Архив журнала Моделист-Конструктор
РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЙВ. БОГДАНОВ, В. ПРОНЧАТОВ, г. Горький
Научный консультант капитан речного флота А. А. УСОВ
В 1918 году, в самое трудное и напряженное для Советской Республики время, когда наша страна оказалась в железном кольце блокады иностранной интервенции и внутренней контрреволюции, Центральный Комитет РКП(б) и Совет Народных Комиссаров приняли решение о формировании Волжской военной флотилии для усиления Восточного фронта. Наряду с военными кораблями в состав флотилии вошли и переоборудованные речные суда. С одним из них буксирным теплоходом «Матвей Башкиров», превращенным нижегородскими и сормовскими рабочими в канонерскую лодку «Волгарь-доброволец», читатели уже имели возможность познакомиться в публикации «Дорога жизни» восемнадцатого...» («М-К» № 11 за 1981 год). Продолжил эту тему, предлагаем вашему вниманию рассказ о флагмане Волжской военной флотилии канонерской лодке «Ваня-коммунист».
* * *
3 октября 1918 года на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, представителей фабрично-заводских комитетов и профсоюзов выступал Яков Михайлович Свердлов. Информируя собравшихся о положении на фронтах, Яков Михайлович, в частности, сказал: «Нам на каждом заседании приходится чтить память только что погибших товарищей, и нам придется неоднократно призывать вас к этому, но едва ли мы часто будем говорить о гибели товарищей так, как о только что погибшем т. Маркине. Несомненно, потеря его является незаменимой потерей; он первый взялся организовать флотилию, он еще в первые дни выдвинулся из среды советских работников. Простой матрос, он был долгое время фактическим управляющим действиями Комиссариата иностранных дел».
Комиссар по особым делам Николай Григорьевич Маркин... Именно ему было поручено ответственнейшее дело формирование Волжской военной флотилии. Далеко не случайным был выбор Наркоматом по морским делам именно этой кандидатуры. Несмотря на свои 25 лет, Николай Маркин имел к тому времени большой революционный опыт.
Балтийский матрос, член РСДРП с 1916 года, он принимал участие в Февральской революции, входил в состав Петроградского Совета, был делегатом I Всероссийского съезда Советов и членом ВЦИК первого созыва. С ноября 1917 года он секретарь, а затем контролер Наркомата иностранных дел. Получив новое назначение, 21 июня 1918 года Николай Маркин выехал в Нижний Новгород.
С его прибытием этот волжский город начал преобразовываться в военный порт. С Балтики и Черного моря сюда потянулись эшелоны с матросами, в затонах вооружались речные буксиры. Рабочие верфей сутками не выходили из цехов, готовя суда для флотилии. Медлить было нельзя: 7 августа 1918 года восставший чехословацкий корпус занял Казань.
Одно за другим уходили суда, чтобы закрыть врагу дорогу к Москве, 21 августа нижегородцы провожали в бой последний отряд. На берегу состоялся короткий митинг. Комиссар Маркин поблагодарил рабочих и выразил уверенность, что белые будут разбиты.
Отданы швартовы, звучат напутственные возгласы... Под прощальные гудки пассажирских пароходов канонерки ушли на фронт. Уже через два дня у города Свияжска они соединились с главными силами флотилии, которыми командовал член Реввоенсовета Восточного фронта Ф. Ф. Раскольников. Николай Маркин был назначен его помощником.
27 августа прибыло пополнение: по приказу В. И. Ленина по Мариинской системе на Волгу пришли с Балтики четыре миноносца. Теперь Волжская флотилия представляла собой грозную силу, и белогвардейским пароходам, до того вольготно чувствовавшим себя на реке, пришлось действовать под защитой береговых батарей.
Одной из основных задач флотилии на этом этапе стала борьба с вражеской артиллерией. Красные моряки засекали огневые точки неприятеля, а затем уничтожали их из дальнобойных орудий, давая возможность сухопутным частям переходить в наступление.
Вместе с другими кораблями флотилии в ежедневных боях участвовала и канонерская лодка «Ваня». Короткой оказалась военная жизнь этого боевого судна, но героических страниц в его биографии накопилось немало. Вот лишь некоторые из них.
В конце августа 1918 года командование Восточного фронта начало подготовку к освобождению Казани. На станцию Свияжск, где находился штаб 5-й армии, один за другим подходили составы с воинскими эшелонами и боевой техникой. Чтобы сорвать наступление Красной Армии, белогвардейцы решили захватить этот крупный транспортный узел. 28 августа они прорвали линию фронта и начали наступление по трем направлениям. На Свияжск наступал батальон Каппеля, сформированный из люто ненавидевших Советскую власть офицеров.
