Архив журнала Моделист-Конструктор
В ЧЕСТЬ ПОДВИГА ЧЕТЫРЕХВ. СОРОКОЛЕТОВ, руководитель судомодельного кружка, Ленинград
Это произошло 17 января 1960 года. Самоходная баржа Т-36 стояла на рейде у одного из островов Тихого океана. На судне несли службу четыре советских солдата: младший сержант Асхат Зигангиин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов. Внезапно подул сильный ветер. Команда приняла решение войти в бухту. Но налетевший шквал не позволил выполнить этот маневр. Повалил мокрый снег, началось обледенение судна, в густом тумане исчезли ориентиры, вышла из строя радиостанция, баржу понесло в океан.
Сорок девять дней советские солдаты находились в открытом океане. Попав в такие исключительно тяжелые условия, экипаж баржи сумел одержать победу над силами стихии. По возвращении на Родину за проявленное мужество четверо воинов были награждены орденами Красной Звезды.
Самоходная баржа Т-36 - небольшое судно. Длина по ватерлинии 17,3 м, ширина 3,6 м, высота корпуса 2 м, осадка 1,2 м, водоизмещение около 100 т. На барже установлены два двигателя, обеспечивающие скорость хода 9 узлов.
Модель самоходной баржи имеет следующие главные размерения: длина наибольшая L = 400 мм, ширина наибольшая В = 90 мм, осадка средняя Т = 30 мм, высота борта (от киля до палубы) Н=50 мм.
На ней может быть установлен любой микроэлектродвигатель московского школьного завода «Чайка» (ДП-2, ДП-4, ДП-10). Для постройки понадобятся следующие инструменты: лобзик с пилками; плоский напильник со средней насечкой; наждачная бумага и материалы, перечисленные в спецификации.
Для склеивания модели можно использовать быстросохнущие клеи «Рапид», «Аго», БФ-2.
По размерам, указанным на чертежах, на фанере вычертите все детали корпуса и выпилите их лобзиком. Две заготовки наружного борта сложите вместе, скрепите мелкими гвоздиками и обработайте. Затем детали разъедините и к ним приклейте рейки (см. сборочный чертеж), а просушив - палубу и днище (к наружному борту). При склеивании все соединения тщательно зачистите напильником.
Подогнав по месту кормовую и носовую части днища, транец и настил аппарели, приклейте их к собранным ранее деталям. В корпус вставьте части внутреннего борта. На них уже должны быть укреплены рейки, на которых будет держаться грузовая палуба. Деталь внутреннего борта съемная.
После просушки корпус модели обработайте напильником, наждачной бумагой и приступайте к сборке аппарели. Для этого настил ее расчертите по вертикали на 6, а по горизонтали на 4 части. В первую очередь изготовьте вертикальные ребра жесткости и приклейте их по всей высоте аппарели (сверху вниз). Горизонтальные ребра вставьте между вертикальными.
После сборки аппарели ребра жесткости, находящиеся по краям ее, спилите под углом к настилу.
Рубка, световой люк, кранец, изготавливаются из фанеры тем же способом, что и корпус.
Перед окончательной отделкой изготовьте и установите механическую часть. К ней относятся: винт, руль, кронштейн винта, гребной вал, дейдвуд и фундамент для мотора. К корпусу фундамент крепится клеем. Руль припаивается к баллеру, длина которого 55-60 мм.
Гельмпорт изготавливается из березовой палочки, а затем вклеивается в корпус между палубой и кормовой частью днища. Когда руль вставлен в гельмпорт, баллер руля должен выступать над палубой на 5-8 мм. Гребной вал делают из велосипедной спицы. Длина его 75 мм.
Винт припаяйте к одному из концов гребного вала. В качестве соединительной муфты используйте ниппельную резинку.
Из полоски жести шириной 5 мм изготавливается кронштейн винта и крепится к корпусу.
Мачта, компас, дверь, иллюминатор, ступенька, прожектор, кнехты, вьюшка выполняются из кусочков дерева, картона или целлулоида.
