Авиация
Танки и боевые машины
Корабли и суда
Автомашины и другая техника
Морская коллекция
Oбщественное КБ 'М-К'
Малая механизация
В мире моделей
Статьи на другие темы из М-К
Содержание журналов за некоторые годы
Галерея изображений из журнала и других источников
Другие издания такой же направленности


Реклама:
Низкие цены: дизельные генераторы россия.

 

КОРАБЛИ САЛЮТУЮТ ГЕРОЮ

Имена погибших героев остаются жить в названиях улиц, площадей, городов. Когда погибает корабль, вместе с ним уходит в морскую пучину его имя. И только некоторым дается честь "воскреснуть" спустя многие годы в новом корабле. Ракетоносец «Варяг» продолжает сейчас жизнь легендарного тезки. Современный сторожевой корабль «Туман» получил название в память о геройски погибшем во время Великой Отечественной войны сторожевике. 10 августа 1961 года, спустя 20 пет после славного боя, новый СКР «Туман» пришел на место, где лежит в морской глубине его предшественник, чтобы салютовать тому вечную славу.

Комсомольско-молодежный экипаж СКР поклялся быть верным воинскому долгу, как были верны ему моряки, разделившие с кораблем трагическую участь. Большинство из них были тоже комсомольцы, но, несмотря на молодость, в грозную минуту они не нарушили святого закона советских моряков: «Погибнем, но не сдадимся».

* * *

Проходя мимо острова Кильдин, корабли Краснознаменного Северного флота приспускают флаги и дают протяжный гудок. 69°33'6" северной широты и 33°40'20" восточной долготы — координаты места, где 10 августа 1941 года геройски погиб сторожевой корабль «Туман».

До войны это был рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка» водоизмещением около 1000 т. Его максимальная длина — 55 м, ширина — 9,06 м при средней осадке 4,15 м. Имея двигатель 700 л. с., он развивал скорость 10 узлов (18,52 км/час). С 1931 года десять лет на «Лебедке» ловили рыбу в Баренцевом море и Северной Атлантике.

В первый же день войны РТ-10 был мобилизован и переоборудован в сторожевой корабль. С него сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки — на полубак и кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемета «максим». На корме, у самого среза гакаборта, установили стеллажи с глубинными бомбами и дымовые шашки. Уже 26 июня 1941 года на «Тумане» был поднят военно-морской флаг, а 29-го его экипаж получил первое боевое крещение. Корабль шел из Мурманска на базу в Полярный. Из-за береговых сопок выскочил немецкий бомбардировщик Ю-88. Огонь с «Тумана» заставил его повернуть.

В начале июля 1941 года немецко-фашистские войска предприняли отчаянную попытку сломить сопротивление советских войск и любой ценой захватить основной незамерзающий советский порт Мурманск и главную базу Северного флота Полярный. С этой целью немецкие войска форсировали реку Западная Лица и начали продвижение в сторону Кольского залива, на берегах которого расположены эти города. Части 52-й стрелковой дивизии, недавно занявшие рубеж обороны в этом районе, немедленно перешли в контрнаступление, чтобы отбросить противника обратно за реку. Для поддержки сухопутных войск командование Северного флота сформировало отряд из сторожевых кораблей «Гроза», № 54 и «Туман», а также двух тральщиков, трех сторожевых катеров типа МО и нескольких мотоботов.

Утром 6 июля 1941 года наши корабли под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадили десант и поддерживали его

артиллерийским огнем. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов обратно на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями.

Во время этой операции самоотверженно действовал экипаж «Тумана». В момент высадки десанта боцман корабля Александр Саблин и матрос Филипп Марченко встали в ледяную воду и, положив на плечи тяжелые сходни, дали возможность остальным прыгать прямо на берег. Когда был тяжело ранен Марченко, его немедленно сменил старшина второй статьи Иван Волок. Артиллеристы «Тумана», осыпаемые градом осколков от рвавшихся бомб, вели ожесточенный огонь по береговым целям. Операция прошла успешно.

