ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БУРЕВЕСТНИК

История Российского Военно-Морского Флота неотделима от истории борьбы трудящихся России за свержение самодержавия, гнета помещиков и капиталистов. С особой силой эта связь выявилась в 1905-1907 годы, когда повседневная работа, проводившаяся партией большевиков на флоте, вызвала бурный рост революционного сознания военных моряков.

Первым массовым выступлением на флоте стал подвиг матросов-черноморцев, поднявших в июне 1905 года революционный флаг на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Менее чем через полгода вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков», затем оно перекинулось на Балтику, где «к восстанию зовущий...» алый стяг был поднят на крейсере «Память Азова». Наконец революционная волна докатилась до Дальнего Востока: в октябре 1907 года там начались события, центром которых стал миноносец «Скорый».

* * *

Раннее утро 17 октября. В городе и порту тишина и безлюдье. Тускло мерцают редкие фонари, да порой слышится мерный цокот копыт казачьего разъезда. Тревожно. В бухте Золотой Рог у стенки строительного порта замерли узкие стальные тела миноносцев. На кораблях идет обычная приборка перед подъемом флага. Вдруг со стороны моря из предрассветной мглы выплыла лодка - на веслах двое штатских, на корме женщина. С дежурного миноносца «Бодрый» раздался зычный окрик командира, капитана 2-го ранга Кураша:

- На лодке! Ворочай обратно! Иначе прикажу стрелять!

- Хорошо, уйдем! Уйдем! - ответил звонкий женский голос и затем громче, что было мочи:

- Эй, на «Скором»! Дома ли Пойлов! - И лодка неспешно направилась мимо плавучих доков и крейсера «Аскольд» в глубь бухты, скрываясь за пеленой тумана.

На «Скором» у иллюминатора в носовом кубрике стоял крутолобый коренастый унтер-офицер. Это ему, Якову Пойлову, минно-артиллерийскому содержателю корабля и члену боевой организации революционеров, был адресован возглас. Яков узнал этот голос - он принадлежал Марии Масликовой, одной из немногих уцелевших руководителей военно-партийной организации. Непонятная для посторонних фраза означала, что пробил долгожданный час восстания.

Пойлов постоял у иллюминатора еще с четверть часа, затем достал из матросского рундука завернутый в промасленную тряпицу револьвер, проверил барабан и взвел курок. Сунув наган за поясной ремень и прикрыв его робой, Яков направился к командирской каюте. У двери Пойлов прислушался, постучал и, услышав: «Войдите!», распахнул дверь каюты. Перед ним стоял щеголевато одетый, уже готовый к подъему флага командир «Скорого» капитан-лейтенант Штер.

- Во имя революции, умри! - на одном дыхании выкрикнул Пойлов и в упор трижды выстрелил в офицера. Тот рухнул на пол каюты. Яков бросился к трапу, но дорогу ему преградил мичман Юхневич. Пойлов, не целясь, выстрелил, офицер упал... Выскочив на палубу, Пойлов в несколько прыжков оказался на ходовом мостике и вновь трижды выстрелил - для посвященных это было сигналом к началу восстания.

- Товарищи! - закричал Пойлов, обращаясь к матросам на миноносцах и на стенке порта. - Постоим за себя, довольно нам терпеть, довольно нас дурачили... Присоединяйтесь, скоро придет 12-й полк, все готово... Братцы, присоединяйтесь к нам...

Сейчас же с лодок и по сходням с берега на палубу «Скорого» поднялись вооруженные матросы и рабочие. Одной из первых на палубе очутилась Мария Масликова. На мачте «Скорого» взвился алый стяг. Почти одновременно красный флаг был поднят на мачте «Сердитого» и на миноносце «Тревожный».

Восставшие, стараясь не допускать излишнего кровопролития, дали возможность офицерам и примкнувшей к ним чести команды покинуть свои миноносцы. Но, уходя с «Бодрого», командир Курош стал стрелять в Пойлова, который был на «Скором». Завязалась перестрелка, в которой Курош был убит, а командир миноносца «Сердитый» Васильев тяжело ранен.

