Архив журнала Моделист-Конструктор
ФЛАГМАНЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТАХмурое декабрьское утро.
Порывистый норд-ост гонит вспененные волны по широким рукавам Севастопольской бухты. С яростью бьются они о прибрежные камни, взметаются над бревенчатыми настилами причалов, оставляют на прибрежной кромке бурые хлопья тины.
Город строг и безлюден. На тротуарах, словно изморозь, лежит битое стекло. Ветер раскачивает распахнутые взрывной волной ставни окон, кружит вихри на мостовых. От непрерывной артиллерийской канонады гудит и стонет земля: бьют батареи Малахова кургана, 30-я, 35-я.
Над городом нависла пороховая гарь. Идет один из дней героического сражения севастопольского гарнизона с полчищами фашистов. Подтянув свежие резервы пехоты, танки, артиллерию, немцы ведут наступление по всему Севастопольскому фронту.
В оперативном приказе командующий гитлеровской осадной армией генерал Манштейн требует: «К исходу четвертого дня, используя все возможности, необходимо прорваться в крепость Севастополь и немедленно доложить о достижении цели».
Но проходит четыре, пять, десять, двенадцать дней, а до Севастополя все так же и близко и далеко...
Сутками не смыкая глаз, кровью своей отстаивают каждую пядь земли части Красной Армии, морской пехоты и береговых батарей. Сдерживают бешеный натиск противника, поднимаются в яростные контратаки, в рукопашных схватках отбрасывают врага на исходные рубежи. Гарнизон осажденного города твердо верит: в трудный час корабли флота войдут на Севастопольский рейд и огнем своих орудий окажут помощь! Они придут! Они непременно придут!..
27 декабря 1941 года на кораблях эскадры, базировавшейся в Поти, был получен приказ Военного совета Черноморского флота: «Войти в Севастопольскую бухту и всей мощью артиллерийского огня ударить по скоплениям войск и техники противника».
В 16 часов 25 минут на линкоре «Севастополь» прозвучала команда: «По местам стоять, со швартовых сниматься!»
Море встретило неприветливо. С каждой пройденной милей крепчал порывистый ветер. Стремительно падала стрелка барометра. К ночи волнение достигло девяти баллов. Волны поднимались у берегов корабля, словно горы; их седые гребни напоминали снежные вершины хребтов. Тяжелая килевая качка действовала даже на видавших виды моряков.
Особенно трудно приходилось у котлов и турбин, где температура достигала полусотни градусов. Котельные машинисты едва держались на ногах. Они уже вторые сутки были без сна.
Наконец вдалеке, на фоне свинцового неба начала чуть вырисовываться ломаная линия Крымских гор. В огне пожарищ открылся сражающийся Севастополь. На ближних подступах к городу шли ожесточенные бои.
В канун Нового года, далеко за полночь линейный корабль «Севастополь» в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый» ошвартовался в Южной бухте.
В историю отечественного флота «Севастополь» вписал немало славных страниц. Это был боевой заслуженный корабль.
Родина линкора Балтийский судостроительный завод. Год рождения 1911-й. Но лишь в начале первой мировой войны в вахтенном журнале корабля появилась запись: «4 ноября 1914 года дредноут «Севастополь» вступил в строй действующих сил Балтийского моря».
Так началась биография линкора. Под прикрытием мощной артиллерии «Севастополя» крейсеры и эсминцы ставили минные заграждения на морских коммуникациях и у берегов Германии. В результате немцы понесли огромные потери от русских мин, вынуждены были отказаться от активных боевых действий на Балтике.
Пришел 1917 год. 9 июня на «Севастополь», стоявший в Гельсингфорсе, приехала делегация кронштадтских моряков. На созванный ею летучий митинг собралась почти вся команда. Лозунги большевиков встретили всеобщее одобрение участников собрания. В конце митинга один из матросов линкора от лица всего экипажа попросил передать кронштадтцам что команда «Севастополя» идет вместе с Кронштадтом и всегда готова его поддержать. Так совершился переход «Севастополя» на сторону пролетарской революции.
24 октября 1917 года участники пленарного заседания представителей судовых комитетов, в числе которых были моряки линкора «Севастополь», в своей резолюции писали: «Да здравствует власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на защиту которых мы все единодушно по первому зову пойдем и будем верить в полную победу над капиталом и в освобождение порабощенных народов».
