ПОСЛЕДНИЙ БОЙ «УДАРНОГО»

Когда осенний норд-ост набрасывается на мелководный черноморский Егорлыцкий залив, его вода вскипает пенными гребнями и высокие волны с ревом начинают накатываться на берег и бессильно опадать, оставляя на нем окатанную гальку, водоросли, мелкую рыбешку. Выбрасывает море и иное: нет-нет да и звякнет о камни позеленевшая латунная гильза или ржавым пятном ляжет на песок осколок снаряда...

Память народная... Она бережно хранит в своих потаенных уголках бесценные крупицы сведений о событиях, происшедших здесь почти сорок пять лет назад. Поговорите с местными рыбаками — и они расскажут вам, что в сентябре сорок первого в Егорлыцком заливе сражался с фашистскими самолетами советский военный корабль. Они поведают вам о том, как в течение многих часов наши моряки героически отражали налеты немецких бомбардировщиков, оставаясь до конца на боевых постах.

Кто же они — эти герои? Что за корабль вел здесь свой последний бой во имя грядущей победы над фашизмом?

В августе 1957 года экспедиция спортсменов-подводников Одесского морского клуба ДОСААФ обнаружила на дне залива остов военного корабля. Характерные обводы указывали, что это монитор. Очистив часть борта, прочли и название — «Ударный». Более двадцати лет работали здесь поисковые экспедиции...

Каждый год приносил новые и новые бесценные находки. Из глубины лет вставала история героического флагмана легендарной Дунайской флотилии. Аквалангистам Одессы, Киева и Николаева удалось не только поднять со дна залива личные вещи моряков, судовые документы, оружие, но и восстановить список личного состава. Разыскали и немногих оставшихся в живых участников последнего боя «Ударного».

ПЕРВЫЙ ИЗ ПЯТИ

Мониторы «Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые, самые тяжелые для нашей Родины месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25 — 26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н. О. Абрамову: «Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае».

После прорыва кораблей флотилии в Одессу, затем в Николаев, мониторы «Жемчужин» и «Ростовцев» были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор «Мартынов» принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически — после форсирования фашистами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки подняли сигнал «Погибаю, но не сдаюсь» и взорвали свои корабли.

Монитору «Железняков» довелось в огне сражений пройти всю войну: он воевал на Днепре, Южном Буге, Кубани, бил фашистов на Азовском и Черном морях и закончил свой боевой путь, вернувшись в сентябре 1944 года на родной Дунай. В 1965 году корабль был установлен на пьедестале Киевского завода «Ленинская кузница» как символ доблестного труда судостроителей и героизма советских моряков.

Коротким, но славным путем прошел флагман флотилии монитор «Ударный». Как и многие другие корабли этого класса, его построили на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница». В 1935 году монитор был спущен со стапелей и в 1936-м вошел в состав Днепровской флотилии. За три года эксплуатации выявились некоторые конструктивные недостатки, поэтому в 1938-1939 годах корабль модернизировали: установили два новых дизеля 38-КР-8 мощностью по 800 л. с., изменили форму носовой оконечности корпуса. Это значительно повысило скорость, улучшило мореходные качества.

Монитор имел мощное по тому времени вооружение — его главный калибр составляли два 130-мм дальнобойных орудия, установленных в носовой части. В барбете второй башни находился запасной командный пост управления монитором. Небольшая узкая надстройка с боевой рубкой располагалась ближе к корме, что существенно увеличивало кормовой сектор обстрела орудий главного калибра. Корректировка артиллерийского огня осуществлялась с выдвижного поста, возвышавшегося на телескопическом основании.

Вооружение монитора дополнялось двумя установленными в носу и корме двухорудийными башнями с универсальными зенитными 45-мм полуавтоматами, четырьмя размещенными на корме и в спонсонах надстройки башнями со счетверенными пулеметами МК-4. Экипаж монитора по штатному расписанию насчитывал 98 человек.