На «Сердитом» не оказалось ни воды, ни угля, ни провизии, и революционные моряки вынуждены были покинуть его. Этим тут же воспользовались те, кто не примкнул к восставшим. Они захватили миноносец и спустили красный флаг.

Вскоре группой, которую возглавил матрос Черепанов, на захваченном миноносце «Тревожный» был арестован и заперт в каюте командира лейтенант Оводов, у которого предварительно изъяли ключи от патронных погребов. Удачное начало воодушевило матросов. Они расставили вооруженные посты из надежных людей и отвели «Тревожного» от стенки. Комендорами был даже дан выстрел из носового орудия по зданиям порта...

Но затем обстановка изменилась: на середине бухты машинная команда «Тревожного», подстрекаемая кондукторами, разобщила штурвал с рулем и сумела вывести корабль к противоположной стороне бухты, управляя им лишь с помощью винтов. В итоге он уткнулся кормой в угольную площадку. С другой стороны бухты появился миноносец «Грозовой»; приблизившись к «Тревожному», он открыл по нему орудийную стрельбу. Восставшие были вынуждены оставить «Тревожный». Последним покидал корабль Черепанов. Но уйти ему не удалось: его сбили с ног, связали и затем выдали властям.

Узнав о восстании, комендант крепости генерал Ирман отдал приказ: «Минами и артиллерийским огнем с остальных судов потопить мятежные миноносцы. Командиру 12-го Восточно-Сибирского полка оказать необходимое содействие в подавлении мятежа. Крепостным батареям изготовиться к действиям против флота».

Во Владивостоке было объявлено осадное положение, к порту стягивались армейские части и полевая артиллерия.

Революционные моряки и рабочие возлагали большие надежды на самый сильный после крейсера «Аскольд» корабль флотилии - канонерку «Маньчжур»: матросы этой лодки накануне событий клятвенна заверяли, что они будут на стороне народа. Но когдо настал час выбора, взять в руки оружие они не решились. Правда, проявили твердость и мужество, дважды отказавшись стрелять по «Скорому». Даже прибытие на «Маньчжур» командира владивостокского военного порта Ферзена не повлияло на решение матросов. Пришлось командиру канлодки капитану 1-го ранга Радену приказать встать к орудиям и пулеметам офицерам и кондукторам.

Между тем революционный экипаж «Скорого», возглавляемый Пойловым и Масликовой, делал все возможное, чтобы придать движению широкий размах и наступательный характер. Передав по семафору призыв матросам и солдатам присоединиться к ним, моряки «Скорого» качали готовиться к сражению. Первым делом, несмотря на начавшийся обстрел, восставшие направили «Скорый» к казармам, надеясь привлечь к активной борьбе солдат и матросов. С красным флагом на мачте и андреевским на корме «Скорый» шел в глубь бухты, ведя яростный огонь на оба борта из орудий, пулеметов и винтовок. Комендорам «Скорого» удалось повредить казармы стрелкового полка, дом губернатора, здание военно-окружного суда, помещения мастерских порта.

Но одного героизма команды было явно недостаточно для успешного развития восстания. Решили с боем прорываться в море и по примеру потемкинцев уходить в один из иностранных портов.

Однако попытка выйти из бухты не удалась, и «Скорый» вынужден был принять неравный бой, окруженным со всех сторон. С обоих берегов по нему вели огонь стрелки, крепостная и полевая артиллерия, а с моря - канонерская ледка «Маньчжур», миноносцы «Смелый», «Грозовой» и «Тревожный». В общей сложности восставшему кораблю противостояло 28 орудий, 10 пулеметов и два полка стрелков.

Более часа продолжалось героическое сражение. «Скорый» был буквально изрешечен снарядами. Три из них один за другим попали в кочегарку и машинное отделение, вызвав взрыв парового котла. Мало кто из кочегаров и машинистов уцелел в раскаленном аду... Были убитые и раненые и среди палубной команды. Самой тяжелой для экипажа утратой стала гибель Якова Пойлова.

