Архив журнала Моделист-Конструктор
|
Учебный корабль "Комсомолец "Тяжелое наследство досталось флоту Страны Советов. Только что завершившаяся гражданская война в значительной степени ослабила его — многие корабли оказались выведенными из строя, острую нехватку испытывал флот и в квалифицированных кадрах. Важнейшей составной частью шефской помощи флоту в те годы стало восстановление боевых кораблей. По путевке комсомола тысячи членов РКСМ прибыли на корабли многие, из которых были в аварийном состоянии. Для них эта работа оказалась прекрасной школой морского дела. Многие корабли, на которых трудились комсомольцы, в том числе и легендарный крейсер "Аврора", получили вторую жизнь, а флот — знающие, умелые, технически грамотные кадры краснофлотцев. В конце 20-х годов, когда уже в значительной степени были преодолены разрушительные последствия гражданской войны, началось активное строительство первых советских боевых кораблей. В январе 1930 года пленум ЦК ВЛКСМ обратился к молодежи с призывом собрать средства на постройку подводной лодки. А спустя месяц секретарь ЦК ВЛКСМ С. Салтанов и заместитель начальника Морских Сил РККА П. Курков подписали договор, где, в частности, говорилось: "В день 12-й годовщины РККА и в целях укрепления обороноспособности Советского Союза — отечества международного пролетариата — Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, выражая волю миллионов комсомольцев, молодых пролетариев и крестьян, берет на себя обязательство перед Рабоче-Крестьянской Красной Армией построить ей к 13-й годовщине одну подводную лодку, наименовав ее "Комсомолец". В этот же день — 23 февраля — состоялась торжественная закладка подлодки. Ее проект был разработан под руководством известного корабела Б. Малинина специально для Балтики, и одна из лодок серии "Щ" — четвертая — получила название "Комсомолец". Спущенная на воду 2 мая 1931 года, она через три года, потребовавшиеся для достройки, вступила в строй морских сил Балтийского моря, получив дополнительный индекс Щ-304. Первым командиром "Комсомольца" стал К. Бубнов, а в дальнейшем этим кораблем командовали или несли на нем службу будущие Герои Советского Союза М. Гаджиев, Е. Осипов, В. Стариков, И. Фисанович. |
Подводная лодка Щ-304 "Комсомолец" Когда началась Великая Отечественная война, первым на Балтике подводным кораблем, вышедшим на боевое дежурство, был "Комсомолец" Щ-304. К осени 1942 года на счету экипажа имелось уже шесть потопленных и один поврежденный транспорт. Но недолгим оказался срок службы Щ-304. В октябре она не вернулась из боевого похода... НА СРЕДСТВА МОЛОДЕЖИ Шефство комсомола над флотом страны высоко оценивалось руководством Красной Армии. Подводя итоги шефской работы, Реввоенсовет в своем приказе от 16 октября 1932 года, в частности, отмечал: "За эти десять лет все строительство флота, вся политическая и воспитательная работа с личным "составом проходили при постоянном и самом активном участии и помощи Ленинского комсомола. РККА с гордостью заявляет перед всеми трудящимися СССР, что Краснознаменный комсомол выполнил взятые на себя V съездом обязательства ".Можно добавить, были выполнены обязательства и по сбору средств для постройки и модернизации боевых кораблей. Так, на средства молодежи Дальнего Востока был восстановлен и перевооружен монитор "Вихрь" постройки 1910 года. После модернизации он получил название "Дальневосточный комсомолец", и 8 декабря 1939 года его включили в состав Краснознаменной Амурской военной флотилии. Монитору довелось принять участие и в Великой Отечественной войне — в августе 1945 года под командованием капитана III ранга П. Мошнанцева в составе 2-й бригады речных кораблей он громил подразделения Квантунской армии в устье реки Уссури и на реке Сунгари. Чуть ли не полвека прослужил монитор-ветеран, охраняя государственную границу на Амуре, и лишь в марте 1958 года его списали на слом. Активное участие принял комсомол и в достройке канонерской лодки "Московский комсомол". Канонерка сначала несла службу в Осоавиахиме в качестве учебного корабля, а в годы Великой Отечественной была флагманом Онежской военной флотилии. С окончанием войны "Московский комсомол" вновь стал учебным кораблем, правда, уже на Каспии. С первых же дней Великой Отечественной войны в стране началось массовое патриотическое движение — сбор средств в фонд обороны Родины. За годы войны молодежью страны собрано и передано на строительство Военно-Морского Флота 158913 тысяч рублей. Это позволило построить 167 кораблей, в том числе 16 подлодок, 5 больших и 30 малых охотников, 73 торпедных и 38 бронекатеров. И многие из них несли на бортах имя комсомола. Вот лишь некоторые из них. "Ярославский комсомолец" — название присвоено подводной лодке М-104 XII серии, переданной Северному флоту делегацией комсомола Ярославля 23 февраля 1943 года. Спустя два месяца, в первом же боевом походе экипаж подлодки под командованием капитан-лейтенанта Ф. Лукьянова потопил вражеский транспорт. В. январе 1945 года подводники докладывали своим шефам: "За наши боевые действия весь экипаж "Ярославского комсомольца" трижды награжден орденами и медалями. Эти ордена — плод вашего труда, труда молодежи, давшей нам хорошее оружие, новейшую подводную лодку". |
