, главный мостик, нижние кожухи со световыми люками, вентиляторы, световые машинные люки, походная адмиральская каюта, рубка беспроволочного телеграфа, штурманская рубка, крановое хозяйство, рангоут, прожекторная платформа, фиш-балка, дымовые трубы - в палевый; подводная часть корпуса катера ниже ватерлинии - красный; ватерлиния, шлюпки, катера до ватерлинии, леерное ограждение, шлюпбалки носовой и кормовой палуб - белыч.

Б. ТЮРИН, капитан II ранга



1 - таран, 2 - носовой подводвый торпедный аппарат, 3 - шестивесельный вельбот (6 шт.), 4 - носовой траверзный подводный торпедный аппарат (2 шт.). 5 - шестивесельный ял (4 шт.), 6 - носовая орудийная башня главного калибра, 7 - боевая рубка, 8 - носовой ходовой мостик, 9 - трап, 10 - фока-штаг. 11 - фор-стень-штаг, 12, 13 - передний топовый огонь, 14 - запасной топовый огонь, 15 - фок-мачта, 16 - носовая дымовая труба, 17 - средняя дымовая труба, 18 - прожектор (4 шт.), 19 - междутрубная прожекторная площадка, 20 - кормовая дымовая труба, 21, 22 - брасы грота-рея, 23 - брасы фор-марса-рея, 24 - брасы фор-брам-рея, 25 - брасы грот-брам-рея, 26 - лучевая радиоантенна, 27 - снижение радиоантенны, 28 - задний топовый огонь, 29 - грот-мачта, 30 - гафель, 31 - вентиляционный раструб (12 шт.), 32 - кран (4 шт.), 33 - верхний кильватерный огонь, 34 - кормовой ходовой мостик, 35 - кормовая орудийная башня главного калибра, 36 - двенадцативесельный катер (2 шт.), 37 - ахтерштаг, 38 - кормовой флаг на ходу, 39 - нижний кильватерный огонь, 40 - гакобортный огонь, 41 - перо руля, 42 - гребной винт (2 шт.), 43 - кронштейн гребного вала (2 шт.), 44 - обтекатель гребного вала (2 шт.), 45 - кормовой траверзный торпедный аппарат (2 шт.), 46 - скуловой киль (2 шт.), 47 - гюйсшток, 48 - 75-мм орудие (14 шт.), 49 - шлюпбалка (12 шт.), 50 - кнехты (8 шт.), 51 - фиш-балка якорного устройства (2 шт.), 52 - трап (4 шт.), 53 - шлюпбалка (2 шт.), 54 - киповая планка (4 шт.), 55 - мусоропровод (2 шт.), 56 - 152-мм орудие (16 шт.), 57 - дверь (4 шт.), 58 - леерное ограждение, 59 - флагшток, 60 - государственный герб (2 шт.), 61 - якорный клюз (2 шт.), 62 - лацпорт для загрузки торпед, 63 - якорь типа Мартина (2 шт.), 61 - выстрел сетевого ограждения (16 шт.), 65 - шлюпочный выстрел (2 шт.), 66 - забортный трап (2 шт.), 67 - кормовая киповая планка (2 шт.), 68 - кормовой скоб-трап (2 шт.), 69 - буксирно-швартовный клюз, 70 - швартовный шпиль (2 шт.), 71 - вентиляционная головка (8 шт.), 72 - входной палубный люк (8 шт.), 73, 74 - прикрытие шкивов элеваторов, 75 - ролик (4 шт.), 76 - котельная шахта (2 шт.), 77 - световой фонарь котельного отделения, 78 - палубный иллюминатор (18 шт.), 79 - котельная шахта, 80 - световой фонарь котельного отделения, 81 - рубка беспроволочного телеграфа, 82 - световой фонарь над кают-компанией (2 шт.), 83 - аварийный выход, 84 - световой фонарь над машинным отделением, 85 - адмиральская рубка, 86 - паровой катер (2 шг.), 87 - двадцативесельный баркас (2 шт.), 88 - 37-мм пушка (2 шт.), 89 - шестнадцативесельный баркас (2 шт.). 90 - паровой минный катер (2 шт.), 91 - палубный шпигат (8 шт.), 92 - вентиляционный раструб (2 шт.), 93 - трап (2 шт.), 94 - магнитный компас (3 шт.), 95 - машинный телеграф (2 шт.), 96 - штурманская и рулевая рубка, 97 - свисток, 98 - сирена, 99 - четырнадцативесельный катер (2 шт.), 100 - прожектор (2 шт.), 101 - рельсы, 102 - световая крышка (18 шт.), 103 - бортовой отличительный огонь (2 шт.), 104 - фок-бакштаг, 105 - фок-ванты, 106 - орудийная платформа. 107 - 47-мм пушки Гочкиса (4 шт.), 108 - прожекторный марс, 109 - фока-реи, 110 - марсовая площадка, 111 - фока-топенанты, 112 - фор-марса-реи, 113 - фор-брам-рей, 114 - фор-стень-ванты, 115 - платформа грот-мачты, 116 - ванты грот-мачты, 117 - грот-бакштаг, 118 - марсовая площадка грот-мачты, 119 - грота-реи, 120 - топенант грота-рея, 121 - грот-стень-ванты.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100