А утром 25 октября к гранитной набережной Невы подошли пароходы, доставившие из Кронштадта и Гельсингфорса около десяти тысяч вооруженных моряков. Среди них матросы «Севастополя». Они занимали мосты, вокзалы, телефонную станцию, встали на охрану Смольного. Вечером по приказу Военно-революционного комитета вместе с солдатами и красногвардейцами они штурмовали Зимний дворец последний оплот Временного правительства.
Социалистическая революция победила!
В марте 1918 года «Севастополь» принимал участие в историческом Ледовом походе и благополучно пришел в Кронштадт, а затем перешел в Неву.
Осенью на Балтийском море появился новый противник английский флот. Моряки «Севастополя» приняли 28 ноября 1918 года резолюцию, в которой писали:
«...обращаемся ко всем тт. морякам в этот момент напрячь все силы и дать бой, решительный бой империалистам в Красной Балтике... Мы будем биться за всемирную власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов».
Октябрь 1919 года. «Севастополь» принимает участие в отражении наступления войск Юденича на Петроград.
В ночь на 21 октября на корабле было получено распоряжение командования 7-й армией: «6 залпами с промежутками в 3 минуты обстрелять северную оконечность Красного Села, окончить стрельбу в 5 часов 30 минут, после чего войска перейдут в наступление». «Севастополь» в точности выполнил это приказание. Его меткий огонь посеял панику в рядах белых. Ровно в 6 часов утра началось наступление Красной Армии.
Линкор «Севастополь» преследовал своим огнем отступающие банды генерала Юденича.
Во время гражданской войны матросов с надписью «Севастополь» на лентах бескозырок можно было встретить на Восточном и Южном фронтах, на дальнем Севере и на Украине. Они на бронепоездах, в пехоте, разведке, артиллерии и в коннице самоотверженно сражались против войск Колчака, Деникина, Петлюры и Юденича, против полчищ интервентов.
После окончания гражданской войны X съезд партии весной 1921 года принял решение о восстановлении военного флота. Прошло несколько лет, и 17 сентября 1924 года линкор поднял сигнал: «Прошу разрешения следовать по назначению». Позднее этот день был утвержден как годовой корабельный праздник. Потекли годы напряженной боевой учебы.
В 1934-1936 годах линкор прошел модернизацию. На нем были установлены новые паровые котлы, работающие на жидком топливе; переделаны и увеличены по высоте носовые надстройки; были установлены современные приборы управления артиллерийским огнем; передней трубе придан характерный скос назад; изменена и сделана более совершенной носовая оконечность; на носовой и кормовой башнях открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.
На протяжении последующих лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны, линкор оставался в ВМФ одним из лучших кораблей по боевой и политической подготовке.
Таков был грозный боевой корабль, пришедший на помощь героическим защитникам Севастополя.
Как только забрезжил рассвет, над кораблем повисли немецкие пикировщики. Зенитная батарея лейтенанта Викентия Ассуленко первой открыла огонь. Ее поддержали береговые зенитные батареи, специально стянутые к Южной бухте для прикрытия «Севастополя». Разрывы снарядов кучно клубились вблизи вражеских самолетов. Не выдержав сосредоточенного огня, фашистские летчики сбросили бомбы куда попало и поспешили скрыться.
7 часов 52 минуты. Совсем рассвело. И вновь боевая тревога. В оружейных башнях, в отсеках, казематах, в боевых рубках, на мостиках звенят колокола громкого боя. Высоко задрав стволы орудий, грозные башни развернулись в сторону цели. На лоток подан первый снаряд. От него еще пахнет тавотом, но чья-то нетерпеливая рука успела написать мелом: «За наш Севастополь».
В 8 часов 9 минут прогудел ревун. Из стволов орудий метнулись языки желто-оранжевого пламени. Грохот залпа разнесся в горах Инкермана. Снаряды пронеслись через Северную бухту и Корабельную сторону.
Еще не рассеялся пороховой дым первого залпа, как с корректировочного поста передали: «Снаряды ложатся точно. Просим усилить огонь!»
Громовые раскаты залпов линкора доносились в блиндажи и окопы переднего края.
Малая земля ликовала!
Морские пехотинцы, которые составляли добрую половину гарнизона осажденного Севастополя, понимающе переглядывались, вытаскивая из-за пазух, из вещмешков бескозырки. Любовно распрямляли и разглаживали ленты с потемневшими от пороховой гари и пота названиями кораблей. Расстегивали пошире вороты армейских гимнастерок, чтобы были видны тельняшки. Чтоб он, фашист, знал, с кем будет иметь дело!
