ЗАЛПЫ КРЕЙСЕРА «СЛАВА»

П. ВЕСЕЛОВ

«Мы будем сражаться так же,
как дрались с врагом
наши деды и прадеды
под знаменами
Нахимова и Ушакова.
В сердце нашем - ты,
партия Ленина.
И значит, мы непобедимы.
Флот не дрогнет. Флот выстоит.
Флот победит».

(Из письма краснофлотцев в «Правду», 1941 г.)

В майские дни 1941 года на рейде Северной бухты Севастополя появился новый корабль. Он поражал стремительностью обводов корпуса и приземистостью надстроек. Это был крейсер «Слава», самый совершенный и быстроходный по тому времени корабль своего класса. Он имел на вооружении крупнокалиберную дальнобойную артиллерию и впервые на флоте был оборудован новейшими средствами воздушной разведки - радиолокационной установкой.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Наступило 22 июня 1941 года. Прошел дождь, и небо очистилось. Бархатилась звездная южная ночь. Было тепло и тихо.

В 1 час 15 минут по отсекам крейсера надрывно зазвенели колокола громкого боя - сигнал боевой тревоги. И сразу же все пришло в движение. На ходу натягивая форменки, моряки разбегались по боевым постам и командным пунктам.

Через минуту командир «Славы» капитан 1-го ранга Юрий Зиновьев был в боевой рубке. Вахтенный доложил;

- По флоту объявлена оперативная готовность номер один!

- Включить радиолокатор! - приказал командир и добавил: - Немедленно докладывайте обо всем, что будет обнаружено в воздухе.

Сразу на грот-мачте крейсера медленно завертелась похожая на огромные грабли антенна радиолокационной установки.

Корабли в бухте применили светомаскировку. В городе тоже погасли огни. Все погрузилось во мрак.

Прошел час. Наступил второй. Тишина... 3 часа 5 минут. В боевую рубку крейсера радиометристы доложили:

- Товарищ командир! Со стороны моря к базе движется несколько целей.

Зиновьев немедленно оповестил оперативного дежурного штаба флота. Тот, проверив, ответил, что наших самолетов в воздухе нет.

Через некоторое время послышался нарастающий рокот моторов. Лучи прожекторов вонзились в небо и заметались в поисках цели. Наконец в одном из перекрестий заблестел самолет, за ним другой. И в тот же миг заухали зенитки береговых батарей и кораблей Эскадры. Это были первые выстрелы Черноморской эскадры и севастопольцев по вероломно напавшему врагу.

С того дня крейсер «Слава» постоянно нес радиолокационный дозор. Фашистской авиации вплоть до осады Севастополя так и не удалось совершить ни одного внезапного налета на базу флота. И в этом немалая заслуга радиометристов Шматко, Поплавского и их товарищей, которые бдительно несли вахту и своевременно обнаруживали вражеские самолеты.

ОГНЕВОЙ ШКВАЛ С МОРЯ

Над морем бушевал свирепый норд-ост. Он гнал огромные волны, срывал и с грохотом обрушивал на палубу их гребни, зловеще выл в надстройках и антеннах. «Слава», кренясь и зарываясь в пенящуюся воду, держала курс к крымским берегам, захваченным немецкими оккупантами.

С сигнального мостика, куда та и дело долетали колючие брызги, вахтенные напряженно всматривались в темноту ночи. Когда впереди показались очертания берега с чуть приметными ориентирами, стало ясно, что корабль точно вышел в нужное место. Теперь пришла очередь показать свое мастерство артиллеристам.

По кораблю разнеслось: «Боевая тревога!» В рубку сразу один за другим начали поступать доклады о готовности сложной артиллерийской техники к Немедленному действию. И тотчас последовала команда управляющего Огнем:

- Орудия зарядить!

В башнях взвыл ревун. Стальной корпус корабля содрогнулся от первого залпа. С дистанции 140 кабельтовых на ходу в 14 узлов крейсер начал обстрел противника.

Огневой налет с моря оказался столь внезапным, что немцы не успели произвести в ответ ни единого выстрела. Когда же они наконец опомнились, «Слава» уже была недосягаема для их береговых батарей.

Через несколько часов вдали показались вершины Кавказских гор.

По корабельному радио выступил комиссар.

- Товарищи краснофлотцы, старшины и командиры! - сказал он. - Только что получена радиограмма из Севастополя. Военный Совет флота объявляет благодарность всему личному составу крейсера за успешное выполнение задания. Поздравляю вас, товарищи, с боевым крещением и первым боевым поощрением.

ПО САМОЛЕТАМ - ГЛАВНЫМ КАЛИБРОМ

Жаркий безветренный июнь. Бои за Севастополь с каждым днем ожесточаются. Артиллерия и авиация врага бьют по городу и порту. Кажется, что здесь нет клочка земли, куда не падают снаряды, мины и бомбы. Небо застилает черный дым пожарищ, над бухтами белые дымовые завесы, прикрывающие корабли.

Боевые корабли флота днем и ночью везут с Кавказа в Севастополь войска, боезапасы, продовольствие. Возвращаются с ранеными и эвакуированными. Но с каждым походом прорывать блокаду становится все труднее и труднее.