Ведя неравный бой, команда «Скорого» поначалу еще надеялась на помощь с берега. Но верные правительству войска действовали без промедления: они оцепили флотские казармы. Нашлись, правда, смельчаки, стрелявшие по офицерам, руководившим обстрелом миноносца, но помощь такого рода повлиять на события не могла...

На исходе боя одним из разорвавшихся снарядов заклинило руль «Скорого». Корабль круто развернуло к набережной, и он приткнулся к берегу между зданиями Окружного и Военно-Морского судов.

Когда на миноносец ворвались жандармы и солдаты стрелкового полка, первой, кого они увидели, была тяжело раненная Мария Масликова. Удар жандармского приклада оборвал ее жизнь.

Вскоре во владивостокском нелегальном журнале «Восход» появился бесхитростный рассказ очевидца тех трагических событий: «Солдаты озверели. Связанных матросов они били прикладами, добивали раненых, издевались над убитыми, попирая их ногами, следуя во всем своему начальнику, который не решался сражаться с живыми, проявляя свою храбрость над убитыми и ранеными, топча их ногами и ударяя нагайкой; но и с живыми обращались не лучше, чем с мертвыми, когда их, связанных, сводили с миноносца, солдаты подгоняли их прикладами, а упавших топтали ногами».

Только шестерым революционерам со «Скорого» удалось скрыться. Их спрятал рабочий Крюков. Через несколько дней всю шестерку удалось переправить на пароходе в Маньчжурию.

17 октября, сразу же после подавления восстания, Владивосток был объявлен на осадном положении. В городе начались массовые обыски и аресты. Комендант крепости закрыл Народный дом, большую часть газет, выслал из Владивостока ряд «вредных лиц», а также «безработный и беспаспортный люд». В тот же день по приказанию коменданта крепости работы в порту были закрыты и все рабочие рассчитаны.

Дознание и следствие было возложено на военного прокурора Приморского края генерала Игнатьева. По окончании следствия Военно-Окружному суду было предано 115 человек из состава минного батальона и 135 матросов

Сибирского флотского экипажа и судовых команд.

Уже 22 ноября 1907 года суд вынес приговор первой группа из 60 матросов, непосредственно участвовавших в восстании на «Скором»: к смертной казни - 20 человек, к бессрочной каторге - троих, а остальным суд определил в общей сложности 196 лет каторги и 42 года заключения в арестантских ротах.

Очевидцы расправы над революционными матросами рассказывали впоследствии, что ночью часть моряков Сибирского экипажа разбудили и приказали одеться, а затем вывели на плац и повели и месту казни осужденных. Там уже стояли столбы - по количеству приговоренных, перед каждым столбом была вырыта свежая яма.

Скоро привезли осужденных. Некоторые из них пели революционные песни. На смертников надели белые саваны и привязали к столбам. Перед ними выстроили взвод 12-го полка... Офицер внимательно оглядел подневольных свидетелей казни и предупредил, что за сочувствие экипаж может постичь та же участь. Прозвучал смертный приговор и команда: «На изготовку!» Офицер взмахнул шашкой, раздался залп...

Восстание на «Скором» стало последним вооруженным выступлением первой русской революции 1905-1907 годов. Несмотря на героизм матросов и рабочих, оно завершилось неудачно, и залпы «Скорого» стали прощальным салютом революционным бурям. Впрочем, расставание с ними оказалось недолгим. До исторического выстрела «Авроры» оставалось всего десять лет...

П. ВЕСЕЛОВ



ЭСМИНЕЦ "СКОРЫЙ"

В русском флоте название «Скорый» носили 11 кораблей и судов различных классов - парусные линейные корабли, фрегаты, пароходы, тендер, катер и миноносец.

Последним название «Скорый» носил эскадренный миноносец самой крупной серии судов этого класса, насчитывающей 26 единиц. Ее родоначальник - «Сокол», позже переименованный в «Прыткий», построен английской фирмой «Ярроу» по тактико-техническим заданиям, разработанным Морским Техническим Комитетом (МТК) морского ведомства.

