Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛЕНИН НА БЕРЕГАХ ЕНИСЕЯНа фронтоне красноярского речного вокзала прикреплена мемориальная доска, на которой написано: «Владимир Ильич Ленин 30 апреля 1897 года вместе с соратниками по Петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым выехал с пристани Красноярск к месту ссылки в село Шушенское».
Владимир Ильич и группа его товарищей были арестованы в ночь на 9 декабря 1895 года. После четырнадцати месяцев одиночного заключения 13 февраля 1897 года Ленину был объявлен приговор о высылке в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на три года. 4 марта Владимир Ильич прибыл по железной дороге в Красноярск.
Почти два месяца провел В. И. Ленин в Красноярске: сначала в ожидании решения енисейского губернатора относительно постоянного места ссылки, потом - открытия навигации, чтобы на пароходе добраться по Енисею до Минусинска, а оттуда в Шушенское. За это время Ильич встречался с местными социал-демократами, установил связи с товарищами по «Союзу борьбьн за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановским, А. А. Ванеевым и другими товарищами, ожидавшими в пересыльной тюрьме отправления к месту ссылки, много работал в библиотеке красноярского купца - коллекционера-библиофила Г. В. Юдина.
24 апреля Ленин получил официальное уведомление об отправке его в село Шушенское Минусинского округа,
Пароход «Св. Николай» уходил 30 апреля утром. Сборы были недолгими, главное, надо было условиться с товарищами по петербургскому «Союзу», выпущенными из тюрьмы, об адресах и переписке.
К вечеру пароход подошел к пристани Скит и стал на ночевку. Пока команда грузила дрова для топок, пассажиры разбрелись по прибрежной тайге, развели костры.
После нескольких суток пути по реке пароход пришвартовался к пристани Сорокине, которая находилась в 77 км ниже Минусинска. Мелководные Сорокинские и Медвеженские перекаты не позволили идти вверх по Енисею, и пассажирам пришлось покинуть пароход и дальше ехать на лошадях.
|
Рисунок Ю. Макарова с картины художника Е. Прошева.
Путь от Петербурга до Шушенского - почти 6 тыс, км - по железной дороге, по реке и по проселочным дорогам подходил к концу 8 мая 1897 года Владимир Ильич добрался до Шушенского и поселился в доме крестьянина Зырянова.
Ленин был полон энергии и неиссякаемого оптимизма. Руководитель «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и в далеком сибирском селе, расположенном за тысячи верст от центра пролетарского движения, продолжал оставаться вождем российских социал-демократов.
Здесь было написано свыше тридцати произведений по основным вопросам революционной борьбы, программы и тактики будущей партии, имевших огромное значение для революционного движения: брошюра «Задачи русских социал-демократов», в которой Ленин развил идею о руководящей роли пролетариата в грядущей революции, гениальный труд «Развитие капитализма в России», завершивший идейный разгром народничества и ставший блистательным образцом применения марксистского учения к анализу экономической жизни.
Жизнь и революционная деятельность В. И. Ленина в ссылке - это величайший пример того, как нужно в труднейших условиях отдавать все свои силы делу революции, делу партии.
К созданию партии коммунистов сводились самые заветные думы Ильича. Он представлял ее как партию нового типа, партию пролетариев, призванную завоевать политическую власть в стране. План создания такой партии Ленин тщательно продумал в сибирской ссылке. Здесь он определил задачи и наметил пути развития российского революционного движения.
Л. НИКОЛАЕВ
|
ПАРОХОД-МУЗЕЙ
Товаро-пассажирский колесный пароход «Святитель Николай» в конце прошлого века считался одним из крупнейших на Енисее. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Судно строилось в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника Сибирякова. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч.
Корпус парохода имел простейшие прямоугольные шпангоуты, скругленные в скуловой части. Для управления судном использовался руль, состоявший из деревянного пера, вставленного передней частью в кованую стальную раму-рудерпис, сопряженную с баллером. Перо руля крепилось к кринолину цепным сорлинем. В носовой части на палубе имелся якорно-швартовный ручной шпиль, барабан которого приводился в движение при помощи вымбовок - деревянных строганых брусьев длиной более метра, вставлявшихся в гнезда драмгета шпиля. Этот шпиль применялся для выборки швартовных канатов и шеймы - якорной цепи, проходившей через якорный клюз. Адмиралтейские якоря с железными штоками крепились по-походному на двух фишбалках с талями и гаками.