Наступил самый тяжелый, последний этап борьбы за Севастополь.

В ночь на 12 июня «Слава», приняв на борт 3000 бойцов, 28 орудий, 150 тонн авиационных бомб, в сопровождении эсминца «Бдительный» вышла из Новороссийска. Командир крейсера капитан 1-го ранга Михаил Романов после совещания с флагманским штурманом принял решение идти вдоль Анатолийского побережья до Синопа, а затем, резко повернув на север, прорываться в Севастополь.

Ночь была звездная и тихая. Только за бортом шумела рассекаемая форштевнем вода да доносился монотонный гул корабельных механизмов. Крейсер шел полным ходом.

Коротки июньские ночи. Вскоре из-за высоких гор показалось солнце, осветив переполненный корабль. Всюду сидели и лежали люди, возвышались штабеля ящиков и авиационных бомб, накрепко скрепленных канатами, пушки, груженые автомобили, полевые кухни.

День прошел спокойно, и солнце уже клонилось к закату, когда сигнальщик Тетерин крикнул:

- Самолет противника! Правый борт... угол места... Идет на нас!

- Ну, теперь жди, - проговорил командир «Славы» вполголоса и тут же отдал приказание: - Сигнальщикам усилить наблюдение за воздухом. Старшему лейтенанту Врубелю приготовить все огневые средства к отражению налета авиации!

Томительно-тревожно тянулись минуты. Пять, десять, двадцать... Романов беспокойно поглядывал на север - оттуда должны показаться фашистские самолеты. Все на крейсере ждали их появления, и в то же время в сознании каждого теплилась надежда: может, все-таки пронесет... Ведь корабль сейчас бочка с порохом; случайно попавший снаряд - и он взлетит на воздух.

В 20 часов 16 минут сигнальщик Дубинский доложил:

- Самолеты противника! Правый борт... угол места...

Больше десятка фашистских стервятников пикировало на наши корабли. Крейсер и эсминец ощетинились поднятыми вверх стволами зенитных орудий. Редко и тяжело гремят выстрелы «соток», методично и гулко бьют очередями 37-миллиметровые автоматы. Вражеским летчикам изменяет выдержка. Бомбы летят мимо. Израсходовав весь боезапас, пикировщики улетели. Но все понимали - самое трудное еще впереди...

И точно - скоро в небе появились шесть пикирующих бомбардировщиков. Их встретили массированным огнем. «Слава», маневрируя, уклонялась от попаданий. Как только от самолета отделялись черные точки бомб, Романов резко менял курс и скорость. Бомбы падают вокруг, не достигая цели. Беспрерывно грохочут зенитные орудия.

Волна за волной налетают фашистские стервятники.

- Два «юнкерса»! Левый борт...

- Четыре торпедоносца! Правый борт...

Положение не из лучших... По высоко летящим бомбардировщикам бьют «сотки» и автоматы. Навстречу торпедоносцам разворачивают башни главного калибра. Раздается оглушительный залп, второй, третий... Мощная отдача резким толчком проходит по всему корпусу.

Торпедоносцы, быстро увеличиваясь в размерах, идут вниз. Вдруг один из них, клюнув носом, стал падать. Секунда, другая - и огромный столб воды вздымается к небу. Еще два торпедоносца, задымив, сворачивают с курса. Но они успевают сбросить торпеды. Крейсер описывает крутую циркуляцию, и смертоносные снаряды проходят за кормой.

Через десять минут появляется новая группа «юнкерсов». Бомбят с горизонтального полета. Снова ответный огонь и маневрирование.

Уже около девяти часов вечера - опять комбинированная атака «юнкерсов» и торпедоносцев. Самолеты едва видны в сумерках. «Хейнкели», несмотря на сосредоточенный зенитный огонь, вышли на боевой курс и сбросили торпеды. Напряженные минуты ожидания... И вдруг в томительной тишине раздается голос сигнальщика:

- Торпеды прошли по корме и по носу.

Несколько бомб, сброшенных «юнкерсами», взорвались так близко, что крейсер встряхнуло, а осколки защелкали по борту.

Это была последняя попытка врага преградить «Славе» и «Бдительному» путь в Севастополь.

Не успели корабли войти в Северную бухту, как фашисты открыли по ним артиллерийский огонь. Теперь начался не менее трудный этап операции: за полтора-два часа, ночью, под артиллерийским обстрелом надо было выгрузить три тысячи вооруженных бойцов, огромное количество оружия и боеприпасов, сотни тонн груза, а затем принять на борт раненых защитников города, эвакуируемых женщин и детей.

Боевые действия «Славы» не прекращались ни на минуту. Еще во время швартовки из штаба Севастопольского оборонительного района на крейсер поступил приказ: обстрелять скопление войск противника на станциях Бахчисарай и Сирень. В час ночи корабль открыл огонь из двух носовых башен главного калибра. Как сообщили разведчики, в Бахчисарае было разбито два вражеских эшелона с боеприпасами, а в Сирени уничтожена тяжелая артиллерийская батарея.

