Архив журнала Моделист-Конструктор
КОПИЯ КЛАССА ...FSRБ. КОЛОСОВ
Как известно, модели-копии по сравнению с чисто спортивными имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, их изготовление более увлекательно для ребят и одновременно более познавательно, поскольку учит не только конструкторской грамоте, но и позволяет довольно хорошо изучить настоящую, «большую» технику, выбранную в качестве прототипа копии. Во-вторых, состязания моделей-копий по сравнению с другими классами выигрывают в зрелищности и соответственно нагляднее пропагандируют техническое творчество.
Разумеется, в разных видах моделизма «антагонизм» между копиями и некопиями выглядит неодинаково. В авиамоделизме он не столь актуален (еще бы воздушный бой, к примеру, по привлекательности даст фору чуть ли не любым копиям!), зато в судо-... Увлечение чисто спортивными моделями классов FSR, групп F1 и F3 не назовешь слишком массовым.
А что если модель класса FSR превратить в копию или, по крайней мере, полукопию) Скажете, это невозможно! Отнюдь! В современном катеростроении наметилась (не без влияния опыта постройки гоночных моделей!) новая тенденция резкое сокращение отношения длины к ширине и придание корпусу модифицированных остроскулых обводов типа «глубокое V». В результате появилась возможность сделать сменную верхнюю часть корпуса для модели FSR, и... она может с успехом участвовать в показательных выступлениях вместе с копиями классов F2, F6 или F7.
Для начала несколько слов о прототипе. В 1976 году западногерманская фирма «Абекинг унд Размуссен» разработала проект необычного катера, получившего индекс SAR-33. Он сразу привлек к себе внимание из-за короткого и широкого низкого корпуса с очень острым форштевнем, придававшим стремительность силуэту этого оригинального корабля.
Воплощенный в металл по заказу Турции головной катер проекта SAR-33 фирма-изготовитель подвергла тщательным испытаниям, включая и исследование поведения корабля в Северном море в штормовых условиях. В результате стало ясно, что новая форма корпуса является весьма перспективной. Несмотря на то, что на тихой воде скоростные характеристики корабля оказались хуже, чем у его круглоскулых аналогов (повышенное на 10%, полное сопротивление вызывало потерю скорости на 2 3 узла), в открытом море они заметно улучшались. При волнении 4-5 баллов SAR-33 уже обгонял катер равной мощности с традиционными обводами.
Зато маневренность нового катера оказалась превосходной. Диаметр циркуляции на полном ходу составил 3-4 длины корпуса против обычных 5-6 длин у лучших его собратьев, а время до полной остановки со скорости 30 узлов всего 15 с (против 30-40 с). Кроме того, SAR-33 имел меньшую амплитуду бортовой качки и благодаря пропорциям предопределял более рациональную компоновку двигателей, вооружения и оборудования.
Неудивительно, что к катерам нового проекта проявили интерес несколько стран. С 1979 года их начала строить по лицензии турецкая фирма «Ташкизак»; к настоящему времени она ввела в строй 27 катеров 13 для собственного флота береговой охраны и еще 14 для Ливии. Все они оснащались лишь артиллерийско-пулеметным вооружением, но благодаря модульной системе радиоэлектронного оборудования на них можно быстро установить и противокорабельные ракеты. Не оставила без внимания свое детище и компания «Абекинг унд Размуссен». Вслед за удачным первенцем появилось целое семейство боевых катеров SAR-35, SAR-38, SAR-43 (цифры означают длину корпуса) и даже проект «невидимого» корабля программы «Стелс»...
Читатель, наверное, уже догадался, что мы неспроста столь подробно рассказываем о настоящих катерах: ведь результаты их испытаний, несомненно, должны представлять интерес и для моделистов. А сами катера серии SAR представляют собой прекрасные прототипы как для постройки моделей-копий или полукопий, так и чисто спортивных моделей гоночных и фигурного курса.