Каппелевцам удалось разбить отряд казанских добровольцев и существенно потеснить 1-й Петроградский полк, основу которого составляли необстрелянные новобранцы. После этого золотопогонникам открылась прямая дорога на оставшийся без прикрытия штаб 5-й армии. Вся надежда была на моряков, спешивших на помощь.
Канонерские лодки «Ваня», «Добрый» и форт-баржа «Сережа» подоспели в самую критическую минуту боя, когда противник поднялся в штыковую атаку. Поначалу казалось даже, что уже ничто не сможет остановить его отчаянного натиска, но когда загрохотали корабельные орудия и матросы, высадившись на берег, нанесли удар в тыл белогвардейцам, те, бросив раненых, поспешно отступили.
Захватив инициативу в свои руки, части Красной Армии начали подготовку к наступлению на Казань. Важная роль в ее освобождении от белочехов отводилась кораблям флотилии. Ее руководство получило приказ занять казанские пристани в глубоком тылу врага и обеспечить высадку десанта. Командовать этой операцией поручили Николаю Маркину.
На рассвете суда отошли от пристани. Торопливо шлепая плицами по зеркальной глади реки, «Ваня» бежал вниз по течению. Замерев у орудий и пулеметов, матросы молча смотрели на вражеский берег.
Появление красных кораблей оказалось настолько неожиданным для врага, что он поначалу даже не попытался оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления. Сняв часовых, моряки захватили на берегу восемь тяжелых орудий и, развернувшись в цепь, устремились к городу.
Оправившись от неожиданности, белочехи открыли по кораблям артиллерийский огонь и перешли в контратаку. Больше часа удерживали захваченный плацдарм десантники, не зная, что обещанной поддержки не будет, поскольку батареи врага парализовали пароходы с предназначенными для высадки главными силами. А противник между тем вводил в бой все новые силы. И Маркин приказал отходить. Белогвардейцы прилагали отчаянные усилия, чтобы отрезать красный отряд от реки. Несколько добровольцев остались на берегу и ценой собственных жизней прикрыли отход товарищей.
На следующий день флотилия вновь атаковала причалы. Впереди шли миноносцы, следом за ними десантные суда под прикрытием канонерских лодок «Ольга», «Добрый», «Ваня» и «Коновод». Поскольку батарея белых накануне была выведена из строя, пехоте удалось беспрепятственно высадиться на берег и при поддержке корабельной артиллерии атаковать Казань со стороны реки. К вечеру город был взят, и сотня матросов с Волжской флотилии вместе с другими красными бойцами торжественным маршем прошла по его улицам.
За мужество, проявленное экипажем при освобождении Казани, канонерская лодка была награждена Красным знаменем ВЦИК. А 13 сентября, стоя на палубе своего боевого судна, команда слушала приказ Реввоенсовета республики: «Моряки Волжской военной флотилии! В боях под Казанью ваша флотилия покрыла себя славой. Моряки показали, что они остаются красой и гордостью революции. Приказываю названия ваших кораблей, унаследованные от царской эпохи, заменить новыми именами, достойными ваших подвигов».
На основании этого приказа флагману хотели дать название «Ваня-коммунист». Но официально присвоить новое имя не удалось. 1 октября 1918 года, преследуя отступающего противника, канонерка приняла свой последний бой. Это случилось неподалеку от деревни Пьяный Бор, расположенной на высоком берегу Камы.
Утром этого дня воздушная разведка красных обнаружила недалеко от места расположения флотилии шесть пароходов белочехов. Маркин предложил атаковать противника, но командующий флотилией с ним не согласился: «Пехота отстала и поддержать нас не сможет. Расположения огневых точек противника мы не знаем. Не исключено, что где-нибудь в лесу стоит замаскированная батарея».
А не произвести ли разведку боем? И командование флотилии посылает вперед отряд добровольцев. Около часа сражались разведчики, обстреливая из скорострельных пушек суда противника, в то время как сигнальщики дозорного миноносца внимательно следили за вражеским берегом, чтобы засечь «заговорившие» неприятельские батареи. Но берег молчал: белогвардейцы не хотели обнаруживать замаскированную артиллерию. Надеясь, что противник все же не выдержит и обнаружит себя, Ф. Ф. Раскольников посылает вперед «Ваню», а вслед за ним миноносец «Прыткий». И расчет командующего оказался верным. Когда корабли подошли к Малиновскому мысу, командир вражеской батареи оторвался от бинокля и удовлетворенно произнес: «Кажется, показались главные силы красных. Теперь можно и вмешаться. К бою!»