К трем часам ночи разгрузку полностью завершили, а на борт крейсера приняли 1415 раненых и 240 эвакуированных.

Надо было немедленно уходить. Впереди лежал полный опасностей путь на Новороссийск...

* * *

За годы Великой Отечественной войны крейсер «Слава» совершил 14 боевых походов; свыше 11 тысяч миль прошел он по опасным морским дорогам, произвел 108 артиллерийских стрельб; при обороне Севастополя было выпущено по врагу более 3 тысяч крупнокалиберных снарядов.

Результаты всей этой боевой работы внушительны. Только под Севастополем огнем крейсера разбито 17 вражеских артиллерийских батарей и 3 железнодорожных состава с боеприпасами. Сбито в воздухе и уничтожено на аэродромах 13 самолетов. Сожжены несколько десятков танков и автомобилей с войсками и боезапасом.

За время обороны «Слава» доставила в Севастополь 9440 бойцов и командиров, подразделение «катюш», 560 орудий, 45 минометов, 16800 винтовок, 3680 автоматов и пулеметов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов. Крейсером было вывезено из осажденного Севастополя более 6000 раненых бойцов, женщин и детей.

250 моряков «Славы» дрались с врагом на сухопутных фронтах в Одессе и Севастополе, под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Новороссийском, Старой Руссой, участвовали в битвах на Курской дуге, за Киев и Берлин, в форсировании Днепра и Дуная, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в десантах под Одессой и на Малой земле.

За годы войны каждый второй член экипажа крейсера «Славы» стал коммунистом.

За храбрость, мужество и героизм 530 воинов крейсера награждены орденами и медалями, а старшим краснофлотцам А. Головкину и Г. Лишакову присвоено звание Героя Советского Союза.



Черноморский крейсер «Слава» отличался от старых кораблей башенной компоновкой артиллерии главного калибра, четкостью и лаконичностью архитектурных линий. Вместо многоногой фок-мачты на нем была установлена невысокая коническая башня, на которую и опирался главный командно-дальномерный пост. Такая конструкция была принята и на последующих сериях советских крейсеров.

В основу разработки чертежей крейсера «Слава» положена модель, хранящаяся в музее Краснознаменного Черноморского флота. Крейсер показан в первоначальном виде. Впоследствии в связи со спецификой военных действий на черноморском театре с корабля было снято авиационное вооружение - катапульта и гидросамолет-разведчик КОР-1 (БЕ-2), спроектированный и построенный в 1937 году. Совершенствовалось вооружение крейсера - в основном зенитное, вместо 45-мм пушек устанавливали автоматы, несколько изменялась конфигурация рубок, развивалась радиолокация.

Для удобства чтения чертежей носовая башня главного калибра, кран, катапульта и 100-мм пушки левого борта развернуты; сняты катер правого борта и 100-мм пушки (показаны опоры); вельбот правого борта выведен на шлюпбалках за борт; трап убран в походное положение, трап левого борта завален на палубу. Крейсер показан на ходу.

Автор разработки капитан 2-го ранга В. НАУМЕНКОВ.









1 - якорь, 2 - гакобортный огонь, 3 - бомбосбрасыватели, 4 - вентиляционный грибок, 5 - шпиль (кормового якоря), 6 - кипы, 7 - кнехты, 8 - световой люк, 9 - люк, 10 - трап-балка, 11 - трап в походном положении, 12 - вьюшка, 13 - башня главного калибра, 14 - корзина для укладки троса, 15 - вельбот, 16 - 45-мм пушки, 17 - дальномер, 18 - репитеры гирокомпаса, 19 - вертикальная вьюшка (для буксирных тросов), 20 - катер на рострах (показан только катер левого борта), 21 - стрела, 22 - машинно-котельные световые и вентиляционные люки, 23 - горловины вентиляционных шахт, 24 - грот-мачта, 25 - кормовой флаг на гафеле, 26 - краспицы, 27 - вымпел на штоке, 28 - задний топовый огонь, 29 - грот-стеньга, 30 - грот-марс, 31 - трап, 32 - сигнальный прожектор, 33 - прожектор, 34 - 100-мм универсальные пушки в щитах, 35 - штыревая антенна, 36 - катапульта, 37 - торпедный аппарат, 38 - моторный барказ, 39 - кран, 40 - антенны, 41 - выводы антенн, 42 - выстрел, 43 - шестивесельный ял, 44 - зенитный командно-дальномерный пост, 45 - фок-мачта, 46 - передний топовый огонь, 47 - антенна радиопеленгатора, 48 - пулеметы ДШК, 49 - сигнальный мостик, 50 - главный компас (магнитный), 51 - приборы управления стрельбой, 52 - отличительный огонь, 53 - главный командно-дальномерный пост, 54 - параван-балка, 55 - кожух дальномера башни, 56 - параван, 57 - броневой пояс, 58 - волноотвод, 59 - колонка управления шпилем, 60 - стопор якорной цепи, 61 - якорь в полуклюзе, 62 - вентиляционный «грибок».

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №7



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100