Архив журнала Моделист-Конструктор
ВИДЛИЦКАЯ ОПЕРАЦИЯС первых же дней после свершения Великой Октябрьской социалистической революции империалисты Англии, Франции, США и Японии стали готовиться к нападению на молодое государство рабочих и крестьян. Они хотели уничтожить Советскую власть, а первую в мире Страну Советов расчленить на части с тем, чтобы, в дальнейшем превратить их в свои колонии. Еще в декабре 1917 года правительства Англии и Франции с ведома и согласия США заключили тайное соглашение о разделе сфер военных действий: Франция брала на себя борьбу с властью Советов на Украине, в Крыму, Бессарабии, а Англия на Дону, Кубани, Кавказе. При поддержке Франции, Англии и США буржуазно-помещичья Румыния в январе феврале 1918 года захватила Бессарабию. После заключения в марте 1918 года Брестского мира, когда рухнули надежды империалистов задушить Советскую Республику с помощью германской армии, американцы, англичане и французы начали военную интервенцию. Они высадили десант в Мурманске...
* * *
Незамерзающий порт Мурманска позволял агрессорам получать все виды войскового снабжения, а железные дороги Архангельск Вологда и далее Вологда Москва, а также Мурманск Петроград открывали путь к двум крупнейшим городам Советской Республики.
В то время на севере России, кроме упомянутых трех железных дорог, единственно удобными и надежными путями сообщения были речные и озерные системы. Красная Армия также использовала эти дороги и водные пути, стремясь остановить продвижение захватчиков и выдворить их за пределы Советской страны. На северных транспортных магистралях шли ожесточенные столкновения с войсками интервентов за обладание железными дорогами, и озерно-речными системами. Необходимость оперативной поддержки флангов войск привела к появлению речных и озерных военных флотилий. Нетрудно понять, что корабли, вооруженные крупнокалиберной артиллерией, обладали значительно большей подвижностью и возможностью маневра огнем, чем полевые артиллерийские части.
4 мая 1918 года Высший Военный Совет (выполнявший в то время функции Верховного командования Вооруженных Сил Советской Республики) принял решение о создании на Ладожском и Онежском озерах военной флотилии, которая стала называться Онежской.
Кораблей специальной постройки в речных флотилиях Красной Армии почти не было. Поэтому озерный и речной флот создавался практически с нуля героическими усилиями рабочих, речников и моряков. За время гражданской войны в боевые корабли переоборудовали более 1000 судов: переделывали речные буксиры и даже баржи, создавая канонерские лодки и плавучие батареи. Суда заметно видоизменялись. На них ставили вторые мачты, перестраивали мостики, помещения для команд, а также оборудовали артиллерийские погреба для боезапаса и монтировали площадки для компасов. Установка рей для сигнальных флагов и окраска судов в шаровый цвет завершали превращение их в боевые корабли.
Подготовка флотилии велась на Александровском (Онежском) заводе. Раньше он выполнял заказы Мурманской железной дороги и, естественно, совершенно не был приспособлен для такого вида работ: ни необходимых материалов, ни оборудования на заводских складах и в цехах не имелось. Из-за отсутствия опыта и специалистов все вопросы приходилось решать «методом проб и ошибок». Так, не зная, выдержит ли палуба давление при выстреле, наугад усиливали корпус, затем устанавливали пушку, привязывали к затвору длинный линь, и комендор, укрывшись на пристани, дергал за него и производил выстрел. После этого делали окончательный вывод о прочности крепления орудия.
Комплектовалась флотилия в основном матросами Балтийского флота, а также моряками торговых судов, плававших по Онежскому озеру.
10 февраля 1919 года Реввоенсовет республики передал Онежскую озерно-речную флотилию в Морское ведомство, что улучшило ее снабжение необходимым снаряжением и комплектование личным составом. Оперативно она так же, как и раньше, подчинялась командованию Красной Армии. В это же время была расформирована Волхово-Ильменская флотилия, и весь ее судовой состав передали в Онежскую. Так вместе с прочими судами в нее попали речные канонерские лодки специальной постройки: № 1 («Интернационал»), № 2 («Коммунист»), № 5 («Пролетарий») и № 9 («Спартак»). В Онежскую флотилию они вошли как сторожевые суда под номерами 1, 2, 3 и 4, и в 1919 году здесь насчитывалось 9 канонерских лодок, 3 минных заградителя, 10 сторожевых судов, 4 сторожевых катера и 2 плавбатареи.
