Архив журнала Моделист-Конструктор
АТАКУЕТ С-7Капитан военного транспорта «Похьянолахти» с утра 5 августа 1942 года был в плохом настроении: его тревожило рискованное плавание по охваченной войной Балтике. Курс приходилось прокладывать рядом с опасными районами, где в толще вод покачивались рогатые мины, где в любую минуту можно было ожидать внезапной атаки противника. Правда, штабисты гитлеровской «Кригсмарине» заверяли, что советские катера и подлодки надежно заперты в Финском заливе, а балтийский туман, нависший над свинцовыми волнами, вроде бы исключал всякую вероятность нападения авиации. Но все же выходить в море...
Подводная лодка! внезапно раздался испуганный крик наблюдателя, и точно впереди прямо по носу, низко над водой темнел корпус субмарины, От него к «Похьянолахти» стремительно тянулся белый пенистый след торпеды. Команда рулевому и транспорт, круто развернувшись, пропустил стальную сигару по борту и полным ходом понесся назад, в Виндаву. Но лодка, видимо, не собиралась упускать верной добычи под ее форштевнем вскипел бурун, на рубке сверкнула вспышка, и корпус «Похьянолахти» содрогнулся от взрыва.
Не прошло и часа, как команда из шлюпок с грустью смотрела на изрешеченный снарядами пароход, который, дымясь, погружался в воду. Незадачливому капитану предложили подняться на борт подводного корабля. Только там, взглянув на форму подводников и услышав их голоса, капитан понял, что «Похьянолахти» атаковала советская подводная лодка С-7.
РОЖДЕНИЕ «ЭСОК»
История субмарин типа С именно Такого типа была подлодка, атаковавшая военный транспорт, не совсем обычна. В начале 30-х годов, когда в нашем подводном флоте уже появились крупные лодки типа «Декабрист», заградители типа «Ленинец», средние «щуки» и крохотные «малютки», советские кораблестроители побывали на испытаниях испанской лодки Е-1, построенной по проекту германской фирмы «Дешимаг». Проект, в котором был обобщен боевой опыт первой мировой войны и учтены последние достижения кораблестроения, заинтересовал наших специалистов, и они предложили немцам несколько переделать рабочие чертежи с учетом, что на будущие субмарины будут ставиться советское вооружение и механизмы и что плавать им придется в особых условиях. Немцы тянули время, и за переделку их проекта взялись наши морские инженеры В. Перегудов и В. Критский. К началу 1934 года они завершили подготовку технической документации, и в конце того же года была торжественно заложена первая советская подводная лодка смешанной конструкции с клепаным прочным и сварным легким корпусами. Так положили начало лодкам IX серии, головная из которых получила наименование Н-1. Сохранив внешнее сходство с Е-1, корабли типа Н имели более мощные двигатели, более емкие аккумуляторные батареи, что увеличило их дальность плавания как в надводном, так и в подводном положении. Вооружили их торпедами калибра 533 мм одними из лучших в то время и новейшим 100-мм орудием, а для защиты от атак с воздуха 45-мм полуавтоматом (это его снаряды 5 августа 1942 года изрешетили «Похьянолахти»). Водоизмещение советского варианта возросло примерно на полторы сотни тонн, а длина на добрых шесть метров.
20 октября 1937 года трем первым лодкам IX серии присвоили новое литерное обозначение С (средняя в отличие от М малой и К крейсерской). Спустя два года началось строительство улучшенного варианта «эски» серии IX-бис. Лодки этого типа прекрасно показали себя в войне на море: С-13, С-31, С-51, С-101, С-104 стали Краснознаменными, С-33 гвардейской; С-56 несколько лет назад была превращена в корабль-памятник.
К началу войны в конструкторских бюро завершили работу над еще более совершенными, полностью сварными лодками типа С-47, а на флотах в полной готовности несли службу 17 «эсок», в том числе и С-7.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ «СЕМЕРКА»
Ее «биография» началась 14 декабря 1936 года на одном из стапелей, где заложили ее киль. В то время будущий командир С-7, старший лейтенант Сергей Лисин, закончив специальный курс подводного плавания, находился в длительной, как тогда говорили, командировке. Превратившись в офицера испанского флота дона Серхио Леона, он сражался против мятежников и фашистов в Бискайском заливе на субмарине Ц-4. И, только вернувшись на Родину, узнал, что назначен командиром строящейся «эски», и ввел ее в строй 30 июня 1940 года.
