Архив журнала Моделист-Конструктор
ТЕПЛОХОД С РЕЗИНОМОТОРОМПрототип этой модели скромный грузо-пассажирский теплоход типа «Сулак» ходит в Каспийском море. Район плавания модели город Москва. На городских соревнованиях младших школьников она вот уже три года подряд завоевывает первое место. Прекрасная отделка обеспечивает ей очень высокую стендовую оценку 19,6 балла, а хорошая устойчивость на курсе и отличная скорость 2 м/сек приносят победу на ходовых испытаниях. Сделана модель в Московском городском дворце пионеров и школьников в 1966 году Андреем Антушевым, тогда учеником шестого класса.
* * *
Если вы решили построить модель грузо-пассажирского теплохода типа «Сулак», вам потребуются прежде всего: заготовка из дерева (лучше всего брусок липы размером 1000X125X110 мм), фанера толщиной 3 мм; калька; проволока Ø3 мм; листовая латунь; черный и белый целлулоид толщиной 1 мм; органическое стекло толщиной 2-3 мм.
КОРПУС
Корпус выдалбливают из бруска дерева или склеивают заготовку из дощечек мягких пород древесины липы, осины.
Чтобы придать корпусу правильные обводы, заготовьте по чертежу шаблоны шпангоутов. Теперь переведите каждый из них на кальку. Ее приклеивают на фанеру толщиной 3 мм так, чтобы осевая линия проходила по краю фанеры. Когда клей высохнет, лобзиком вырезают шпангоут (точнее, половину его). Оставшаяся часть и будет готовым шаблоном шпангоута. Используя шаблоны, доведите корпус до необходимых размеров: шаблоны должны плотно встать на свои места.
Закончив корпус, сразу врежьте в него бимсы на расстоянии 100 мм друг от друга.
ДВИГАТЕЛЬ
Винтомоторная группа изготавливается по чертежу, изображенному на цветной вкладке. Стенки редуктора из текстолита, валы из проволоки Ø3 мм.
Чтобы сделать редуктор, нужно иметь четыре шестерни: две Ø18мм, Ø36 мм. Можно взять и другое соотношение шестерен, подобрав соответствующий диаметр винта и его шаг. У ведущих шестерен диаметр в два раза больше диаметра ведомых. Подробное описание изготовления и сборки винтомоторной группы можно прочесть в «МК» № 8 за 1966 год, стр. 40-41. Отличие лишь в конструкции редуктора.
На концы осей ведущих шестерен припаивают крючки, на каждый крючок надевается свой резиномотор. Для равномерного распределения усилий от резиномоторов на гребные валы шестерни находятся между собой в зацеплении.
Сверлом Ø3 мм сделайте в носовой бобышке два отверстия. Проволоку согните вдвое и вставьте в отверстие, чтобы оба ее конца вышли внутрь корпуса. Загните их в виде крючков.
Редуктор перед установкой прикрепите к фанере. Верхняя часть фанеры должна упираться в бимс, боковые и нижнюю части прикрепите к корпусу планочками на клею по всей длине, иначе резиномоторы могут вырвать редуктор.
При установке дейдвудных трубок основное внимание следует обращать на их соосность с валами шестерен и симметрию относительно диаметральной плоскости. Установите кронштейны. Щели между дейдвудными трубками и корпусом заделайте опилками, смешанными с нитроклеем. Приклеив трубки, наполните их техническим вазелином и вставьте валы гребных винтов. При правильной сборке вал с редуктором легко прокручиваются рукой. Затем припаяйте винты.
ПАЛУБА
Следующая операция зашивка палубы. Проверьте, чтобы бимсы не выступали за линию борта. Если некоторые провалились, надклейте их. Внутреннюю часть корпуса и бимсы промажьте нитрокраской.