Неприятель базировался на станции Медвежья гора, на северном берегу Большой губы Онежского озера, где были оборудованы ремонтные мастерские и склады материалов. Флотилия противника состояла из семи истребителей, десяти катеров, двух небольших буксирных пароходов и одной канонерской лодки. Численность кораблей белофиннов на Ладожском озере (база Сердобль) осталась невыясненной.
В кампании 1919 года империалисты Антанты намечали использовать сосредоточенные на севере войска интервентов и белогвардейцев для нанесения ударов в двух основных направлениях. Один вдоль Северной Двины в направлении на Котлас Вятку. Предполагалось соединиться с Колчаком, армия которого должна была нанести основной удар по нашим Вооруженным Силам, затем совместно наступать на Москву. Часть войск этой группировки интервентов и белогвардейцев готовилась двинуться вдоль Северной железной дороги на Вологду. Другой удар планировалось нанести вдоль Мурманской железной дороги на Петрозаводск, чтобы вместе с белофиннами, уничтожив советские войска, овладеть Петрозаводском, а затем совместно с армией Юденича захватить Петроград и объединенными силами наступать на Москву.
Для оперативных действий на Онежском и Ладожском озерах наша флотилия была рассредоточена по трем базам. Глазная из них располагалась в Петрозаводске, где находился штаб и дислоцировался дивизион канонерских лодок. Лодейное Поле и Новая Ладога служили промежуточными опорными базами, а технической стало село Вознесение (на побережье Онежского озера), где в течение 1918 1919 годов производился текущий ремонт и велись работы по дополнительному вооружению.
При такой дислокации флотилия имела возможность действовать на двух озерах: Онежском с базой в Петрозаводске и Ладожском с базой в Новой Ладоге; в наиболее опасные участки корабли планировалось перебрасывать через реку Свирь (база Лодейное Поле).
21 апреля 1919 года более чем двухтысячный отряд белофиннов вторгся на территорию Советской России, чтобы задушить Советскую власть в Южной Карелии и присоединить эту территорию к Финляндии.
Перед началом похода бело-финская военщина развернула открытую военную подготовку к нападению на Советскую Карелию и Петроград. В Финляндии проводилась вербовочная кампания в военные отряды, которые затем были объединены в воинские соединения, получившие название «Олонецкая добровольческая армия». Финляндское правительство снабдило ее оружием, снаряжением и направило командирами офицеров регулярных войск.
Наступление белофинских захватчиков разворачивалось по двум направлениям: вдоль восточного побережья Ладожского озера через Видлицу Олонец на Лодейное Поле и через Тулм-озеро Ведлозеро Пряжу на Петрозаводск.
На Петрозаводском направлении основные боевые действия развернулись в полосе Мурманской железной дороги и по тракту Сумский Посад Повенец. Здесь на сравнительно узком участке фронта враг сосредоточил крупные силы, имея двойное численное превосходство над нашими войсками. Интервенты были значительно лучше вооружены, обмундированы и хорошо снабжались продовольствием и снаряжением. Момент для нападения они выбрали благоприятный, так как основные силы Красной Армии отвлекали на себя английские, французские и американские войска, высадившиеся в Архангельске и Мурманске. Пользуясь внезапностью нападения, интервентам удалось быстро продвинуться на Лодейнопольском направлении, и 26 апреля их отдельные группы уже подходили к Свири в районе Лодейного Поля.
Для облегчения разгрома «Олонецкой добровольческой армии» советское командование решило уничтожить основную базу интервентов, расположенную в Видлице. Планировалось нанести совместный удар кораблей Онежской флотилии и войск 1-й стрелковой дивизии. С ликвидацией базы в Видлице белофинские войска, действовавшие на Петрозаводском и Олонецком направлениях, отрезались бы от главного источника снабжения и ставились под угрозу удара с тыла. Успешное проведение Видлицкой операции должно было изменить стратегическую обстановку в Карелии в пользу Красной Армии и привести к полному разгрому белофиннов.
Готовясь к операции, боевые корабли флотилии скрытно сосредоточились в Свирице, устье Свири, а транспортные суда с десантом в сопровождении охранения в устье Олонки. Кроме того, в Свирицу пришли из Шлиссельбурга эсминцы «Амурец» и «Уссуриец» и сторожевые корабли «Ласка» и «Выдра», выделенные для участия в операции Балтийским флотом. Они существенно усилили огневую мощь Онежской флотилии.
