ЛЕНИН НА БЕРЕГАХ ЕНИСЕЯ

На фронтоне красноярского речного вокзала прикреплена мемориальная доска, на которой написано: «Владимир Ильич Ленин 30 апреля 1897 года вместе с соратниками по Петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым выехал с пристани Красноярск к месту ссылки в село Шушенское».

Владимир Ильич и группа его товарищей были арестованы в ночь на 9 декабря 1895 года. После четырнадцати месяцев одиночного заключения 13 февраля 1897 года Ленину был объявлен приговор о высылке в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на три года. 4 марта Владимир Ильич прибыл по железной дороге в Красноярск.

Почти два месяца провел В. И. Ленин в Красноярске: сначала в ожидании решения енисейского губернатора относительно постоянного места ссылки, потом - открытия навигации, чтобы на пароходе добраться по Енисею до Минусинска, а оттуда в Шушенское. За это время Ильич встречался с местными социал-демократами, установил связи с товарищами по «Союзу борьбьн за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановским, А. А. Ванеевым и другими товарищами, ожидавшими в пересыльной тюрьме отправления к месту ссылки, много работал в библиотеке красноярского купца - коллекционера-библиофила Г. В. Юдина.

24 апреля Ленин получил официальное уведомление об отправке его в село Шушенское Минусинского округа,

Пароход «Св. Николай» уходил 30 апреля утром. Сборы были недолгими, главное, надо было условиться с товарищами по петербургскому «Союзу», выпущенными из тюрьмы, об адресах и переписке.

К вечеру пароход подошел к пристани Скит и стал на ночевку. Пока команда грузила дрова для топок, пассажиры разбрелись по прибрежной тайге, развели костры.

После нескольких суток пути по реке пароход пришвартовался к пристани Сорокине, которая находилась в 77 км ниже Минусинска. Мелководные Сорокинские и Медвеженские перекаты не позволили идти вверх по Енисею, и пассажирам пришлось покинуть пароход и дальше ехать на лошадях.



Рисунок Ю. Макарова с картины художника Е. Прошева.

Путь от Петербурга до Шушенского - почти 6 тыс, км - по железной дороге, по реке и по проселочным дорогам подходил к концу 8 мая 1897 года Владимир Ильич добрался до Шушенского и поселился в доме крестьянина Зырянова.

Ленин был полон энергии и неиссякаемого оптимизма. Руководитель «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и в далеком сибирском селе, расположенном за тысячи верст от центра пролетарского движения, продолжал оставаться вождем российских социал-демократов.

Здесь было написано свыше тридцати произведений по основным вопросам революционной борьбы, программы и тактики будущей партии, имевших огромное значение для революционного движения: брошюра «Задачи русских социал-демократов», в которой Ленин развил идею о руководящей роли пролетариата в грядущей революции, гениальный труд «Развитие капитализма в России», завершивший идейный разгром народничества и ставший блистательным образцом применения марксистского учения к анализу экономической жизни.

Жизнь и революционная деятельность В. И. Ленина в ссылке - это величайший пример того, как нужно в труднейших условиях отдавать все свои силы делу революции, делу партии.

К созданию партии коммунистов сводились самые заветные думы Ильича. Он представлял ее как партию нового типа, партию пролетариев, призванную завоевать политическую власть в стране. План создания такой партии Ленин тщательно продумал в сибирской ссылке. Здесь он определил задачи и наметил пути развития российского революционного движения.

Л. НИКОЛАЕВ



ПАРОХОД-МУЗЕЙ

Товаро-пассажирский колесный пароход «Святитель Николай» в конце прошлого века считался одним из крупнейших на Енисее. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Судно строилось в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника Сибирякова. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч.

Корпус парохода имел простейшие прямоугольные шпангоуты, скругленные в скуловой части. Для управления судном использовался руль, состоявший из деревянного пера, вставленного передней частью в кованую стальную раму-рудерпис, сопряженную с баллером. Перо руля крепилось к кринолину цепным сорлинем. В носовой части на палубе имелся якорно-швартовный ручной шпиль, барабан которого приводился в движение при помощи вымбовок - деревянных строганых брусьев длиной более метра, вставлявшихся в гнезда драмгета шпиля. Этот шпиль применялся для выборки швартовных канатов и шеймы - якорной цепи, проходившей через якорный клюз. Адмиралтейские якоря с железными штоками крепились по-походному на двух фишбалках с талями и гаками.