Вот один из возможных вариантов конструкции электроход класса FSR. Выбор в качестве двигателя электромотора не случаен такая энергетическая установка наиболее рационально вписывается в пропорции модели. Благодаря простым, без двойной кривизны обводам корпус сделан наборным это позволит обойтись без трудоемких операций по изготовлению матрицы и пуансона, как и без дефицитной эпоксидной смолы. Самый подходящий материал электрокартон с последующим покрытием паркетным лаком в три слоя снаружи и один слой изнутри (подробнее об этой технологии см. «М-К» № 4 за 1986 год). Для большей прочности корпуса носовую честь киля и силовой пояс корпуса (учитывая возможные удары о корпуса моделей-соперников) целесообразно выполнить из фанеры толщиной 2 мм, а продольные реданы из липовых реек. Из таких же реек делают и скуловые брызгоотбойники. Группа аккумуляторов располагается в средней части корпуса в отсеке между шпангоутами 2 и 5. Возможно использование и более доступных элементов батареек от «китайских» фонариков. Об этом, как и о параметрах двигательно-движительной установки см. «М-К» № 3 за 1988 год. Для обеспечения маневренности, как и на катере-прототипе, лучше всего применить две рулевые машинки.
Разумеется, предлагаемая технология постройки модели не является единственной. Оправдано и изготовление корпуса из стеклопластика, ибо тогда появляется заманчивая возможность в одной матрице выклеить целую эскадру моделей самых разных классов.
|
Рис. 1. Ракетный катер SAR-33: 1 раструб вентилятора, 2 пусковая установка для ракеты «Экзосет», 3-30-мм спаренный автомат «Эрликон», 4 мачта, 5, 6, 7 антенны РЛС, 8 контейнер со спасательным плотом, 9-76-мм артиллерийская автоматическая установка «ОТО-Мелара», 10 якорь. |
Рис. 2. Радиоуправляемая модель с электродвигателем класса FSR: 1 силовой пояс борта (фанера 2 мм), 2 бобышка руля (береза ), 3 шпангоуты (электрокартон или фанера 2 мм), 4 днище аккумуляторного отсека (электрокартон), 5 дейдвудная труба (латунь), 6 ложемент под электродвигатель, 7 носовая часть киля (фанера 2 мм), 8 палуба (электрокартон), 9 бобышки под электродвигатель (береза),10 продольная переборка (электрокартон), 11 киль (липа 3Х10 мм), 12 транец (фанера 2 мм). |
Рис. 3. Конструкция рулевого устройства: 1 перо руля (сталь или твердая латунь толщиной 0,8 мм; кромки детали заострить; паять с дет. 2), 2 баллер руля (сталь), 3 бобышка (бук), 4 контргайка М3, 5 втулка-подшипник (фторопласт, прессовать в дет. 6), 6 гельмпортовая труба (латунь), 7 качалка баллера (Д16Т), 8 тяга к рулевой машинке (проволока Ø2 мм).
Изготовление корпуса предлагаемой судомодели из стеклопластика имеет два важных достоинства. Во-первых, такая технология позволит в одной матрице выклеить целую серию корпусов для моделей самых различных классов гоночных радиоуправляемых, копий и полукопий, что весьма заманчиво для любого судомодельного кружка. Во-вторых, обводы корпуса модели настолько просты, что изготовление матрицы и мастер-модели не составит особого труда даже начинающим спортсменам.
Подробно о выклейке корпуса из стеклоткани наш журнал уже неоднократно рассказывал (последняя такая публикация в «М-К» № 3 за 1989 г.). Однако в данном случае технология может быть несколько упрощена. Так, при изготовлении мастер-модели вполне реально обойтись без шаблонов или сделать их упрощенными обводы корпуса без поверхностей двоякой кривизны позволяют сделать это. Верхняя часть корпуса (палуба) может быть обтекаемой, а может и наполовину открытой, со свободным обдувом рубашки цилиндра двигателя. Заметим, что линия разъема в носовой части должна несколько отклоняться вниз это требование унификации корпуса с копийными моделями. Продольные реданы можно выполнить из липовых реек уже непосредственно на готовом корпусе, а не на мастер-модели.