Они понимали, что наконец-то пробил их час, только ждали сигнала, чтобы неудержимой лавиной броситься туда, где сейчас вздыбливалась и полыхала земля, где танки со зловещими крестами на бортах от разрывов полутонных снарядов взлетали вверх, разламывались и рушились на опаленную землю.
14 часов кряду неумолчно грохотали орудия линкора «Севастополь». Несколько сот снарядов было обрушено на врага.
Только за этот день артиллеристы корабля под управлением капитан-лейтенанта Андрея Баканова уничтожили 13 танков, 8 дальнобойных орудий калибром 150 мм и выше, 4 тягача и 37 автомашин, множество гитлеровцев.
К вечеру враг дрогнул, попятился и начал отступать. Вскоре привели и первых пленных.
Это были совсем «свежие» фрицы. Манштейн только что не прошло еще и полных суток бросил их под Севастополь, в самое пекло. Обалдевшие от грохота взрывов мощных снарядов линкора, они уныло рассказывали: «Севастополь оказался могилой для большинства из нас. Мы поняли, что это не Бельгия и не Франция».
Да, Севастополь стоял насмерть. Только несколько дней декабрьского штурма стоили немцам 35 тысяч убитых. Здесь дерзость обнаглевших захватчиков разбилась о незыблемую стойкость черноморцев.
Декабрьское наступление немцев на Севастополь провалилось. И в этом немалая заслуга кораблей Черноморского флота и его флагмана линкора «Севастополь».
В эти дни родились взволнованные строки, посвященные линейному кораблю «Севастополь», написанные советским поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом.
Врагам посылая железо и пламя.
За успешное выполнение боевых задач «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени и стал Краснознаменным линкором.
П. ВЕСЕЛОВ
В дни Великой Отечественной войны личный состав Краснознаменного линкора «Сева тополь» с честью оправдал доверие партии и народа, успешно выполнил все поставленные командованием боевые задачи.
Около 8 тыс. миль прошел линкор в сложных боевых условиях в штормы и зимнюю непогоду, в снежную пургу и туманы.
Только главный калибр линкора за время войны сделал свыше 3 тыс. выстрелов.
Зенитки линкора отразили свыше 20 массированных налетов противника.
Врагу нанесен неисчислимый урон в живой силе и технике. Сам же линкор не получил ни одного серьезного повреждения.
* * *
Линкор «Севастополь» был грозным боевым кораблем своего времени. Вот его основные тактико-технические данные:
При водоизмещении в 23 400 т корабль нес 12 305-мм дальнобойных орудий, размещенных в диаметральной плоскости в четырех трехорудийных башнях. Его противоминная артиллерия состояла из 16 120-мм пушек, расположенных в бортовых выступах попарно.
Артиллерийское вооружение дополняли четыре надводных торпедных аппарата.
Надводный борт был полностью забронирован, причем толщина главного броневого пояса и орудийных башен составляла 225 мм, а боевых рубок 250 мм. Толщина брони палубы колебалась от 40 до 75 мм. Для обеспечения живучести корабля при подводных взрывах была установлена внутренняя 50-мм бортовая продольная переборка.
Благодаря четырем турбинам общей мощностью в 42 тыс. л. с. он мог развивать максимальную скорость свыше 23 узлов.
В строгих формах и боевом могуществе линкора воплотились ум, мудрость русских корабелов и оружейников во главе с выдающимся ученым А. Н. Крыловым. В каждой заклепке «Севастополя» был труд, опыт и талант старых питерских судостроителей.
* * *
В начале тридцатых годов корабль прошел модернизацию, которая кардинально изменила его внешний вид.
Тонкие телескопические мачты были заменены развитыми надстройками, на которых разместились многочисленные командно-дальномерные посты, прожекторы, легкая артиллерия, антенны радиосвязи н навигации. Позже на корабле появились автоматические зенитные установки. Гребные барказы были переоборудованы в моторные. Неизменными остались лишь паровые катера. Они были окрашены в шаровый цвет; подводная часть черная; труба, поручни, иллюминаторы сверкали начищенной медью.
Чертежи корабля разработаны капитаном 2-го ранга B. Науменковым по моделям, хранящимся в музеях Краснознаменного Черноморского флота и Героической обороны и освобождения Севастополя.
Теоретический чертеж выполнен в одном масштабе с планом.
|
Чертежи для печати
|