Архив журнала Моделист-Конструктор
ПРИУМНОЖАЯ СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА...Зимой 1725 года над Санкт-Петербургом дули промозглые, холодные ветры. Они поднимали снежные смерчи на пустырях, проносились над замерзшими топями Болот, ломились в двери и окна стоявших шпалерами домов. Редкие пешеходы, случаем или необходимостью выгнанные на улицу, старались побыстрее добежать до тепла, на ходу пряча в воротники носы и уши. Город жил тревожным ожиданием: у себя во дворце, окруженный преображенцами и семеновцами, лежал тяжелобольной царь Петр. Еще осенью, спасая в ледяной воде матросов тонущего корабля, царь простудился и захворал. Ждали смерти Петра. А он, перебирая в уме дела, которые замыслил, но не совершил, вспомнил и о том, что собирался послать экспедицию на Камчатку, дабы выяснить, существует ли пролив между Азией и Америкой. И Петр собственноручно пишет наказ:
«1) Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2) На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3) И для того искать, где она сошлась с Америкой». Командовать экспедицией Петр повелел капитану флота Витусу Берингу, помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг.
В конце января царь Петр умер...
* * *
Итак, вопрос об экспедиции был решен. В историю географической науки она вошла под названием «Первой Камчатской экспедиции» и являлась частью тех мероприятий Петра Первого, которые были направлены на укрепление положения Русского государства на Тихом океане и, кроме того, на развитие торговли с восточными странами.
Экспедиция отправилась в путь в начале февраля 1725 года шестьдесят человек и огромный обоз, в котором везли продовольствие и необходимые для постройки кораблей материалы.
Труден и долог был путь до берегов Тихого океана. Из 663 лошадей пало 267. Не хватило продовольствия, начался голод. «Идучи путем, писал Беринг в одном из своих донесений в сенат, оголодала вся команда, и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платье и обувь кожаные».
Лишь в июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали имя «Гавриил». Вскоре корабль вышел в море. Сорок человек экипажа и годичный запас продовольствия нес на себе «Гавриил», двадцатиметровое судно, построенное за три месяца. 28 июля экспедиция достигла реки Анадырь, за которой открыла бухту, названную бухтой Креста. 10 августа азиатский берег круто повернул на север, а спустя несколько дней, когда «Гавриил» достиг 65° северной широты, Беринг созвал офицеров корабля на совет. Предстояло решить вопрос: следует ли плыть дальше?
Было высказано два мнения. Мартын Шпанберг советовал идти к северу еще три дня, а затем повернуть обратно. Приближается зима, говорил он, и «Гавриил» может застрять во льдах. Иного мнения придерживался Чириков. Он считал, что цели экспедиции не достигнуты, пролив не открыт и что следует плыть дальше. Окончательное решение зависело от Беринга. Поразмыслив, начальник экспедиции принял сторону Шпанберга.
16 августа, достигнув 67°8' северной широты, «Гавриил» лег на обратный курс. 1 сентября экспедиция пришла в устье реки Камчатки, где и зазимовала.
Сейчас, через двести пятьдесят лет после первого плавания Беринга, мы с исчерпывающей полнотой можем убедиться в неправоте руководителя похода.
Да, «Гавриил» шесть дней шел по проливу, который ныне называется проливом Беринга. Но начальник экспедиции не знал этого. Не знал он и того, что от Америки его отделяют каких-нибудь 80 км. Окажись Беринг решительней, он бы принял предложение Чирикова, и вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой выяснился бы в 1728 году. Помимо других причин, немалую роль в решении Беринга сыграли некоторые свойства его характера и та обстановка, в которой он жил и действовал.
Выходец из Дании, Беринг вырос в бедной семье и не получил достаточного образования. Правда, в свое время он совершил на голландском корабле плавание в Индию, что и создало ему репутацию бывалого моряка. В дальнейшем, находясь на службе в России, Беринг последовательно занимал разные должности во флоте и перед экспедицией командовал некоторое время фрегатом. Но ему было уже за сорок, и, по всем меркам, занимаемый им пост был невелик. И тем не менее Петр I доверил Берингу командование экспедицией. Почему? Видимо, царь, умевший распознавать людей, отгадал в неповоротливом и флегматичном на вид датчанине такие качества, которые с лихвой перекрывали его недостатки. Петр предвидел трудности, ожидающие экспедицию, и ему был нужен не лихой моряк (в них недостатка не было), а мудрый и неторопливый руководитель, организатор и хозяйственник. Таким человеком и являлся Витус Беринг, а его ближайшее окружение составляли люди острого ума и непреклонного действия, и в первую очередь Алексей Чириков.