После всесторонних испытаний «Сокола» высшие чины морского ведомства и ведущие морские инженеры пришли к однозначному выводу, что последующие суда следует строить на отечественных заводах, причем с более прочными корпусами и надежным отоплением котлов, вследствие чего проектное водоизмещение должно возрасти до 240 т.

С 1898 по 1902 год на верфях заводов Крейтона в Або и на Охте, Невском и Ижорском были подготовлены к сдаточным испытаниям все миноносцы улучшенного типа. Двенадцать из них - в разборном варианте - предназначались для отправки на Дальний Восток. Именно поэтому на них вместо 4 устанавливалось 3 котлоа, более подходящих по размерам для транспортировки на пароходах.

Опыты с нефтяным отоплением котлов, кстати, одни из первых в мировой практике, оказались неудовлетворительными, котлы пришлось переделать под уголь.

Представители Глазного управления кораблестроения бдительно следили за постройкой миноносцев, в процессе которой по мере необходимости исправляли огрехи и промашки. Так, на Невском заводе капитан 2-го ранга А. Муравьев, обращая внимание на недостаточную прочность корпусов, писал: «Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм». Далее он отмечал, что атаковать неприятельские броненосцы надо в такую погоду, когда качка будет мешать им вести точный артиллерийский огонь, указывал на возможность применения в качестве главных двигателей турбин, дающих значительную экономию массы при резком росте мощности, и в связи с этим предлагал усилить корпуса.

По настоянию МТК масса кораблей была увеличена на 12 т, что позволило сделать листы обшивки в средней части 6 - 7,5 мм, в оконечностях - 4,5 - 6, палубного настила - 4,5 - 7,5 и карапасной палубы - 4,5 мм. При некотором усилении поперечного набора полное водоизмещение достигло 258 т, а скорость полного хода, по расчетным данным, должна была составлять не менее 26,5 узла, что и подтвердилось сдаточными испытаниями.

В течение 1899 и 1900 годов миноносцы в разобранном виде были доставлены на пароходах Добровольного флота в Порт-Артур. В начале 1900 года на полуострове Тигровый Хвост приступили к строительству крытого эллинга, рассчитанного на одновременную сборку трех единиц. В первую очередь велись работы над миноносцами Невского завода, доставленными в лучшем состоянии и более полной комплектности.

11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка «Баклана», переименованного через несколько дней в «Кондор» (с марта 1902 года - «Решительный»). На воду его спустили уже через три с половиной месяца. Постройка остальных продвигалась крайне медленно, так как детали корпусов и механизмов за время перевозки морем и «хранения» под открытым небом в Порт-Артуре покрылись ржавчиной. Сборка продукции Ижорского завода считалась «постройкой заново», и не случайно - некоторые детали были либо сильно испорчены, либо их приходилось изготовлять на месте. Испытания «Решительного» начались в октябре 1901 года и продолжались до лета следующего года. В 1902 году испытания прошли еще два корабля Невского завода, а в 1903-м - три «невских» и три «ижорских». Работа над последними тремя завершилась в 1904 году, уже после нападения японцев на Порт-Артур.

В ходе войны выяснилось, что прочность корпусов и непотопляемость миноносцев довольно высокие: при подрыве на минах они, как правило, оставались на плаву. Хуже обстояло дело с энергетическими установками: почти каждый выход в море сопровождался поломкой механизмов.

В боях с многократно превосходящими силами противника героически погибли «Стерегущий» и «Страшный», подорвались на минах и были затоплены своими командами в конце осады Порт-Артура «Сторожевой», «Разящий», «Стройный» и «Сильный». 31 июля 1904 года японцы захватили «Решительный», посланный в нейтральный порт Чифу для передачи сведений о ходе боевых действий. В том же порту в ноябре был затоплен «Расторопный». Остальные четыре в конце осады крепости прорвали блокаду и были разоружены до конца войны, а после ее окончания вошли в состав Сибирской флотилии.