Вечером 24 июня на борту флагманского корабля «Петрозаводск», стоявшего на якоре в Свирице, командующий флотилией Э. С. Панцержанский провел совещание с командирами кораблей, участвующих в операции. Начальник штаба Г. А. Степанов доложил о решении командования высадить десант в Видлице и Тулоксе, обеспечить его артиллерийским огнем, защитить от возможного противодействия флотилии белофиннов и поддерживать связь десанта с частями Красной Армии. Благодаря довольно подробным разведданным о расположении стрелковых подразделений и артиллерийских батарей противника каждый командир заранее знал боевую задачу, стоящую перед его подразделением кораблей, и объекты нанесения артиллерийских ударов.
Из-за сильного ветра и большой волны десантную операцию решили перенести с 25 на 27 июня. 26 июня в 17 часов для погрузки десанта под конвоем сторожевых судов «Ласка», № 1, № 2 и № 4 были отправлены в устье Олонки транспорты «Гарибальди», «Кибальчич», «Сом» и «Балмашов». В тот же день в 22 часа 30 минут на соединение с десантом вышли эсминцы, посыльное судно № 1, минный заградитель и сторожевое судно «Выдра».
27 июня в 3 часа утра корабли сосредоточились в устье Олонки и направились к месту высадки десанта. Эсминцы, минный заградитель «Яуза», сторожевые суда «Ласка», № 2 и пароход «Балмашов» с десантом под общим командованием В. Е. Бурачка пошли к Видлице, а сторожевые суда «Выдра», № 1, № 4 и пароходы «Сом» и «Гарибальди» под общим командованием Н. С. Наддачина двинулись в сторону Тулоксы. Пароход «Кибальчич» остался в устье Олонки для связи с фронтом.
В 5 часов 25 минут эсминцы с дистанции 40 кабельтовых (8 км) открыли огонь по правобережным батареям интервентов, стоявшим у Видлицкого завода, а сторожевое судно «Ласка» по казармам. Заградитель «Яуза» начал обстрел Видлицкого завода. Несмотря на сильное противодействие противника, корабли постепенно приближались к берегу. Причем малая осадка бывших речных буксиров позволила им подойти на расстояния до 5 кабельтовых, что намного увеличивало эффективность их артиллерийского огня. Эсминцы сблизились с неприятелем до 20 кабельтовых.
В разгар бомбардировки Видлицы на флагманском корабле «Петрозаводск» была перехвачена радиотелеграмма неизвестной корабельной рации с несколькими шифрованными адресами и с открытым содержанием на немецком языке: «Что случилось? Требуется ли помощь?» Подписи также шифрованные.
Начальник штаба Степанов немедленно воспользовался теми же адресами и отправил ответную телеграмму: «Все благополучно, помощь не нужна». По-видимому, этим можно объяснить тот факт, что белофинны так и не ввели в бой свою флотилию. Около 8 часов утра батареи белофиннов были подавлены, и сторожевое судно № 2 вошло в Видлицу. Дойдя до моста и не обнаружив противника, оно вернулось обратно и повело пароход «Балмашов» высаживать десант.
При поддержке сторожевого судна № 2 десант начал переправляться на правый берег.
В это время у Тулоксы сторожевые суда «Выдра», № 1 и № 4 артиллерийским огнем обрабатывали место предполагаемой высадки десанта. В результате часовой артиллерийской дуэли батарея противника на правом берегу была подавлена. Затем корабли шрапнелью обстреляли окопы и лес. В ответ белофинны открыли сильный ружейный огонь. Тогда сторожевые суда № 1 и № 4 подошли ближе к берегу и обстреляли его из пулеметов. Однако ответный огонь белофиннов был все еще силен, и десант, уже находясь в шлюпках, в продолжение нескольких часов не мог высадиться на берег.
Видя бесплодность этой попытки, Н. С. Наддачин под прикрытием тумана в 11 часов решил высадить десант несколько северо-западнее Тулоксы. Для противника это было неожиданностью, и огонь, которым он встретил шлюпки десанта, быстро подавили орудиями и пулеметами сторожевых судов. Белофинны в панике начали отступать.
Тесня врага, десант двинулся на соединение с группой, действовавшей под Видлицей.
Интервенты были разгромлены. За время Видлицкой операции весь личный состав проявил высокое мужество, революционную дисциплину, умело и успешно использовал все боевые средства и корабли. Наши суда существенных повреждений не получили. В ходе боев были взяты многочисленные трофеи: четыре 3 1/2' дюймовых орудия, пять морских 57-мм орудий, три японских бомбомета, тысячные запасы снарядов, миллионы ружейных патронов, 12 пулеметов, 2000 винтовок, легковой автомобиль, склады.