Первый же залп вражеских орудий накрыл канонерку. Один снаряд уничтожил кормовое орудие вместе с прислугой, второй разорвался в машинном отделении, смертельно ранив трюмного машиниста. Судно потеряло ход и управление. Дважды пытался миноносец «Прыткий» прийти на помощь канонерке, но сплошная стена разрывов заставляла его отступать. Горящий «Ваня» остался в одиночестве, а из-за поворота вышли суда противника. Но маленький волжский буксир, ставший в трудное для Советской Республики время канонерской лодкой, не собирался сдаваться. Единственная его уцелевшая пушка продолжала вести огонь по врагу. Маркин приказал матросам спасаться вплавь, лишь когда от пожара стали рваться собственные снаряды.
48 человек подобрали из воды спущенные с миноносца моторные катера и шлюпки. Но комиссара среди них не оказалось...
Впереди у Советской Республики было еще много боев, и экипаж погибшей канонерки продолжал сражаться. Пулеметчики Вишневский и Карташов, комендоры Фрейман и Квашинский, кочегар Кравченко и многие другие влились в отряд бронепоездов и под командованием С. М. Лепетенко громили Деникина и Петлюру на Западном и Южном фронтах. А остальные защищали Волгу на новом боевом судне, которое в честь героической канонерки было названо «Ваней-коммунистом». У этого парохода была долгая боевая и трудовая жизнь, он принимал участие в боях под Царицыном, после окончания гражданской войны работал на Волге, а в 1942 году героически погиб под Сталинградом.
А через пятнадцать лет в составе Волжского речного флота появился мощный буксир-толкач, носящий легендарное имя.
|
Об этом колесном буксирном пароходе вооруженном судне Волжской военной флотилии «Ваня» № 5 («Ваня-коммунист») много говорилось и писалось. В музеях Москвы, Ленинграда, Казани и Горького хранятся его модели. Но все они непохожи друг на друга: не надо быть специалистом-судостроителем, чтобы заметить разницу и во внешнем виде этих копий, и в системе вооружения. Невольно возникла мысль: а каким же он был на самом деле? Эта мысль много лет не давала авторам этой статьи покоя. Они разыскали фотографии парохода, встречались с ветеранами Волжской флотилии и старыми речниками, работали в музеях. В результате удалось восстановить внешний вид канонерки комиссара Маркина. Теперь авторы предлагают описание судна, с тем чтобы моделисты смогли построить точную модель-копию флагмана Волжской флотилии для музея революционной, боевой и трудовой славы.
* * *
Буксирный пароход «Ваня» построили в 1905 году в Саратове на заводе инженера Бари по заказу торгового дома Бореля. Судно имело типичную для речных буксиров того времени архитектуру: стальной корпус парохода был образован прямоугольными шпангоутами, скругленными в скуловой части. По длине он делился на следующие отсеки: форпик, носовые жилые помещения, машинное отделение, котельное отделение, мазутная яма, или цистерна, кормовые жилые помещения и ахтерпик. Главная палуба имела обносы на бортовых кронштейнах, под которыми располагались колесные кожухи, а сверху кожуховые каюты, где размещалась часть команды, а также камбуз, кладовая, баня и гальюны. Крыша кожуховых кают перекрывалась легкой палубой (тентом), на которой находились капитанский мостик и штурвальная рубка. Над входным люком в носовой жилой отсек устанавливалась носовая, так называемая «хозяйская», рубка.
Кормовая палуба не имела надстроек (кроме входного тамбура в кормовые жилые помещения) и оснащалась арками, на которых при транспортировке барж лежал буксирный перлинь, закрепляемый на гаке. Заканчивался корпус кормовым подзором, служащим для защиты пера руля от повреждений буксируемыми судами.
Пароход имел наклонную паровую машину мощностью 300 л. с. системы «Компаунд» с клапанным парораспределением. Пар для нее вырабатывали два огнетрубных котла. Машина и котлы были построены в Швейцарии. Дымовая труба котлов располагалась за штурвальной рубкой на котельном кожухе, который закрывал сухопарники котлов и их предохранительные клапаны.
В носовой части главной палубы имелся якорно-швартовный ручной шпиль. Вращали его при помощи вымбовок деревянных рычагов, вставлявшихся в гнезда дромгеда шпиля.
Швартовные прямые кнехты устанавливались по три с каждого борта. Для управления судном служил простой руль, на верхний конец баллера которого надевался рычажный румпель. Поворачивался руль ручным штурвалом из штурвальной рубки через систему стальных цепей и тяг, проходивших по главной палубе.