Двигатель гоночной модели электрический или ДВС рабочим объемом 3,5 см 3. Последний тип мотора приобретает все большую популярность не только за рубежом, но и в нашей стране. Привод гребного вала уже можно назвать стандартным с шестеренчатым редуктором, расположенным впереди двигателя. Следует иметь в виду, что если модель предназначается для длительных гонок, то необходимо предусмотреть систему воздушного охлаждения рубашки цилиндра.
При использовании матрицы для изготовления корпуса под модель-копию (например, класса F2) выклеивают только нижнюю часть корпуса, а верхнюю заменяют на плоскую палубу. Вместо одной дейдвудной трубы вклеивают три как на катере-прототипе (см. чертежи в «М-К» № 7 за 1990 г.). Также предусматривают и установку двух рулей.
Говоря об унификации моделей, нужно иметь в виду и еще одну возможность. Дело в том, что уже готовую модель класса FSR можно превратить в полукопию например, класса F7. Последний тип судомоделей является, пожалуй, самым зрелищным, но... в нашей стране, увы, мало распространенным. Причина здесь одна высокая трудоемкость и сложность при почти полной невозможности выступать на соревнованиях и получить спортивный разряд. Поэтому даже в тех коллективах, где классу F7 уделяют некоторое внимание, модели не делают специально, а дорабатывают уже существующие например, устанавливают на судах класса F2 съемные системы пуска ракет, постановки дымзавес и т. п.
Однако существует реальная возможность расширить класс F7 и за счет доработки гоночных радиоуправляемых моделей. Предпосылки для этого есть.
За рубежом уже появились интересные проекты боевых катеров, которые очень удобно использовать в качестве прототипа судомодели-полукопии. Речь идет о «невидимых» для радиолокаторов катерах программы «Стелс», разработанных совместно американской и западногерманской фирмами на базе корпусов семейства SAR. Обтекаемая форма надстроек такого судна прекрасно вписывается в компоновку гоночной модели класса FSR-3,5. Причем можно не только сделать сменную палубу, но и просто съемные надстройки и оборудование, устанавливаемое прямо на верхнюю часть корпуса спортивной модели. Отметим, что поскольку «в металле» катеров-прототипов пока не существует, моделистам открывается определенный простор для фантазии: они могут сами доработать чертежи «по мотивам» реальных проектов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КАТЕРА SAR-33 (в ракетном варианте) И SAR-33 «СТЕЛС»
Водоизмещение, т стандартное 140, полное 190
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что предлагаемый катер очень хорош как прототип для модели класса F6 (групповые выступления) и F7, хотя возможен его выбор и для классов F2A, ЕК-500 и F2Ю. Использование тех же матриц для выклейки корпусов моделей класса FSR в принципе возможно, но следует отметить, что в этом случае вряд ли стоит рассчитывать на «чемпионский» результат, так как каждая гоночная модель экстракласса в зависимости от кубатуры двигателя имеет свои нюансы в конструкции, собственное соотношение длины к ширине и т. п. Скорее всего совет по унификации матриц для выклейки корпусов моделей
различных классов пригодится для судомодельных кружков, где нет достаточной материальной базы. Также следует иметь в виду, что по новым правилам, введенным в прошлом году, модели классов F6 и F7 подвергаются стендовой оценке. Поэтому «маскировка» модели FSR под катер проекта «Стелс» может быть взята на вооружение лишь для показательных выступлений.
Ю. БОХОНОВ, председатель Всесоюзной коллегии судей по судомодельному спорту
|
Рис. 1. Радиоуправляемая судомодель класса FSR-3,5 со стеклопластиковым корпусом: 1 линия разъема, 2 резонансная выхлопная труба, 3, 6, 8 шпангоуты (сандвич из пенопластовой пластины, двух слоев шпона и двух слоев стеклоткани), 4 палуба, 5, 10 крышки моторного и приборного отсеков, 7 двигатель рабочим объемом 3,5 см3, 9 корпус. |
Чертежи для печати
|