РЫБОЛОВНЫЙ БОТ "СКУЛТЕ"

T FACE="Verdana, Arial" SIZE=2>

Характерная примета каждого приморского рыбопромыслового района - изобилие рыболовных ботов различных типов. Флотилии этих маленьких судов вносят значительную долю в общий улов.

В последнее время их значение особенно возросло в связи с повсеместным введением обширных национальных рыбоохранных зон и условий регулируемого рыболовства, сокративших районы традиционного промысла крупных рыболовных судов. Траловый рыболовный бот, о котором пойдет речь на этих страницах, принадлежит к числу новейших и наиболее совершенных судов для прибрежного рыболовства, применяемых в нашей стране.

Назначение тралбота - лов рыбы малым тралом и дрифтерными (*Дрифтерная сеть - современные сети, соединенные между собой в так называемый "порядок": одним концом крепится к судну, другим к концевому бую и удерживается а вертикальном положении на определенной, глубине с помощью поплавков.) сетями не далее 20 миль от порта-убежища, а также транспортировка пойманной рыбы в порт. Автономность плавания - 12 суток.

Бот имеет следующие главные размерения: длина наибольшая (LНБ) - 12,75 м, длина по КВЛ (L) - 11,7 м, ширина (В) - 3 м, осадка (Т) - 1,3 м. Скорость (V) достигает 8 узлов, или 14,8 км/ч. Водоизмещение (Д) - 18 т.

Корпус тралбота стальной, с боковыми килями. Шпангоуты V-образной формы обеспечивают судну хорошие мореходные и маневровые качества. Форштевень наклонен под углом 30°. Такая форма носовых образований способствует уменьшению буруна у форштевня и уменьшает килевую качку, когда судно находится в тяжелых метеоусловиях. Полубак не дает волне заливать палубу, что облегчает управление судном и улучшает условия труда.

В кормовом подзоре размещен один большой трехлопастный гребной винт, а за ним балансирный руль. Применение транцевой кормы обусловлено стремлением получить большую площадь кормовой палубы и подпалубных помещений. Это позволило разместить в корме машинное отделение, на палубе - большую рубку, а с правого и левого бортов - траловые дуги с подвесными блоками и направляющие блоки.

Перед рубкой на световом капе машинного отделения размещена траловая лебедка с механическим приводом от главного двигателя, которая имеет два барабана для тросов трала (ваерных) и одну пару турачек. На ней выполняются все работы по подъему и спуску орудий лова. В средней части корпуса над рыбным трюмом - люк с небольшим комингсом и деревянными лючинами.

Для удобства схода в жилое помещение на полубаке установлен кап с круглыми иллюминаторами. На нем возвышается мачта, расчаленная к бортам вантами, а в диаметральной плоскости штагами. От мачты до рубки натянут штаг-карнак с грузовым блоком. Трос, проходящий через последний, позволяет с помощью траловой лебедки механизировать трюмные работы.

Кнехты на корме и носу служат для швартовных и буксирных операций.

Общий вид, детали и теоретический чертеж тралбота изображены в масштабе 1 : 50. Согласно классификационным требованиям Федерации судомодельного спорта СССР модель можно построить в масштабах, приведенных в таблице.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАСШТАБЫ БОТА

Основные элементы модели

Масштабы

1:10

1 :15

1 :20

1 :25

1:50

Длина наибольшая (LНБ), мм

1275

850

637,5

510

255

Длина по КВЛ (L), мм

1170

780

585

468

234

Ширина (В), мм

300

200

150

120

60

Осадка (Т), мм

130

86,7

65

52

26

Водоизмещение (D), кг

18,0

5,333

2,25

1,152

0,144

Масштабная скорость модели (V), м/с

1,3

1,06

0,922

0,824

0,583

Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях, мм

143

95

71

57

28

Для получения масштаба размеры на общем виде умножить на

5

3,33

2,5

2

-

Модель окрасьте в следующие цвета: корпус ниже ватерлинии, перо руля, боковые кили - темно-красный или темно-зеленый; палуба, палуба полубака - светло-коричневый; рубка, кап на полубаке, леерное ограждение и поручни, дверь, стенка капа и полубака со стороны палубы - белый; мачта, траловые дуги, грузовой блок - слоновая кость; прожектор, блоки, траловая лебедка, дымовая труба, надводный борт, фальшборт и козырек с внутренней стороны - светло-серый; якорь, кнехты - черный; спасательный круг - светло-оранжевый; государственный флаг - красный; серп и молот и звездочка на государственном флаге - желтый крон; лючины и дверь в рубке отделать под дерево и покрыть лаком; мерная веха - черно-белый.



Рыболовный бот: 1 - тросовый талреп, 2 - форштаг, 3 - трубчатое леерное ограждение, 4 - бортовой швартовный клюз, 5 - козырек, 6 - кап жилого помещения, 7 - поручень, 8 - круглый иллюминатор, 9 - полубак, 10 - ванта, 11 - мачта, 12 - буксирный огонь, 13 - топовый огонь, 14 - клотиковый огонь, 15 - бакштаг, 16 - государственный флаг, 17 - грузовой блок, 18 - утка, 19 - фальшборт, 20 - штормовые портики, 21 - траловая лебедка, 22 - дымовая труба, 23 - штаг-карнак, 24 - прожектор, 25 - бортовые огни (правый - зеленый, левый - красный), 26 - гакобортный огонь, 27 - рубка, 28 - траловая дуга, 29 - подвесной блок, 30 - транец, 31 - перо балансирного руля, 32 - трехлопастный гребной винт, 33 - направляющий блок, 34 - бортовой блок, 35 - центральный блок, 36 - дверь, 37 - спасательный круг, 38 - контрфорс, 39 - кнехты, 40 - адмиралтейский якорь, 41 - распределительная коробка, 42 - рыбный люк, 43 - мерная веха.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1979, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100