На главной палубе перед котельным кожухом находился прямодействующий паровой насос двойного действия системы «Камерон». Насос применялся для перекачки мазута и для откачки воды из трюмов барж при авариях.
Движителем парохода были двухопорные гребные колеса с наружными ободами, поворотными лопастями (плицами) и бугельными эксцентриками. Каждое колесо имело девять деревянных плиц.
29 июня 1918 года Нижегородское районное управление водного транспорта передало буксир в распоряжение комиссара Волжской военной флотилии Н. Г. Маркина. Пароход получил бортовой номер 5.
Переоборудовался и вооружался «Ваня» № 5 на заводе «Нижегородский теплоход».
Необходимо отметить, что уже само переоборудование и вооружение судов Волжской военной флотилии было подвигом, трудовым подвигом рабочих, которые в сжатые сроки в условиях острой недостачи материалов, полуголодные, сумели вооружить суда, необходимые для организации отпора наступающему противнику.
Характер и объем произведенных на буксире работ виден из счета № 134, который акционерное общество «Теплоход» предъявило Главному управлению кораблестроения Народного комиссариата по морским делам: «...выломаны внутренние помещения для устройства фундаментов, сделаны фундаменты под орудия, поставлены крепления, фундаментов, отделаны помещения и койки для команды, переделана палубная рубка, положена на деревянную постройку (надстройку) железная броня, сделаны стеллажи для снарядов, орудия поставлены на место, корпус и палубные надстройки окрашены». Были также сняты буксирные арки и тамбур входного люка в кормовые помещения, мешавшие стрельбе из орудий.
Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух 75-мм и одного 37-мм морских орудий и шести пулеметов «максим» на треногах. С таким вооружением 21 августа 19,1$ года «Ваня» № 5 ушел на фронт под Казань.
Некоторое время на нем находились две 27-мм скорострельные пушки системы «Маклона» на колесах; они использовались для вооружения десантов.
Опыт первых боев показал, что необходимо поставить добавочные стальные листы для защиты пулеметчиков. Систему установки защиты предложил старший пулеметчик судна Н. Карташов, и она нашла одобрение Н. Г. Маркина. В мастерских Паратского затона изготовили стальные листы и установили к пулеметам. Позднее эта система была применена на всех судах флотилии.
После взятия Казани «Ваня» ушел в Нижний Новгород для ремонта машины. Сормовскому заводу выдается наряд на ремонт парохода в «чрезвычайно срочном порядке». За пять дней и ночей сормовские рабочие отремонтировали машину, установили на штурвальной рубке корабельный дальномер, а на главной палубе противоаэропланную пушку. С таким вооружением «Ваня» № 5 пошел в свой последний неравный бой с береговой батареей противника и судами его флотилии 1 октября 1918 года.
Окраска модели
Для окраски модели применяются нитрокраски марок НЦ. Лучше всего накосить их пульверизатором. Красят модель в следующие цвета: надводный борт корпуса, фальшборт, решетки обносов, кожуховые каюты, ходовую рубку, кожух дымовой трубы, мачту, палубу тента, стальные листы противопульного бронирования, орудия, носовую рубку, дальномер, ведра, шпили, насос «Камерон», лари, бушприт, леерное ограждение темно-зеленый; котельный кожух, кнехты, скобы, якорь, якорные цепи, стопора, утки, трубопроводы «Камерона», буксирное устройство, штуртросовую проводку, ролики и блоки штуртросовой проводки черный; главную палубу и пулеметы «Максим» приглушенный черный; подводную часть корпуса и стальные конструкции гребных колес красный (свинцовый сурик); бортовой номер, названия и спасательные круги белый. Световые люки, тамбур входа в машинное отделение, сваю, румпельную решетку, вымбовки и плицы колес сделать из бука и покрыть бесцветным нитролаком. Паровые свистки, рында, переговорные трубы, световые отмашки, тумбы механических звонков полированная латунь. Самовар полированная медь.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВООРУЖЕННОГО СУДНА «ВАНЯ» № 5 («ВАНЯ-КОММУНИСТ»)
Главные размерамия, м:
|