Эскадренный миноносец «Скорый» (первоначальное название «Перепел») имел следующие тактико-технические данные: при стандартном водоизмещении 240 т его длина составляла 58 м, ширина чуть более 5,5 м и осадка 2,5 м. В двух кочегарках размещалось восемь котлов. Две вертикальные машины тройного расширения могли развивать общую мощность 3800 л. с., что позволяло двигаться со скоростью до 27 узлов. Артиллерийское вооружение состояло из одного 75-мм орудия, установленного в носу, и трех 47-мм пушек по бортам и на корме. Минных аппаратов было два: оба в диаметральной плоскости на поворотных щитах.

«Скорый» с начала войны с Японией входил в состав второго отряда миноносцев 1-й Тихоокеанской эскадры и выполнял при обороне Порт-Артура самые разнообразные боевые задачи: нес дозорную и разведывательную службу, неоднократно вступая при этом в бой с японскими кораблями, обстреливая занятое врагом побережье, тралил неприятельские и ставил свои мины.

Однажды, выйдя в море на задание, «Скорый» не смог выполнить его из-за светлой ночи. В два часа после полуночи он встретился с японскими кораблями. Те приняли его за своего и, вступив ему в кильватер, провожали до Порт-Артура. «Скорый» же, пытаясь завлечь японцев к батареям, не увеличивал ход. У самой гавани он, показав опознавательные, дал полный вперед. В это время береговые батареи открыли по вражеским миноносцам шквальный огонь. Те, получив несколько попаданий, разом отвернули в море.

20 августа «Скорый» поставил на обычных путях патрулирования неприятельских кораблей 16 мин. На одной из них на следующий день взорвался японский эсминец «Хаядори».

19 декабря, накануне сдачи крепости, «Скорый» успешно прорвал блокаду, прибыл в Чифу, где и разоружился.

Именно на нем 17 (30) октября 1907 года вспыхнуло революционное восстание.

Во время гражданской войны и интервенции 1918-1922 годов «Скорый» был в числе кораблей, захваченных белогвардейцами и японцами. После освобождения Дальнего Востока авторитетная комиссия морских специалистов освидетельствовала миноносец и пришла к однозначному мнению, что он полностью утратил боеспособность.

Ф. НАДЕЖДИН

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНОНОСЦА «СКОРЫЙ»
Стандартное водоизмещение, т - 240
Длина, м - 58
Осадка, м - 2,5
Количество котлов - 8
Скорость, узлов - 27
Вооружение:
75-мм орудие - 1
47-мм пушки - 3
7,62-мм пулемет - 2
минные аппараты - 2
Силовая установка - две вертикальные машины тройного расширения
Общая мощность, л. с. - 3800





Миноносец типа «Сокол»: 1 - стопор Легофа для цепи, 2 - клюз для якорной цепи, 3 - битенг, 4 - шпилевая машина, 5 - вытяжной вентилятор, 6 - визирная рубка, 7 - трехдюймовое орудие, 8 - 47-мм пушка Гочкиса, 9 - дымовая труба, 10 - вентиляторный колпак машинного отделения, 11 - ручная помпа Стона, 12 - грузовая стрела для постановки прожекторов, 13 - гальюн, 14 - 24-футовый вельбот, 15 - шлюпбалка, 16 - торпедный аппарат, 17 - колпак с иллюминаторами, 18 - сходная рубка, 19 - световой люк над кают-компанией, 20 - вентилятор, 21 - кормовой штурвал, 22 - съемный рельс для подачи мин к торпедным аппаратам, 23 - палубные сходные люки, 24 - горловины нефтяных ям, 25 - прожекторная площадка и габаритные огни, 26 - якорь, 27 - пулемет.

Чертежи выполнены В. Барышевым по архивным материалам в соответствии с проектным изображением серии миноносцев типа «Сокол». На дополнительном изображении показаны основные отличия от проектного изображения миноносца «Скорый» (типа «Сокол»).



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100