Для буксировки в носу парохода имелся кнехт, называемый «уши». Швартовные крестовые чугунные кнехты располагались по три с каждого борта, два в носу и один в корме. Каюты первого и второго классов для пассажиров находились на палубе. Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами - специальными конструкциями, имеющими мощные деревянные привальные брусья, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.
В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения, между колесами внизу машинное отделение, а за ним котельный кожух. За кормовым пассажирским помещением шел румпельный привод, закрытый сверху деревянной решеткой. Штуртрос проходил с левого и правого бортов в рубку по роликам в коробках с внутренней стороны фальшборта.
От машинного отделения в нос парохода были установлены симметрично диаметральной плоскости два трапа.
На прогулочной палубе вдоль леерного ограждения стояли скамейки (по шесть с каждого борта).
Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 10 деревянных плиц. В горизонтальной плоскости они были эксцентрически смещены в сторону носа по отношению к оси вала гребного колеса.
При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.
Рекомендуемые масштабы для постройки модели исторического парохода-музея приведены в таблице.
|
Главные размерения модели |
Масштабы | |||||
1:50 |
1:75 |
1:100 |
1 : 150 |
1:200 |
1:250 | |
Длина наибольшая (Lнб), мм |
1180 |
788 |
590 |
394 |
295 |
2X6 |
Длина по КВЛ (L), мм |
1124 |
750 |
562 |
375 |
281 |
225 |
Ширина наибольшая (Внб), мм |
308 |
206 |
154 |
103 |
77 |
61,5 |
Ширина по КВЛ (В), мм |
150 |
100 |
75 |
50 |
37,5 |
33 |
Высота борта (Н), мм |
58 |
39 |
29 |
19,5 |
14,5 |
t1.$ |
Осадка (Т), мм |
25 |
17 |
12,5 |
8,5 |
7 |
5 |
Допустимая осадка самоходной модели, измеренная по миделю при ходовых соревнованиях |
27,5 |
19 |
14 |
- |
- |
- |
Для получения масштаба размеры на общем виде умножить на |
5 |
3,34 |
2,5 |
1,67 |
1,25 |
|
Окрасьте модель в следующие цвета: корпус ниже ватерлинии, перо руля, гребные колеса - красный; дымовые трубы, надводный борт (выше ватерлинии), фальшборт, кнехты, шпиль, якорные цепи, название судна на пожарных ведрах, якоря, вентиляционные дефлекторы, привальные брусья, форсовая труба - черный; мачта, все надстройки и кожух гребных колес выше фальшборта, фишбалки, марки на дымовых трубах, рубка, надпись на борту (название судна), спасательные круги, леерное ограждение, тент, тамбур, стойки, стеллаж и пожарные ведра, скамейки - белый; трапы, палубы, перекрытия бортовых надстроек, рубки, кожухи гребных колес, кранцы - светло-серый; двери, прямоугольные иллюминаторы надстроек и рубки - под дерево.
В. КОСТЫЧЕВ
|
1 - якорный клюз, 2 - шейма (основная якорная цепь), 3 - привальный брус, 4 - адмиралтейский якорь, 5 - фиш-балка, 6 - фор-штаг, 7 - фальшборт, 8 - крестовый чугунный кнехт, 9 - круглый иллюминатор, 10 - тамбур входа в носовые помещения под палубой, 11 - мачта, 12 - надстройка, 13 - прямоугольный иллюминатор, 14 - ванты, 15 - леерное ограждение, 16 - спасательный круг, 17 - прогулочная палуба, 18 - дымовая труба, 19 - штурвальная рубка, 20 - бортовой отличительный огонь, 21 - мостик, 22 - кожух гребного колеса, 23 - гребное колесо с деревянными плицами и эксцентриковым механизмом, 24 - деревянный кранец, 25--паровой свисток, 26 - форсовая труба предохранительного клапана, 27 - буксирный гак на дугообразной скобе, 28 - переходной трап, 29 - буксирная арка, 30 - кормовое пассажирское помещение, 31 - флагшток, 32 - сорлинь, 33 - перо руля, 34 - кронштейны обноса, 35 - механизм поворота плиц, 36 - решетки защиты румпельного привода, 37 - деревянный привальный брус, 38 - бортовая надстройка на обносе, 39 - -трап для выхода на прогулочную палубу, 40 - скамейка для пассажиров, 41 - вентиляционный дефлектор, 42 - пожарные ведра, 43 - якорно-швартовный ручной шпиль, 44 - палубный клюз шеймы, 45 - прямой кнехт («уши»), 46 - жесткий тент, 47 - деревянный настил бортовых обносов.
Чертежи для печати (4 листа)
|