Для буксировки в носу парохода имелся кнехт, называемый «уши». Швартовные крестовые чугунные кнехты располагались по три с каждого борта, два в носу и один в корме. Каюты первого и второго классов для пассажиров находились на палубе. Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами - специальными конструкциями, имеющими мощные деревянные привальные брусья, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.

В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения, между колесами внизу машинное отделение, а за ним котельный кожух. За кормовым пассажирским помещением шел румпельный привод, закрытый сверху деревянной решеткой. Штуртрос проходил с левого и правого бортов в рубку по роликам в коробках с внутренней стороны фальшборта.

От машинного отделения в нос парохода были установлены симметрично диаметральной плоскости два трапа.

На прогулочной палубе вдоль леерного ограждения стояли скамейки (по шесть с каждого борта).

Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 10 деревянных плиц. В горизонтальной плоскости они были эксцентрически смещены в сторону носа по отношению к оси вала гребного колеса.

При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.

Рекомендуемые масштабы для постройки модели исторического парохода-музея приведены в таблице.

Главные размерения модели

Масштабы

1:50

1:75

1:100

1 : 150

1:200

1:250

Длина наибольшая (Lнб), мм

1180

788

590

394

295

2X6

Длина по КВЛ (L), мм

1124

750

562

375

281

225

Ширина наибольшая (Внб), мм

308

206

154

103

77

61,5

Ширина по КВЛ (В), мм

150

100

75

50

37,5

33

Высота борта (Н), мм

58

39

29

19,5

14,5

t1.$

Осадка (Т), мм

25

17

12,5

8,5

7

5

Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях

27,5

19

14

-

-

-

Для получения масштаба размеры на общем виде умножить на

5

3,34

2,5

1,67

1,25

 

Окрасьте модель в следующие цвета: корпус ниже ватерлинии, перо руля, гребные колеса - красный; дымовые трубы, надводный борт (выше ватерлинии), фальшборт, кнехты, шпиль, якорные цепи, название судна на пожарных ведрах, якоря, вентиляционные дефлекторы, привальные брусья, форсовая труба - черный; мачта, все надстройки и кожух гребных колес выше фальшборта, фишбалки, марки на дымовых трубах, рубка, надпись на борту (название судна), спасательные круги, леерное ограждение, тент, тамбур, стойки, стеллаж и пожарные ведра, скамейки - белый; трапы, палубы, перекрытия бортовых надстроек, рубки, кожухи гребных колес, кранцы - светло-серый; двери, прямоугольные иллюминаторы надстроек и рубки - под дерево.

В. КОСТЫЧЕВ



1 - якорный клюз, 2 - шейма (основная якорная цепь), 3 - привальный брус, 4 - адмиралтейский якорь, 5 - фиш-балка, 6 - фор-штаг, 7 - фальшборт, 8 - крестовый чугунный кнехт, 9 - круглый иллюминатор, 10 - тамбур входа в носовые помещения под палубой, 11 - мачта, 12 - надстройка, 13 - прямоугольный иллюминатор, 14 - ванты, 15 - леерное ограждение, 16 - спасательный круг, 17 - прогулочная палуба, 18 - дымовая труба, 19 - штурвальная рубка, 20 - бортовой отличительный огонь, 21 - мостик, 22 - кожух гребного колеса, 23 - гребное колесо с деревянными плицами и эксцентриковым механизмом, 24 - деревянный кранец, 25--паровой свисток, 26 - форсовая труба предохранительного клапана, 27 - буксирный гак на дугообразной скобе, 28 - переходной трап, 29 - буксирная арка, 30 - кормовое пассажирское помещение, 31 - флагшток, 32 - сорлинь, 33 - перо руля, 34 - кронштейны обноса, 35 - механизм поворота плиц, 36 - решетки защиты румпельного привода, 37 - деревянный привальный брус, 38 - бортовая надстройка на обносе, 39 - -трап для выхода на прогулочную палубу, 40 - скамейка для пассажиров, 41 - вентиляционный дефлектор, 42 - пожарные ведра, 43 - якорно-швартовный ручной шпиль, 44 - палубный клюз шеймы, 45 - прямой кнехт («уши»), 46 - жесткий тент, 47 - деревянный настил бортовых обносов.

Чертежи для печати (4 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1980, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100