...Утро 22 июня 1941 года С-7 встретила на позиции. Время обычного патрулирования в водах восточной Балтики истекло, и Лисин положил свой корабль на курс, ведущий к базе дивизиона в Усть-Двинске. Перед рассветом, когда лодка неторопливо шла под дизелями, за кормой прогремели приглушенные расстоянием взрывы, и моряки долго гадали, что бы это могло быть. Все объяснилось, когда радист принес на мостик шифровку комдива Трипольского, извещавшего о начале войны с фашистской Германией и приказавшего начать боевое патрулирование в назначенном квадрате. Два дня Лисин внимательно следил за морем, но целей не было противник не рисковал выпускать в эти опасные зоны транспорты и подставлять под удары боевые корабли. И «семерка» направилась на встречу со «сменщицей».
Но вместо нее 24 июня в 0 ч 36 мин сигнальщики С-7 заметили два катера, спокойно сближавшихся с их кораблем. Сначала подводники решили, что командование выслало навстречу им эскорт, тем паче что катерники на запрос сообщили правильные, позывные. И... тут же набросились на С-7, выпустив в нее две торпеды и обрушив шквал снарядов и пуль. Когда же лодка затаилась на грунте, забросали глубинными бомбами. В тот же день геббельсовское радио поспешило оповестить мир об уничтожении «красной субмарины». Но «семерка» к тому времени уже стояла в Виндаве, а моряки, готовя, ее к новому походу, анализировали все обстоятельства боевого крещения.
В 1941 году наши подводники не смогли добиться заметных успехов в морской войне на Балтике. Объяснялось это вполне объективными причинами прежде всего противник практически прекратил судоходство в открытом море, а немногочисленные конвои обычно шли по территориальным водам нейтральных государств, где любые военные действия были невозможны.
Команда С-7 постаралась зимой, в тяжелейших условиях блокады, так подготовить свой корабль к кампании 1942 года, чтобы наверняка взять реванш. И это удалось вместе с рабочими матросы завершили ремонт на 45 суток раньше намеченного срока, завоевав тем самым право идти в море в составе первого эшелона балтийских подводников.
ТАКОВА ПОДВОДНАЯ ВОЙНА!
9 июля 1942 года С-7 крейсировала в Финском заливе. Акустик услышал шум винтов нескольких транспортов: конвой! Однако от атаки пришлось отказаться лодку засекли корабли охранения и обрушили на нее глубинные бомбы.
Вскоре «семерка» встретила немецкий транспорт, на сей раз одиночный, и Лисин, тщательно рассчитав исходные данные, приказал выпустить торпеду. Но в тот момент, когда лодка находилась в точке залпа, из носового отсека пришел тревожный доклад.
Торпеда не вышла из аппарата... зажало кормовой стопор.
Транспорт уходил, и командир лодки, не колеблясь, принял новое решение. Стремительно всплыв на поверхность, С-7 полным ходом нагнала грузовое судно «Маргарет Принцесс» и одной торпедой отправила его на дно.
На следующий день штурман Хрусталев, находившийся на вахте, обнаружил 16 транспортов, шедших под охраной трех боевых кораблей и самолета. На этот раз С-7 атаковала в подводном положении, причем две торпеды вырвались из ее аппаратов в тот момент, когда на лодку бросился миноносец. Лисин мастерски вышел из-под удара, а через час вернулся к месту боя, чтобы посмотреть, чем кончилась атака. На волнах раскачивались деревянные обломки судна и шлюпки верное доказательство успеха.
30 июля С-7 была уже в другом квадрате, отыскивая цели на опасном мелководье близ Виндавы. Здесь подводники и заметили одиночный транспорт, капитан которого, как потом выяснилось, оказался «стреляным воробьем»: он уклонился от двух торпед да еще вызвал по радио на помощь тральщики. Но это не спасло его от гибели: комендоры «семерки» несколькими меткими выстрелами из «сотки» заставили транспорт выброситься на берег.
Потом лодка перехватила у маяка Акменрага еще четыре вражеских судна и, нагнав их в надводном положении, метко выпустила две торпеды в концевое судно «Кэтэ». Оно затонуло на глазах у немецких катерников, спешивших на помощь каравану...
11 августа С-7 вернулась на остров Лавенсари, завершив 38-суточный поход, в котором она записала на свой боевой счет пять транспортов общей вместимостью 31 тыс. т, да еще доставив пленных с секретнейшими картами поставленных врагом минных полей.
ТАМ, БЛИЗ СЁДЕРАРМА...
17 октября С-7 уходила в очередной поход. Ее проводили на Лавенсари, а через трое суток в штаб флота пришла шифровка: Лисин сообщал, что благополучно прошел Финский залив, делая в сутки в среднем 145 миль, отличный результат! При этом 42 раза пришлось пересечь линии минных заграждений, два раза по борту скользили минрепы, но теперь все опасности позади впереди крейсерство в открытом море.