Видлицкая операция пример высокого боевого мастерства и отваги, результат высокой политической сознательности, мужества как моряков флотилии, так и бойцов Красной Армии.
В сводке эсминца «Уссуриец», направленной в Реввоенсовет Балтийского флота, сообщалось, что настроение команд выше всякой похвалы. После боя с флагманского корабля поступило разрешение отпустить на берег желающих поддержать десант. Услышав об этом, команда тут же встала в строй в полной боевой готовности. За четверо суток похода не было слышно ни одной жалобы на усталость.
А когда получили приказ командования Междуозерного участка о представлении отличившихся к награждению орденом Красного Знамени, после краткого совещания с эсминца «Амурец» последовал ответ: «Отличившихся нет. Весь личный состав безупречно и умело выполнял свои обязанности».
Победа под Видлицей изменила стратегическую обстановку в Карелии в пользу Красной Армии. Одновременно с десантом под Видлицей и Тулоксой развернулось успешное наступление наших сухопутных частей по всему фронту. Противник, лишившись своей базы, начал поспешно отступать, оказывая слабое сопротивление нашим войскам. Вскоре «добровольческую армию» белофиннов окончательно разгромили. Фронт под Петрозаводском был ликвидирован.
И. ЧЕРНИКОВ, Ленинград
|
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТОРОЖЕВЫХ СУДОВ
Сторожевые суда № 1, № 2 и № 4, проявившие себя в Видлицкой операции, одни из немногих кораблей специальной постройки, входившие в речные и озерные флотилии периода гражданской войны. Это были речные канонерские лодки военного ведомства образца 1916 года. Строило корабли акционерное общество металлических и судостроительных заводов «Беккер и Кº» города Ревеля (Таллин).
Два двигателя «Буффало» по 75 л. с, работали на бензине или керосине. Кроме того, имелся один вспомогательный двигатель «Скрипе» на 5—7 л. с.
Вооружение: два горных 3-дюймовых орудия образца 1909 года и два трехлинейных пулемета «максим» в башенках. Причем по проекту предполагалось поставить 3-дюймовые горные пушки образца 1904 года за башенноподобными щитами. Однако сторожевые суда Онежской флотилии были вооружены 3-дюймовыми горными пушками образца 1909 года со штатными щитами.
Броневую защиту канонерских лодок составляла противопульная 5-мм хромо-никелевая сталь, не пробиваемая пулями с расстояния 150 шагов. По главной ватерлинии шел сплошной броневой пояс шириной 381 мм, из которых 127 мм приходились на подводную часть.
Палуба, борта вдоль моторного отделения и артиллерийских погребов бронировались полностью.
Рулевая рубка прикрыта 6-мм хромо-никелевой, сталью, не пробиваемой пулями с расстояния 100 шагов. Визирные отверстия закрывались броневыми задвижными листами.
Корабли проектировались для действий на реках, в закрытых бухтах и озерах при штилевой погоде. Район плавания был весьма ограничен (600 верст в одну сторону), поэтому в Онежском озере канонерским лодкам сопутствовал корабль-база, снабжавший их топливом, снарядами и пр.
По проекту они должны были иметь радиостанцию с радиусом действия 250 верст, в действительности же это средство связи имелось далеко не на всех лодках.
Окраска шаровая самая обычная для военных кораблей.
В известном справочнике Моисеева эти корабли не упоминаются, видимо, они вступили в строй уже после Октябрьской революции.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: наибольшая длина (Lнб), м 20,4 длина по ГВЛ (L), м 20,25, ширина (В), м 3,175, осадка (Т), м 0,61, высота борта (Н), м 1,85, водоизмещение (Д), т 25, скорость хода (V), узл. 12.
|
1 якорь Холла, 2 гюйсшток, 3 пулеметная башенка, 4 швартовный шпиль, 5 якорный шпиль, 6 вентилятор, 7 трехдюймовая горная пушка образца 1909 года, 8 вентиляционная головка, 9 прожектор, 10 мачта, 11 государственный, военный, морской и торговый флаг Советской Республики 1919 года (крыж обведен желтой полосой, буквы РСФСР желтые), 12 вентиляционная головка машинного отделения, 13 дефлектор машинного отделения, 14 тамбур, 15 кран-балка, 16 флагшток, 17 трехлопастный гребной винт, 18 балансирный руль, 19 кнехт, 20 сходные люки, 21 деревянная решетка, 22 световой люк, 23 дефлектор каюты, 24 якорный клюз. |
Чертежи для печати
|