Флагманом флотилии «Ударный» стал в 1940 году, после перехода его вместе с другими кораблями на Дунай. Там он и принял боевое крещение 22 июня 1941 'года. За три первых месяца Великой Отечественной войны «Ударному» довелось участвовать в боях на Дунае, высаживать десанты, оборонять Измаил, совершить переход штормовым морем в осажденную Одессу, воевать под Вознесенском и Новой Одессой, оборонять Николаев и Херсон, защищать Тендровский боевой участок.

11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме немецко-фашистские войска прорвали фронт обороны 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы «Ударный», «Железняков», минная база «Колхозник» и бронекатера.



«ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ!»

Промозглое осеннее утро 20 сентября 1941 года. Под покровом тумана стягивались к селу Ивановка, живописно раскинувшемуся на берегу Егорлыцкого залива, отборные части фашистов. Ревели грузовики, ползли, продавливая глубокие колеи, танки и бронетранспортеры, змеились маршевые колонны пехоты. И вдруг мерный рокот моторов перекрыли орудийные выстрелы — в дымке, окутавшей залив, показался силуэт советского военного корабля. Фонтаны разрывов расчленяли колонны, разносили в куски боевую технику. Враг вынужден был остановиться, а затем и отойти от Ивановки.

«Ударный», а это был именно он, беспрерывно вел огонь по скоплениям немецких войск. Но к полудню с моря подул ветер, туман рассеялся, небо очистилось от туч, и в атаку на монитор ринулись вызванные по радио пикирующие бомбардировщики. На корабле сыграли воздушную тревогу. Задраены люки, ощетинились огнем зенитные пулеметы. Первый же самолет, спикировавший на корабль, был сбит меткой очередью, но за ним на монитор устремился второй, третий... пятый. Лишенный из-за мелководья возможности маневрировать, «Ударный» представлял удобную цель для фашистских стервятников. После одной из атак корабль потерял ход — бомба с немецкого пикировщика попала в машинное отделение. И все же зенитные пулеметы «Ударного» не смолкают, а орудийные стволы продолжают посылать снаряд за снарядом в окопавшихся на берегу фашистов. Задымил еще один «юнкерс» и, резко снизившись, ушел в сторону Днепровского лимана.

Лишенный хода монитор сносит в глубь залива. Все злее, все ожесточеннее становятся атаки фашистских самолетов. Сейчас трудно установить, по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить шрапнелью по «юнкерсам» — то ли это была находка лейтенанта Павла Кручина, влюбленного в свое дело артиллерийского офицера, то ли опытных комендоров Беляева и Ларионова. Но цель была достигнута — на какое-то время фашистские летчики, ошеломленные ожесточенным сопротивлением корабля, ослабили свои смертоносные атаки.

Ничто не могло сломить команду «Ударного». Растерянности и паники не возникло и после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, no-прежнему встречали «юнкерсы» огненными трассами, командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.

Но слишком неравными были силы — один монитор против двух десятков бомбардировщиков. Окутанный клубами дыма «Ударный» все больше и больше уходил под воду. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту усилили огонь по самолетам. Запылал еще один стервятник, пораженный меткой очередью Александра Магницкого... Но это стало последней победой погибающего корабля. С развевающимся флагом «Ударный» ушел на дно.

...Когда осенний норд-ост набрасывается на мелководный Егорлыцкий залив, его вода вскипает пенными гребнями и высокие волны с ревом начинают накатываться на берег. Нелегко в такое время добраться до берега, немногих матросов «Ударного» удалось ночью подобрать местным рыбакам. Оставшиеся в живых вскоре вернулись в строй и продолжали свою службу — одни на кораблях, другие — в морской пехоте.

ПАМЯТЬ

Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории — бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.

В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...

Память народная! Пусть бережно хранит она бесценные крупицы сведений о событиях Великой Отечественной войны. Пусть навсегда останутся в ней имена тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом.