Для палубы необходима фанера толщиной 1,5-2 мм. Переверните модель днищем кверху и положите на фанеру. Обведите карандашом по всей длине. Затем скальпелем вырежьте палубу с запасом 5-7 мм. Установите корпус на подставку, промажьте клеем борта и бимсы в местах соприкосновения с палубой, покройте внутреннюю часть палубы нитроклеем или нитрокраской и приклейте, прижав ее чем-нибудь тяжелым. В таком положении модель должна простоять не менее суток. Носовая часть верхней палубы приклеивается наглухо, а кормовая съемная, граница между ними отмечена пунктиром.
НАДСТРОЙКИ
Теперь можно приступить к изготовлению и монтажу надстроек. Главную надстройку склейте из фанеры толщиной 3 мм прямо на палубе. Для прочности с внутренней стороны поставьте по всей длине рейки 4X4 мм. Рулевую и боцманскую рубки можно изготовить из органического стекла толщиной 2 мм или фанеры. Боцманская рубка приклеивается к палубе наглухо, рулевая съемная.
Передние смотровые стекла как у рулевой рубки, так и у главной надстройки сделаны из белого прозрачного оргстекла с диорамным обзором. Они не закрашены, как это принято делать на моделях, поэтому все, что находится внутри рубки и в носовой части главной надстройки, хорошо видно.
Шлюпки выдавливают из белого целлулоида, сверху их закрывают чехлами. На белую нитку наденьте красные мусинги (изоляция) и также приклейте ацетоном по бортам шлюпки. Если у вас нет целлулоида, сделайте шлюпки из дерева и покрасьте в белый цвет, предварительно покрыв жидкой шпаклевкой.
Труба также изготовлена из целлулоида. Она склеена из двух выдавленных половинок. Мачты и грузовые стрелы изготовьте из дерева, лееры спаяйте из проволоки. Остальные мелкие детали изготовьте из обрезков целлулоида и оргстекла.
Наклейте ватерлинию и отделайте модель черным целлулоидом толщиной 0,5 мм. Надстройки и верхнюю часть корпуса покройте краской цвета слоновой кости (в белую краску добавляется желтая), корпус ниже ватерлинии красной, палубу темно-коричневой, иллюминаторы и окна голубой.
Загрузите балласт (свинец, приклеенный на шпаклевке) через съемную верхнюю палубу так, чтобы модель имела осадку по ватерлинии.
Закрутите ручной дрелью один резиномотор, потом второй, но в другую сторону. Заводить модель следует двоим: один заводит, второй держит модель и винты. Поворотом руля добейтесь, чтобы модель ходила точно по курсу. Дальность ее хода до 50 м.
Б. ЩЕТАНОВ
|
1 корпус; 2 люк для установки и заводки резиномотора; 3 ватерлиния; 4 носовая бобышка; 5 крючок; 6 кнехт, 7 грузовая стрела; 8 грузовой люк; 9 грузовая лебедка; 10 диорамное окно салона; 11 резиномотор; 12 диорамное окно рубни; 13 фон-мачта; 14 бортовые отличительные огни (правый зеленый, левый красный); 15 трап; 16 труба; 17 радиоантенна; 18 шлюпбалка; 19 шлюпка; 20 киль; 21 световой люк; 22 леер; 23 боцманская рубка; 24 редуктор; 25 кардан; 26 дейдвудная труба; 27 кронштейн; 28 гребной винт; 29 руль; 30 иллюминаторы; 31 киповая планка; 32 и 53 якорные огни (белые); 33 государственный флаг СССР; 34 флагшток; 35 шпиль; 36 дверь; 37 антенная оттяжка; 38 грот-мачта, 39 вентиляционная труба; 40 к 46 клотиковые огни (красные); 41 к 48 топовые огни (белые); 42 мусинги; 43 шлюпочные лебедки; 44 вентиляционный раструб; 45-50 радиоантенны; 47 и 49 аварийные огни (красные); 51 радиопеленгаторная антенна; 52 прожектор; 54 брашпиль; 55 швартовый клюз; 56 якорь Холла; 57 боцманский ящик; 58 тросовая вьюшка. |
Чертежи для печати
|