Подводная лодка "Ульяновский комсомолец" "Челябинский комсомолец" М-105, "Ленинский комсомол" М-106, "Новосибирский комсомолец" М-107. Эти подводные лодки, также построенные на средства комсомольцев и молодежи Сибири и Урала, переданы морякам Северного флота соответственно 17 марта, 28 апреля и 9 августа 1943 года. ТКА-45 "Комсомолец Ойротки", ТКА-75 "Барнаульский комсомолец", ТНА-85 "Молодой алтаец". Это были катера типа Г-5 (ГАНТ-5), созданные еще в 1933 году под руководством выдающегося советского авиаконструктора А. Туполева и выпускавшиеся серийно с 1S34-ro по 1944 год. Отправляя их в дар балтийцам, комсомольцы Алтая писали в своем наказе: "Мы хотим, чтобы доблестные советские моряки из торпедных аппаратов катеров, построенных на наши средства, топили вражеские корабли и транспорты, наносили ощутимые удары по фашистскому флоту". Свой боевой счет "алтайские" катера открыли 14 сентября 1943 года, потопив два гитлеровских сторожевика. В августе 1944 года на смену катерам типа Г-5 пришли реданные катера типа "Комсомолец". 16 апреля 1945 года два балтийских ТКА — 266-й и 269-й — под командованием капитан-лейтенанта П. Ефименко в районе косы Хель в Гданьском заливе обнаружили стоящие на якоре три немецких эсминца типа "Z". Катера незаметно подошли к противнику на самом малом ходу, пользуясь тем, что волнение моря составляло 4—5 баллов, и дали торпедный залп. При этом один эсминец был потоплен, а второй серьезно поврежден. |
Торпедный катер "Комсомолец" Торпедные катера типа "Комсомолец" можно видеть и сегодня — как памятники боевой славы они установлены на постаментах в Азове, Балтийске, Ленинграде, Новороссийска и других городах. С КОМСОМОЛЬСКИМ ЗНАМЕНЕМ Головная подводная лодка М-87 XII серии, созданная под руководством главного конструктора П. Сердюка, вступила в строй на Балтике 25 декабря 1937 года, положив тем самым начало строительству 45 единиц этой серии. В 1939 году ее перевели на Северный флот, где она получила обозначение М-171. Приказом наркома ВМФ СССР от 3 апреля 1942 года лодка одной из первых была удостоена гвардейского звания, а ее командир капитан-лейтенант В. Стариков — звания Героя Советского Союза. Когда Бюро ЦК ВЛКСМ 9 июня 1942 года учредило переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ "Лучшей подводной лодке Советского Военно-Морского Флота", первым экипажем, завоевавшим это знамя, стала команда М-171. Ко времени вручения стяга на счету экипажа было уже 12 побед. Принимая знамя, капитан III ранга В. Стариков сказал: "Я и весь экипаж воспитаны партией и комсомолом. В первые дни войны мы принимали боевое крещение, являясь комсомольцами. Вот почему нам так дорого комсомольское знамя". До самого конца войны экипаж удерживал почетную награду. Боевая история М-171 — это 29 труднейших походов, что существенно больше, чем у любой другой подлодки. Боевой счет субмарины — 17 потопленных кораблей и транспортов противника. Корабли, как и люди, стареют. Так, на смену боевым кораблям Великой Отечественной войны приходят новые, более современные, которые достойно несут Военно-морской флаг Отчизны. Но традиции советского флота бережно передаются от экипажа к экипажу. "Ленинский комсомол". Это — первенец советского атомного подводного флота. В июне 1962 года атомоход достиг Северного полюса и всплыл в его районе. Экипаж "Ленинского комсомола" водрузил на льдине Государственный и Военно-морской флаги СССР. Командовавший походом контрадмирал А. Петелин, командир лодки капитан II ранга Л. Жильцов и командир БЧ-5 (электромеханической боевой части) инженер-капитан II ранга Р. Тимофеев стали Героями Советского Союза. |
Атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" "Ленинский комсомол" — далеко не единственная современная подводная с "комсомольским" названием. В составе ВМФ СССР есть и дизельные субмарины, в названиях которых звучит "комсомольская" тема. Вот лишь некоторые из них: "Челябинский комсомолец", "Ярославский комсомолец", "Магнитогорский комсомолец". |
Подводная лодка "Магнитогорский комсомолец" "Комсомольские" имена носят и надводные корабли. "Комсомолец Украины" — большой противолодочный корабль, "Московский комсомолец" и "Дальневосточный комсомолец" — эскадренные миноносцы, "Приморский комсомолец", "Сахалинский комсомолец" и "Комсомолец Латвии" — морские тральщики... И еще десятки названий советских боевых кораблей, ставших "комсомольцами" — не только по названию, но и по сути. Не стареют традиции шефства комсомольских организаций городов и областей над "своими" кораблями—связь комсомола и флота продолжается и крепнет. |
Крейсер "Комсомолец"
Эсминец "Московский комсомолец"
Сторожевой корабль "Комсомолец Литвы"
Большой противолодочный корабль "Комсомолец Украины"
Тральщик "Комсомолец Латвии"
Большой десантный корабль "50 лет шефства ВЛКСМ"
Малый ракетный корабль "Калининградский комсомолец"
Малый противолодочный корабль "Комсомолец Грузии"
Сторожевой корабль "Ленинградский комсомолец" В. МАСЛЕННИКОВ, Ленинград
|