В. ЛАРИН, руководитель экспедиций по местам боевой славы КЧФ, г. Одесса

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОНИТОРА «УДАРНЫЙ»

Водоизмещение стандартное, т — 365
полное, т — 385
Длина наибольшая, м — 53,65
между перпендикулярами, м — 53,4
Ширина по корпусу, м — 10,8
габаритная, м — 11,1
Высота борта, м — 2,15
Осадка средняя, м — 0,82
Вооружение: 130-мм орудия Б-7 — два
45-мм орудия «41 -К» — два
пулеметов 4X7,62 мм — четыре
Боезапас к 130-мм — 200 шт., к 45-мм — 1000
Мощность двигателя, л. с — 2x800
Скорость, узлов — 11,6

ОКРАСКА КОРАБЛЯ

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки — светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе — красный; правый отличительный огонь — зеленый; верхняя палуба — черный («графитовка»); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте — белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря — черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов — бронзовые; стволы орудий — вороненые.



МОНИТОР «УДАРНЫЙ»: 1 — гюйс-шток со штаговым огнем, 2 — крамбол, 3 — носовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 4 — рубка, 5 — башенка двухметрового дальномера, 6 — прожектор 60 см, 7 — радиоввод, 8 — пост управления зенитным огнем (полутораметровый дальномер), 9 — прожектор 45 см. 10 — топовый огонь, 11 — подъемный корректировочный пост, 12 — клотиковый огонь (верхний — красный, нижний — белый), 13 — фок-мачта, 14 — флагманский огонь, 15 — верхний кильватерный огонь, 16 — кожух дымовой трубы. 17 — счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет (4 шт.), 18 — рында, 10 — трап, 20 — вентиляционная головка (4 шт.), 21 — кормовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 22 — подбашенная рубка, 21 — лучевая радиоантенна, 24 — кормовой якорно-швартовный шпиль, 25 — флагшток, 26 — нижний кильватерный огонь, 27 — кормовой якорь Холла, 28 — швартовный клюз (2 шт.), 29 — носовой якорь Холла, 30 — шпигат, 31 — привальный брус (2 шт.), 32 — спасательный круг (8 шт.), 33 — забортный трап, 34 — газовыхлоп главного двигателя (2 шт.), 35 — перо руля (2 шт.), 36 — оттяжной ролик (2 шт.), 37 — носовой якорный шпиль, 38 — трап, 39 — швартовная вьюшка (2 шт), 40 — кнехт (6 шт.), 41, 43, 44, 46 — люки, 42 — багор, 45 — баллоны (6шт.), 47 — корзина (4шт.), 48 — шлюпбалка (2 шт.), 49 — Ял-4, 50 — вентиляционная головка (33 шт.), 51 — киповая планка (4 шт.), 52 — палубный клюз (3 шт.), 53 — горловина, 54 — палубные ящики, 55 — сходня, 56 — 130-мм носовое орудие типа «Б-7», 57 — наметка, 58 — 130-мм кормовое орудие типа «Б-7», 59 — шлюпбалка, 60 — моторный катер, 61 — световой люк, 62 — трапбалка, 63 — световой люк (4 шт.). 64 — фонарь машинного отделения, 65 — лагун (2 шт.), 66 — световой люк (2 шт.), 67 — башенка счетверенного зенитного пулемета (4 шт.), 68 — сваи (2 шт.), 69 — цепной стопор Легофа (3 шт.), 70 — кошма, 71 — лом (2 шт.), 72 — ведро (2 шт.), 73 — трап (2 шт.), 74 — аварийный пластырь, 75 — огнетушитель (4 шт.), 76 — пожарный гидрант (3 шт.), 77 — корзина с пожарным рукавом (3 шт), 78 — бортовые отличительные огни, 79 — ручная лебедка для подъема мачты, 80 — скоб-трап (6 шт.), 81 — гребной винт (2 шт.), 82 — кронштейн гребного вала (2 шт.), 83 — стабилизатор (2 шт.), 84 — гребной вал (2 шт.), 85 — туннель гребного вала.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100