Что же касается исторической обстановки, то первые десятилетия после смерти Петра I по своей напряженности напоминают небезызвестное Смутное время. Претенденты на престол сменяли друг друга, и Берингу приходилось держаться в русле тогдашней политики, чтобы не оказаться не у дел. Именно этим, в частности, объясняется его опрометчивое решение раньше времени свернуть экспедицию: Берингу необходимо было присутствовать в Петербурге, что он и сделал, ускакав в столицу, едва «Гавриил» вернулся на Камчатку.
Результаты Первой Камчатской экспедиции не удовлетворили русское правительство. Но прошло пять лет, прежде чем началась подготовка нового предприятия. Его задачи значительно расширили. Так, Второй экспедиции поручили исследование сибирских берегов Ледовитого океана, описание народов Сибири, установление связи с Японией. И конечно, открытым оставался вопрос о «проведовании новых земель, лежащих между Америкою и Камчаткою». И хотя экспедиция состояла из нескольких самостоятельных отрядов, общее руководство ею вновь возлагалось на Беринга.
С весны 1735 года в Охотске началась постройка судов, но из-за трудности в снабжении она затянулась на пять лет. Наконец в июне 1740 года оба корабля пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» были спущены на воду. Длиною в 80 футов, шириною 22 фута и с осадкой в 9,5 фута, корабли поднимали по 6 тыс. пудов груза, имели по две мачты с бригским вооружением и по 14 небольших пушек.
На «Святом Петре» было 77 человек. Командовал кораблем Беринг, помощником у него был лейтенант Свен Ваксель, штурманом Эзельберг, штурманом-мастером Савва Хитров, подштурманом Христофор Юшин. На «Петре» плыл и Георг Стеллер, известный впоследствии натуралист.
На пакетботе «Святой Павел» «комплект служителей всех чинов шестьдесят девять человек, да астрономии профессор один, при нем два солдата, да слуг офицерских три человека, итого всех чинов семьдесят пять человек». Командовал «Святым Павлом» капитан Чириков, при котором состояли лейтенанты Чихачев и Плаутин, штурман-мастер Дементьев и штурман Елагин.
Еще до выхода экспедиции Беринг и Чириков сделали свои замечания на полученные ими от сената инструкции. И здесь явственно сказались привязанности и различие в уровне кругозора этих людей: если Беринг сосредоточил свое внимание на административно-хозяйственных вопросах, то Чириков смело и энергично указывал на существенные недостатки, касающиеся маршрута следования. Так, в инструкции требовалось идти на юго-восток от Камчатки. Этот пункт опирался на составленную французом Делилем карту, на которой в указанном направлении была нанесена несуществующая земля де Гамы.
Чириков возражал против установки сената. Он считал, что надо плыть в полосе между 50° и 65° северной широты, что в этом направлении надо «искать островов в самой Америке, где климата удобная жителям и земля может быть не пустая». Если учесть, что Алеутские острова и Аляска лежат именно в указанной Чириковым полосе, то станет ясна точность умозаключений командира «Святого Павла». Его познания были гораздо шире общепринятых ученых кругах Западной Европы и делают честь постановке образования в Петербургской Морской академии, выпускником которой, а позднее преподавателем был Чириков. Кстати, по отзыву контр-адмирала Сандерса, «по обучению гардемаринов и морских офицеров искуснее всех явился оный Чириков».
8 сентября 1740 года экспедиционные корабли покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке, они почти через месяц прибыли в Авачинскую губу. С этого времени поселок на ее берегу стал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4 июня 1741 года оба корабля вышли на поиски Америки.
Впереди шел «Святой Павел». Беринг вполне доверял штурманскому искусству Чирикова. Но 19 июня море покрыл туман. Когда же он рассеялся, «Святого Павла» нигде не было видно. Напрасно моряки искали его в подзорные трубы. И Беринг поплыл на восток один. Проходили недели, а ожидаемый берег не открывался, кончалась пресная вода. Тревога овладевала Берингом. Наконец после полутора месяцев беспрерывного плавания с мачты заметили очертания высокой горы. Америка! Это произошло 16 июля. Цель была достигнута, и, казалось, можно было заняться исследованиями. Но Беринг поступил иначе. С некоторых пор он заметил на судне признаки цинги и поэтому приказал спешно возвращаться.