5 августа «Туман» начал самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин — мыс Цып-Наволок. В вахтенном журнале стали появляться записи то об обнаружении подводной лодки противника и ее бомбежке, то об обстреле пролетевших над кораблем немецких самолетов.

На пятые сутки, 10 августа, в 3 часа утра над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик, а в 4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Они двигались плотным строем навстречу сторожевику.

Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).

Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вы-

звали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты и многие ранены. Погибли командир «Тумана» Л. Шестаков и комиссар корабля П. Стрельник.

Несмотря на большие повреждения и разраставшийся пожар, охвативший все надстройки, матросы и офицеры держались геройски. Артиллеристы «Тумана» продолжали отстреливаться из единственной сохранившейся носовой пушки. Все остальные члены экипажа под огнем противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, пытались заделать пробоины, которых становилось с каждой минутой все больше. В самый разгар боя вражеским снарядом сбило развевающийся на гафеле опаленный флаг. Тотчас сквозь пламя на корму бросился раненый рулевой Константин Семенов и, схватив флаг, высоко поднял его над головой, но был снова ранен. На помощь Семенову устремился радист Константин Блинов. Флаг снова развевался над кораблем. Но «Туман» уже резко кренился на правый борт.

После гибели командира «Тумана» командование кораблем принял старший помощник лейтенант Л. Рыбаков. Он руководил операциями по спасению корабля и команды. Последним, тридцать седьмым по счету, он и покинул «Туман». В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем.

Л. ЛАРИОНОВ, Ленинград

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Надводная часть корабля, палубное оборудование, вооружение и рангоут были окрашены светло-серой краской, а подводная — темно-зеленой.

2. На верхней палубе и мостиках был наложен деревянный настил.

3. Палубы полубака и надстройки — металлические, окрашены в темно-серый цвет.

4. Такелаж состоял из стальных тросов.

КОНСТРУКЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ «ТУМАН»: А — вид сбоку; Б — - план верхней палубы; В — план надстройки; Г — план ходового мостина; Д — вид с носа надстройки с ходовом рубкой; Е — теоретический корпус; Ж — полубак. 1 — линия верхней палубы; 2 — якорь Холла; 3 — паровой брашпиль; 4 — кнехты, 5 — волнорез; 6 — 45-мм орудие (вид сбоку и вид сзади); 7 — иранцы для снарядов; 8 — грузовые люки; 9 — траловые роульсы; 10 — палубный роульс; 11 — фальшбортные полупортики; 12 — околопалубная часть фок-мачты с кофель-бугелем для нагелей и вертлюгом грузовой стрелы; 13 — грузовая стрела для шестивесельных ялов; 14 — траловая паровая лебедка; 15 — шестивесельный ял; 16 — угольные горловины; 17 — ходовая рубка с помещениями радиорубки и штурманской рубки; 18 — машинный телеграф; 19 — антенна радиопеленгатора; 20 — зенитный пулемет; 21 — штурвал; 22 — прожектор; 23 — антенный ввод; 24 — компас; 25 — ящик для сигнальных флагов; 26 — клинкет для приема пресной воды; 27 — машинный световой люк; 28 — грибовидные дефлекторы; 29 — жалюзи котельного отделения; 30 — вентиляционные раструбы машинного отделения; 31 — тросовая вьюшка; 32 — банкет кормового орудия и его вид сбоку; 33 — стеллажи с глубинными бомбами; 34 — гнезда с дымовыми шашками; 35 — места от снятых траловых серы; 36 — каютные эжекторные дефлекторы; 37 — палубные шпигаты; 38 — сектор руля с цепным штуртросом; 39 — привальный брус; 40 — кормовая надпись; 41 — гребной винт; 42 — штаговые винтовые талрепы; 43 — военно-морской флаг Советского Союза; 44 — вымпел.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №8
Scan: Владимир Петрушенко


Реклама:
 









Rambler's Top100