После того как изготовлены основные узлы, приступают к отделке. Об отделке, шпаклевке и окраске моделей уже сообщалось в предыдущих номерах журнала. Закончив отделку, начинайте предварительную сборку. Вдоль выступающей части внутреннего борта через каждые 30 мм наклейте кницы. На основной палубе в районе надстроек установите леера. Высота леерных стоек и расстояние между ними 20 мм. На грузовой палубе и в верхней внутренней части аппарели приклейте две дорожки упоров (длина и расстояние между ними 10 мм). На световом люке устанавливаются сделанные из проволоки решетки. Надводную часть борта, от ватерлинии до палубы, выступающую часть внутреннего борта с кницами, а также грузовой отсек, от грузовой палубы до буртика, и все надстройки красят в шаровый цвет, главную, грузовую и палубу на рубке - в коричневый или темно-салатовый, подводную часть, руль и винт - в красный или зеленый. Внутреннюю сторону бортовых отличительных огней красят: левый - в красный, правый - в зеленый цвет.
После того как краска высохнет, произведите окончательную сборку модели. По чертежам общего расположения (вид сверху и вид сбоку) размешают дельные вещи и приклеивают их, кроме кранца, который делают съемным. На готовой модели устанавливают мотор, винт, вставляют и закрепляют руль. В корпус вкладывают две батарейки от карманного фонарика и подключают их к мотору по схеме, показанной на рисунке. Чтобы не повредить винт, руль, сделайте для модели подставку (кильблоки).
Законченную модель надо отрегулировать на воде. Для этого корпус ставят на воду; он должен сидеть точно по ватерлинию. Если осадка меньше заданной или наблюдается дифферент на нос или на корму, загрузите модель балластом (свинцовые пластинки, чугунные гирьки и пр.).
|
№ п/п. | Наименование |
Количество деталей (шт.) |
Материалы |
1 |
Наружный борт |
2 |
Фанера 3 мм |
2 |
Палуба |
1 |
Фанера 3 мм |
3 |
Грузовая палуба |
1 |
Фанера 3 мм |
4 |
Внутренний борт |
2 |
Фанера 3 мм |
5 |
Аппарель |
1 |
Фанера 3 мм; сосновая рейка |
6 |
Носовая часть днища |
1 |
Фанера 3 мм |
7 |
Днище |
1 |
Фанера 3 мм |
8 |
Источник питания |
2 |
Батарейки карманного фонарика |
9 |
Фундамент под моторчик |
1 |
Сосна; береза |
10 |
Моторчик |
1 |
ДП-2; ДП-4; ДП-10 |
11 |
Соединительные муфты |
2 |
Медная трубка 15 X 1, 5X5 мм; ниппельная резинка |
12 |
Гребной вал |
1 |
Велосипедная спица |
13 |
Дейдвуд |
1 |
Медная трубка 25XX1,5X5 мм |
14 |
Кронштейн винта |
1 |
Медная трубка 25 X 1,5X5 мм |
15 |
Винт |
1 |
Белая жесть; латунь |
16 |
Руль |
1 |
Белая жесть; проволока Ø4 мм |
17 |
Кормовая часть днища |
1 |
Фанера 3 мм |
18 |
Транец . |
1 |
Фанера 3 мм |
19 |
Выключатель |
1 |
|
20 |
Ступенька |
2 |
Картон |
21 |
Поручень |
2 |
Проволока Ø 0,8 мм |
22 |
Скоб-трап |
|
Проволока Ø 0,8 мм |
23 |
Прожектор |
1 |
Проволока Ø 0,8 мм |
24 |
Мачта |
1 |
Бамбук |
25 |
Компас |
1 |
Береза; картон; проволока Ø 0,8 мм |
26 |
Иллюминатор |
4 |
Картон |
27 |
Дверь |
2 |
Картон |
28 |
Спасательный круг |
2 |
Проволока Ø 3 мм, свить в спираль и разрезать |
29 |
Световой люк |
|
Фанера; проволока Ø 0,8 мм |
30 |
Леера |
|
Канцелярские булавки; проволока Ø 0,2-0,4 мм |
31 |
Кнехты |
2 |
Береза; картон |
32 |
Буртик |
1 |
Проволока Ø 3 мм |
33 |
Кницы |
18 |
Картон; цитулон |
34 |
Рубка . |
1 |
Фанера 3-4 мм; картон; проволока Ø 0,8 мм |
35 |
Кранец |
|
Фанера 3-4 мм |
36 |
Вьюшка |
|
Береза; картон |
37 |
Упоры |
  |
Проволока медная Ø2 мм |
38 |
Деталь внутреннего борта |
  |
Фанера 3 4 мм |
А |
Гельмпорт |
  |
Береза; липа |
Б |
Баллер руля |
  |
Проволока Ø 3 4 мм |
В |
Ходовой отличительный |
  |
Зеленый |
Г |
Ходовой отличительный |
  |
Красный |
Д |
Топовый |
  |
Белый |
Чертежи для печати
|