Потянулись однообразные дни. Цинга уже свирепствовала вовсю. Каждый день заболевало по нескольку человек. Их уносили в трюм. А вскоре смерть посетила корабль. 30 августа умер матрос Шумагин. Начала портиться погода. Ветер переменился, стал встречным. Сила его возрастала с каждым часом, с каждым днем. В сентябре ветер достиг ураганной силы. «Святого Петра» как щепку швыряло по волнам. Цинга косила людей. Умер штурман Эзельберг. Почернели губы у Витуса Беринга. Окружающие упрашивали его лечь, но капитан-командор отвечал твердым отказом. Однако через несколько дней он упал и больше не поднялся.
4 ноября вахтенный заметил землю. Камчатка? Надежды оказались напрасными: берег был незнакомый. С трудом подойдя к нему, «Святой Петр» бросил якорь, но под напором ветра канат лопнул. Сломало руль. Их спасло чудо: неуправляемый корабль прошел среди скал и беспомощно приткнулся к берегу. Девять месяцев прожили моряки на незнакомой земле, оказавшейся островом. Ужасающей была зимовка в земляных ямах.
Бурей разбило корабль. Каждый день хоронили умерших от цинги. 8 декабря 1741 года умер капитан-командор Витус Беринг. Сорок шесть человек остались жить. Из остатков «Святого Петра» они построили новый корабль и 25 августа 1742 года добрались до родины. В Петропавловске они узнали, что Чириков все лето искал их в океане, а недавно отбыл в Охотск. На всякий случай предусмотрительный капитан оставил товарищам запас продовольствия, и это обрадовало и растрогало их до слез. Лишь позже спасенные узнали подробности одиссеи «Святого Павла».
Потеряв в тумане корабль Беринга, Чириков целые сутки кружил в океане. Но «Святого Петра» не обнаружили, и тогда, решив, что Беринг ушел вперед. Чириков продолжил путь в одиночестве. На день раньше соратников, 15 июля, с его корабля увидели землю. Дважды моряки пытались высадиться на нее со шлюпок, но они таинственно и бесследно исчезли вместе с людьми. Больше Чириков не пытался высаживаться на американский берег. Кончалась вода, и «Святой Павел» поспешил к родным берегам. По пути открыли всю цепь Алеутских островов, но население встречало экспедицию враждебно. Не удалось даже запастись пресной водой, и каждый день кто-нибудь умирал от жажды или цинги. Заболел и сам Чириков. Но командир «Святого Павла» преодолевал болезнь. Лежа на корабельной койке, он вел судовой журнал и отдавал приказания штурману Елагину.
12 сентября 1741 года первооткрыватели Северо-Западной Америки возвратились в Петропавловск. В донесениях в Петербург Чириков сообщал, что на 55° 36' северной широты «получили землю, которую признаваем без сумнения, что и оная часть Америки».
Чириков исчислил расстояние от Камчатки до Америки и «привязал» открытые им земли к Камчатке и Калифорнии.
В 1746 году Чириков был вызван в Петербург. Там он написал предложения для Адмиралтейств-коллегий, в которых, в частности, предлагал основать город в устье Амура и заложить крепости в Новой России так исследователь мыслил назвать открытые американские земли.
Патриот и ученый, Алексей Чириков умер в возрасте сорока пяти лет. Двадцать из них он провел в тяжелейших морских походах, приумножив известность и славу своего отечества.
Б. ТИМОФЕЕВ
Подлинных чертежей пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел» не сохранилось, да и сведения, которые дошли до нас, весьма противоречий и неполны. Поэтому конструкцию кораблей можно восстановить лишь предположительно, пользуясь старинными гравюрами, чертежами и тем немногим, что можно почерпнуть в вахтенных журналах экспедиции.
Создавая парусное вооружение, русские моряки не придерживались слепо английской или голландской школ. Трудности постройки и предстоящего плавания диктовали самые простые и надежные решения. Не случайно от верхних парусов брамселей отказались сразу, что определило форму и размеры наиболее «рабочих» марселей.
Капитан II ранга В. НАУМЕНКОВ
|
Чертежи для печати
|