Архив журнала Моделист-Конструктор
|
|
“Сибирский стрелок” |
“Генерал Кондратенко” |
“Охотник” |
“Пограничник” |
Проектное водоизмещение, т |
615 |
615 |
615 |
615 |
Водоизмещение - “в нормальном грузу”, т |
около 750 |
|||
Длина, м: наибольшая |
75.23 |
75,23 |
75,23 |
75,23 |
по ГВЛ |
72,03 |
72,03 |
73,20 |
72,03 |
Ширина, м: наибольшая |
8,20 |
8,20 |
8,20 |
8,15 |
по ГВЛ |
8,20 |
8,20 |
8,20 |
S.20 |
Углубление на ровном киле, м |
около 2,60 |
|||
Индикаторная мощность машин на приемных испытаниях, л. с. |
7734 |
7762 |
8100 |
7565 |
Наибольшая скорость на приемных испытаниях, узлы |
25,48 |
25,10 |
25,05 |
25,48 |
Дальность плавания при нормальном запасе топлива (191 т), мили; полным ходом |
1000 |
800 |
800 |
886 |
15-узл. ходом |
2220 |
2300 |
2300 |
2400 |
Диаметр циркуляции на полном ходу, каб. |
5 |
4 |
4 |
5 |
Экипаж, чел. |
по 5 офицеров, 4 кондуктора и 86 нижних чинов |
|||
Артиллерийское вооружение |
по 2 — 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, 2 — 47-мм “салютные” пушки и 4 трехлинейных пулемета |
|||
Наибольшая дальность стрельбы орудий ГК, каб. |
50 |
45 |
45 |
55 |
Скорострельность орудия ГК, выстр./мин. |
12 |
12 |
12 |
12 |
Боезапас на одно орудие ГК |
217 |
219 |
219 |
200 |
Минное вооружение: 450-мм торпедных аппаратов (запас торпед) |
3(9) |
3(6) |
3(6) |
3(6) |
наибольшее число мин заграждения (в перегруз) |
42 |
42 |
42 |
41 |
Расположение марок на дымовых трубах |
вверху носовой трубы |
посередине носовой трубы |
вверху обеих труб |
посередине обеих труб |
Примечание: первоначально корабли были вооружены двумя 75-мм и шестью 57-мм пушками, однако уже в 1909—1910 годах артиллерию полностью заменили. .В 1915—1916 годах было добавлено третье 102-мм орудие, а боезапас увеличен до 496 выстрелов на ствол. Тогда же на, “Пограничнике” и “Сибирском стрелке” сняли 47-мм пушки. .Первый месяц войны с Германией прошел в ожидании прорыва неприятельского флота в восточную часть Финского залива. Когда стало ясно, что прорываться к Петрограду немцы не собираются, Эссен решил активизировать минно-заградительные операции в южной и юго-восточной частях Балтийского моря. Эти районы имели для Германии особое значение: именно здесь пролегал единственный путь подвоза припасов и стратегического сырья из Швеции. Утром 31 октября 1914 года полудивизион особого назначения покинул рейд у острова Вердер и направился к Мемелю — передовой базе кайзеровского флота. К вечеру усилился ветер, размах бортовой качки резко возрос. Хрупкие корпуса миноносцев то и дело сотрясались под натиском волн. Заливало палубы, грозя смыть за борт людей и приготовленные к постановке мины. На одном из кораблей сорвало водонепроницаемые чехлы и брезент, предохранявший смертоносный груз от воды. Положение становилось угрожающим — начал таять сахар в предохранителях некоторых мин, что делало весьма опасным их постановки. Но тем не менее все 105 мин были установлены — и это несмотря на существеннее ухудшение погоды и сильную качку. Закончив труднейшую боевую работу, полудивизион в полном составе благополучно вернулся в Моонзунд. Постановка мин оказалась исключительно удачной — на них вскоре подорвался и затонул германский броненосный крейсер “Фридрих Карл”. Его гибель кайзеровское командование приписало атаке подводной лодки — настолько невероятной казалась мысль о русском минном заграждении у своих же берегов. Всего с октября 1914 года по февраль 1915-го миноносцы полудивизиона выставили 490 мин, на которых, помимо