Но вдруг С-7 замолчала; напрасно базовые радисты посылали в эфир ее позывные. Уже получили на базе газеты, в которых был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану 3-го ранга Лисину звания Героя Советского Союза. Шли дни, недели, месяцы... И когда Финский залив сковало льдом, пропавшую субмарину исключили из списков флота. Было это в январе 1943 года. Что ж, такова подводная война нередко единственные свидетели последних минут боя подлодки разделяют ее судьбу.
Однако с С-7 случилось иначе. В 1944 году, когда Финляндия вышла из войны, вместе с другими военнопленными на Родину вернулись Лисин, рулевой-сигнальщик Оленин, комендор Субботин и трюмный старшина Куница. Они-то и рассказали, что непоправимое случилось вечером 21 октября, когда лодка шла в надводном положении, заряжая аккумуляторы, недалеко от маяка Сёдерарм. Часов в семь вечера комиссар Гусев «по секрету» сказал Лисину, что его решили назначить командиром дивизиона, и спустился вниз, чтобы пройти по отсекам. А ровно в 19.30 грянул взрыв, и С-7 мгновенно исчезла в волнах Балтики.
Ее торпедировала финская подлодка «Весихиси», наведенная на «семерку» по данным радиоразведки. В плен попали четыре советских подводника.
Лисин и его товарищи мужественно перенесли неволю, чтобы вновь встать в строй и увидеть победу, которую экипаж С-7 ковал в трудных походах сорок второго года.
И. БОЕЧИН
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-7
Водоизмещение надводное 866,1 т, подводное 1107,8 т, длина 77,8 м, ширина 6,4 м, средняя осадка 4,06 м., Запас плавучести 28%. Мощность дизелей (марки 47ЛН8) 4000 л. с., электродвигателей 1100 л. с., скорость максимальная надводная 20 узлов (при n =650 об/мин), подводная 9,6 (при n = 530 об/мин).) Запас соляра 120 т, масла 6т, надводная дальность плавания до 9500 миль, подводная до 135 миль (экономичным ходом). Толщина прочного корпуса 18 мм, время погружения 40 с.
Вооружение: 6 торпедных аппаратов (общий запас торпед 12); одно 100-мм орудие (боезапас 250 снарядов), один 45-мм полуавтомат (боезапас 420 снарядов).
Экипаж 44 человека, из них 7 офицеров.
|
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-7: 1 форштевень, 2 гюйсшток, 3 гюйс, 4 сетепрорезатель, 5 шпигаты для подъема лодки, 6 кнехты, 7 шпиль, 8 изоляторы радиоантенны, 9 винтовой талреп леера, 10 леер, 11 трос подвески радиоантенны, 12 радиоантенна, 13 скоба крепления антенны, 14 сигнальный буй, 15 бортовые шпигаты, 16 киповая планка, 17 леерная стойка, 18 ограждение 100-мм орудия, 19 100-мм орудие, 20 дверь элеватора снарядов 100-мм орудия, 21 люки кранцев первых выстрелов, 22 ограждение боевой рубки, 23 поручень боевой рубки, 24 козырек мостика, 25 переносный прожектор, 26 фонарь топового огня, 27 люк, 28 откидная площадка сигнальщиков, 29 тумба перископов, 30 сигнальная мачта, 31 вымпел, 32 фонарь бортового отличительного огня, 33 дверь помещения боцманских принадлежностей (правый борт), 34 45-мм полуавтомат, 35 ограждение, 36 дверь надводного гальюна (правый борт), 37 флагшток, 38 фонарь кильватерного огня, 39 отверстия вентиляционной шахты дизелей, 40 кормовой флагшток, 41 военно-морской флаг, 42 фонарь гакобортного огня, 43 ахтерштевень, 44 щит кормового торпедного аппарата, 45 перо вертикального руля, 46 кормовые горизонтальные рули, 47 ограждение кормовых горизонтальных рулей, 48 гребной винт, 49 кронштейн гребного вала, 50 гребной вал, 51 киль, 52 бортовые отверстия, 53 стальной трос ограждения горизонтальных рулей, 54 носовые горизонтальные рули, 55 ограждение носовых горизонтальных рулей, 56 якорь Холла в нише, 57 щиты носовых торпедных аппаратов, 58 буксирный клюз, 59 палубные отверстия, 60 откидной лист клапанов вентиляции цистерны № 1 ГБ (главного балласта), 61 откидной лист носового входного люка, 62 откидные листы носового торпедопогрузочного устройства, 63 откидной лист клапанов вентиляции цистерн средней группы ГБ, 64 скоб-трап, 65 откидной лист кормового входного люка, 66 откидной лист эпроновского устройства, 67 откидные листы клапанов вентиляции цистерны № б ГБ, 68 откидной лист клапанов вентиляции цистерны № 7 ГБ, 69 откидные листы кормового торпедопогрузочного устройства, 70 откидные листы клапанов вентиляции цистерн № 7, 8 и 9 ГБ. |
Чертежи для печати
|