Вооруженное судно «ВАНЯ» № 5: 1 якорь адмиралтейский, 2 бушприт, 3 якорная цепь, 4 утка для якорной цепи, 5 носовой фальшборт, 6 прямой кнехт, 7 носовой шпиль, 8 носовое 75-мм орудие, 9 переделанная часть носовой («хозяйской») рубки, 10 вход в носовую рубку и жилые помещения в корпусе судна, 11 мачта, 12 стеньга мачты, 13 мачтовые ходовые огни, 14 гафель, 15 такелаж мачты, 16 рукоятка парового свистка, 17 трехфутовый артиллерийский дальномер, 18 ходовая (штурвальная) рубка, 19 вход в ходовую рубку, 20 трос парового свистка, 21 главный паровой свисток, 22 кожух дымовой трубы, 23 форсовая труба предохранительных клапанов паровых котлов, 24 гаковый ходовой огонь, 25 растяжки крепления кожуха дымовой трубы, 26 дымовая труба камбузной плиты, 27 буксирный кнехт, 28 буксирный гак, 29 гакобортный ходовой огонь, 30 стойки буксирного кнехта, 31 пулемет «максим» на треноге, 32 противопульный щит пулеметчика, 33 бортовой противопульный щит пулеметчика, 34 кормовое 75-мм орудие, 35 кормовой шпиль, 36 кормовой фальшборт, 37 деревянный планширь фальшборта, 38 утка крепления цепи лодки (завозни), 39 кринолин, 40 скоба лодочной цепи, 41 якорная цепь шейма, 42 бортовой клюз шеймы, 43 наметочный огонь, 44 вымбовки (аншпуги), 45 вход в форпик, 46 иллюминатор, 47 фундамент 75-мм орудия, 48 наметка, 49 трап (сходня), 50 привальный брус, 51 стальная шина (полоса) привального бруса, 52 кронштейны обносов, 53 главная палуба, 54 степс мачты, 55 кожуховые каюты (каюты на обносах), 56 иллюминаторы кают (окна), 57 стальные листы противопульной защиты кают, 58 мягкий кранец, 59 утка для крепления мягкого кранца, 60 опорная балка подшипника гребного колеса, 61 гребное колесо, 62 сияние кожуха гребного колеса, 63 поручень (леер) на кожуховых каютах, 64 всасывающий трубопровод «Камерона», 65 гибкий трубопровод «Камерона», 66 вход в котельное отделение, 67 вход в котельный кожух, 68 оттяжки (с талрепами) буксирного кнехта, 69 бортовой приемник топлива, 70 паровой самовар, 71 вытяжной вентилятор кладовой, 72 вход на камбуз, 73 крышка горловины топливной цистерны, 74 деревянная свая, 75 вход в кормовые жилые помещения в корпусе, 76 штуртросовая рулевая проводка, 77 палубные ролики штуртросовой проводки, 78 противоаэропланная 47-мм пушка, 79 пеньковый швартов (чалка), 80 деревянная решетка для хранения швартова, 81 цепная часть штуртросовой проводки, 82 горизонтальный направляющий блок штуртросовой проводки, 83 рычажный румпель, 84 балер руля, 85 подпятник (стакан) руля, 86 сорлинь руля, 87 руль простой, 88 кормовой подзор, 89 рында, 90 стопор (карга), 91 палубный клюз шеймы, 92 палубный стопор шеймы (стопор Легофа), 93 кнехт для крепления шеймы, 94 палубный клюз шеймы, 95 палубный клюз, 96 багор, 97 решетка обносов, 98 вант-путенс, 99 швартовная скоба, 100 деревянный ларь для хранения пищевых продуктов, 101 пулемет «максим» на кожуховых каютах, 102 стальной лист под треногой пулемета, 103 противопульный защитный лист, 104 кожуховый (бортовой) отличительный огонь, 105 капитанский мостик, 106 напорный трубопровод «Камерона», 107 напорный бак водяной системы, 108 напорный трубопровод водяной системы. 109 скоб-трап на котельном кожухе, 110 котельный кожух, 111 настил обносов, 112 фундамент противоаэропланной пушки, 113 вход в ахтерпик, 114 подрамник румпельной решетки, 115 деревянная румпель-чая решетка, 116 деревянная решетка кринолина, 117 пожарные ведра, 118 леерное ограждение тентовой палубы, 119 трап к дальномеру, 120 деревянный настил под дальномером, 121 малый паровой свисток, 122 спасательный круг, 123 стальные листы защиты ходовой рубки, 124 тентовая палуба, 125 тумба механического звонка в машинное отделение, 126 рупор, 127 переговорная труба с машинным отделением, 128 фонарь световой отмашки, 129 бортовой подшипник гребного колеса, 130 корпус, 131 пиллерс, 132 световой люк над кривошипами паровой машины, 133 вентиляционный раструб машинного отделения, 134 трап на тентовую палубу, 135 паровой прямодействующий насос системы «Камерон», 136 вертикальный направляющий блок штуртросовой проводки, 137 скамейка (банка) у ходовой рубки, 138 световой люк над цилиндрами паровой машины, 139 тамбур входа в машинное отделение, 140 завозня (лодка). |
Чертежи для печати
|