броненосного крейсера, подорвались и пошли на дно два транспорта и два тральщика противника; несколько других кораблей, в том числе гидроавиатранспорт, получили серьезные повреждения. Эсминцы-"добровольцы" стали настоящими “рабочими лошадками" войны — на плечи их экипажей легла самая тяжелая “черновая” служба: минные постановки, дозоры, противолодочная оборона. Пожалуй, по активности использования из всего Балтийского флота с ними могли соперничать только знаменитые “новики". Наступил 1917 год. Хотя корабли минной дивизии, в которую в конце войны вошли и “добровольцы”, находились вдали от революционного Петрограда, их экипажи хорошо знали о всех событиях, происходящих там. В ответ на просьбу Ленина в Петроград направлялись отряды революционных моряков, которые приняли участие в штурме Зимнего дворца. Правда, в их числе не было матросов с “Охотника”: этот эсминец 13 сентября 1917 года подорвался на мине и затонул почти со всем экипажем.” После Ледового похода подавляющее большинство краснофлотцев отправились на фронты гражданской войны, а все три оставшихся эсминца типа “Охотник” были сданы а порт на хранение. Два из них — “Пограничник” и “Генерал Кондратенко” — так и не вступили больше в строй: в 1924 году их восстановление признали нецелесообразным, и корабли пустили на слом. Иначе сложилась судьба “Сибирского стрелка”. В сентябре 1925 года его разоружили, переименовали в “Конструктор” и в качестве опытового судна передали “Особому техническому бюро”. Корабль использовался для испытаний новых образцов минно-торпедного оружия и систем управлении огнем. А в августе 1931 года на “Конструкторе” проводились испытания системы радиоуправления торпедными катерами, разработанной под руководством В. И. Бекаури. В качестве канонерской лодки “Конструктор” участвовал в боях с белофиннами в 1939—1940 годах. А когда грянула Великая Отечественная, старый эсминец вновь стал боевым кораблем. В августе 1941 года он вступил в строй как сторожевой корабль Ладожской военной флотилии. В ходе подготовки к боевым действиям на корабле полностью заменили артиллерийское вооружение: установили три новых 100-мм орудия и две 45-мм полуавтоматические зенитные пушки; несколько пулеметов дополняли ПВО эсминца. “Конструктор” оказался наиболее сильно вооружённой единицей флотилии и стал ее флагманом. Начались героические будни. Корабль обстреливал занятое противником побережье, сопровождал конвои в Ленинград м вывозил эвакуированных из города, отбивая ожесточенные налеты гитлеровской авиации. Враги называли корабль “черным крейсером” и охотились за ним. 4 ноября 1941 года “Конструктор” стоял на рейде у Осиновецкого маяка, принимая на борт эвакуируемых ленинградцев. В сгущавшихся сумерках никто не заметил, как из облаков вынырнул вражеский бомбардировщик. Раздался глухой взрыв. В корабль попала 250-килограммовая авиационная бомба. “Конструктор” сильно содрогнулся, погас свет. Находившиеся на верхней палубе видели, как в одно мгновение отвалилась наружная обшивка и носовая часть с тремя спрессованными палубами повисла в воде. Корабль начал погружаться. Вся вахта первого котельного отделения погибла на боевых постах. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Это дало возможность снять уцелевших пассажиров. На борту осталось 16 человек во главе с командиром, капитаном 3-го ранга Купидоновым, и комиссаром, политруком Анохиным. “Конструктор” удалось спасти благодаря мужеству и умелым действиям моряков. Нельзя не назвать имена героев — мичманы Новиков и Струнов, боцман Хохлов, старшины и матросы Иванов, Терехов, Волков, Мельченко, Марушин, Посмечаев, Тараканов, Мохов, Шахрай, Круглов, Лисов. Кормой вперед сильно поврежденный корабль попытались отбуксировать в бухту Морье. Но вскоре затопленная носовая часть задела грунт. Снять корабль с мели не удалось. 25 ноября 1941 года во время шторма носовую часть оторвало, и “Конструктор” вместе со льдами отнесло к берегу. Казалось бы, корабль погиб, но оставшиеся в живых члены экипажа не хотели с этим смириться. Помощник командира лейтенант М. Ф. Пантелеев, инженер-механик воентехник 1-го ранга П. А. Можейко задумали на первый взгляд невероятное: восстановить почти полностью уничтоженный 1 эсминец. По деревянным шаблонам на Ижорском заводе изготовили Новую укороченную на 5 метров носовую часть, доставили в Осиновец и там собрали. Работами руководил инженер завода В. Е. Чаевский. Часами трудились в ледяной воде водолазы, и к весне корабль был восстановлен. 13 апреля 1943 года он вновь вошел в строй кораблей Ладожской флотилии. И снова пушки эсминца-ветерана громили позиции захватчиков. : Отгремели бои на берегах Ладоги, и “Конструктор” вернулся к своей довоенной профессии. 3 января 1945 года его 1 переоборудовали в опытовое судно. И только спустя 12 лет, когда корпус и машины “Конструктора” были изношены до предела, его сдали на слом. Так закончилась история эскадренного миноносца “Сибирский стрелок” — ветерана четырех войн, прослужившего Родине более 50 лет. А. ТИМОФЕЕВ Масштаб общего вида 1:150, масштаб деталировки 1:100. |
Эскадренный миноносец "Сибирский стрелок”: 1 — рым, 2 — гюйсшток, 3 — катбалка, 4 — якорь Холла, 5 — 102-мм орудия, 6 — размахи ручной подачи снарядов и цепи Галля, 7 — брезентовный обвес .мостика, 8 — фок-мачта, 9 — антенна радиотелеграфа, 10, 15 — кожухи дымовых труб, 11 — тентовый леер, 12 — тентовая стоика, 13 — фор-стеньга, 14 — оттяжка, 16 — грот-стеньга, 17 — грузовая стрела, 18 — ял, 19 — грот-мачта, 20 — дефлекторы машинного отделения, 21 — минный (торпедный) аппарат, 22 — штурманская рубка, 23 — кормовой мостик, 24 — вельбот, 25 — шлюпбалка. 26 — флагшток, 27 — государствнный герб России, 28 — ограждение гребных винтов, 29 — кнехты, 30 — штуртросы, 3) — сходной тамбур в кондукторскую каюту, 32 — сходной тамбур в офицерский отсек, 33 — палубные иллюминаторы офицерской кают-компании, 34 — леерная стойка, 35 — леерное ограждение (трос), 36 —световой люк машинного отделения, 37 — вентиляционные люки котельного отделения, 38 — киповая планка, 39 — стеллажи коечных сеток, 40 — 47-мм пушка Гочкиса, 41 — шкаф для коек, 42 — радиотелеграфная рубка, 43— леерное ограждение (трубка), 44 — дефлектор вентиляции, 45 — паровой шпиль, 46 — битенг, 47 — вьюшки, 48 — привальный брус, 49 — палубные люки, 50 — горловина угольной ямы, 51 — спасательный круг, 52 — фальшборт, 53 — кожух румпеля, 54 — минные рельсы, 55 — компас, 56.— прожектор, 57 — аварийный штурвал, 58 — ящик с сигнальными флагами, 59 — машинный телеграф. 60 — штурвалы, 61 — боевая рубка, 62 — пелорусы гирокомпаса, 63 — фонарь бортового отличительного огня, 64 — сеточное ограждение, 65 — опора шлюпбалки, 66 — ростры, 67 — мина заграждения образца 1898 года, 68 — пулемет, 69 — брейд-вымпел начальника дивизиона (поднимался на грот-стеньге), 70 —вымпел, 7! — флаг контр-адмирала, 72 — флаг вице-адмирала, 73 — флаг адмирала (Андреевский флаг), Все адмиральские флаги поднимались на фор-стеньге. |
Чертежи для печати
|