Авиация
Танки и боевые машины
Корабли и суда
Автомашины и другая техника
Морская коллекция
Oбщественное КБ 'М-К'
Малая механизация
В мире моделей
Статьи на другие темы из М-К
Содержание журналов за некоторые годы
Галерея изображений из журнала и других источников
Другие издания такой же направленности


Реклама:

 

ОТКРЫВШИЕ АНТАРКТИДУ

А. ЛАРИОНОВ

«.Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, беспрестанно в страхе быть раздробленными сими громадами... Хлад, снег, частые и жестокие бури беспрестанно нам сопутствовали в местах сих...» — писал астроном И. Симонов, участник экспедиции.

Сто пятьдесят лет назад пасмурным июльским днем 1818 года со стапелей Охтенской верфи в Санкт-Петербурге сошел в невскую воду шлюп. Никто из присутствующих на церемонии спуска не думал, что этому кораблю суждено I стать одним из первооткрывателей шестого континента — Антарктиды.

В конце 1818 и в начале 1819 года три замечательных русских мореплавателя — вице-адмирал Г. А. Сарычев, капитан-командор И. Ф. Крузенштерн и капитан-лейтенант О. Е. Коцебу — составили три самостоятельных проекта экспедиции к Южному полюсу. Суть этих проектов сводилась к одному — проникнуть как можно дальше к Южному полюсу и обследовать дотоле почти неведомую часть земного шара. Гипотеза о существовании огромного материка «Терра аустралис инкогнита» («Неизвестная южная земля») в районе Южного полюса зародилась в глубокой древности. Однако все попытки достичь его оказались тщетными. Не удалось обнаружить материк и прославленному английскому мореплавателю Джемсу Куку, совершившему с этой целью свое второе кругосветное плавание в 1772-1775 годах. Анализируя его результаты, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах недоступных для плавания. Отныне споры о южном материке не будут больше привлекать внимание ученых...»

Проверить столь категоричное утверждение было делом чести русских моряков. В эту экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и строящийся на Лодейно-Польской верфи транспорт «Ладога». 22 апреля 1819 года шлюп был наименован «Востоком», а транспорт переведен в ранг шлюпов и назван «Мирным». Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, справедливо считавшийся в то время одним из лучших морских офицеров и имевший репутацию талантливого ученого-мореплавателя. Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев, совершивший самостоятельное кругосветное плавание в 1813-1816 года/ на корабле «Суворов» Русско-американской компании. Экипажи судов и офицерский состав подбирались строго на добровольных началах. Кроме моряков, в дальнее плавание пошли астроном И. М. Симонов и художник П. Н. Михайлов.

Что же представляли собой корабли этой экспедиции?

28-пушечный шлюп «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62, ширину с обшивкой — 10,36, осадку форштевнем — 4,5 и ахтерштевнем — 4,8 м. Его водоизмещение составляло — 985 т. Он нес паруса общей площадью 2287,1 м2 и мог дать максимальную скорость 10 узлов. Вооружение состояло из шестнадцати 18-фунтовых пушек в деке и двенадцати 12-фунтовых карронад на верхней палубе. Экипаж насчитывал 117 человек, включая офицерский состав. «Восток» строился корабельными мастерами В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым. Конструкция «Востока» не являлась оригинальной. Он, как и однотипные с ним шлюпы «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс», с той только разницей, что не имел разрезных шкафутов, иначе говоря, со сплошной верхней палубой.

Корпус был из сырого соснового леса на медных скреплениях (нагеля, скобы). Промежутки между шпангоутами (шпации) не были забраны брусьями, вторая обшивка отсутствовала. Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Только после решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. На «Востоке» железные рулевые петли заменили на медные, поставили дубовый руль. По настоянию руководителей экспедиции дополнительно укрепили корпус железными стандерсами — стойками, идущими параллельно борту в местах вырезов пушечных портов, и висячими кницами-угольниками под бимсы у борта корабля.

Несмотря на все конструктивные недостатки «Востока», его экипаж с честью выполнил сложнейшие задачи, поставленные перед экспедицией.

Проект «Мирного» был разработан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером Ильей Степановичем Разумовым. Этот корабль строил помощник корабельного мастера Колодкин. Судно было заложено 11 октября 1В16 года и спущено на воду 18 июля 181В года. Достройка его, законченная 2 июля 1819 года, так же как и шлюпа «Восток», производилась в Кронштадте корабельным мастером И. П. Амосовым. После перевода судна в ранг шлюпов ему были наделаны княвдигет и штульцы: это придало кораблю вид военного шлюпа. Тут же в Кронштадте была поставлена вторая, фальшивая обшивка и на нее наложены медные листы. По предложению Лазарева рангоут и такелаж «Мирного» были усовершенствованы. В частности, Лазарев впервые в русском флоте вместо леерных грот-стакселя и апселя поставил гафельные триселя, которые с лихвой себя оправдали при плавании в штормовую погоду. Несмотря на все усовершенствования кораблей, между шлюпами «Восток» и «Мирный» осталось одно важное несоответствие — их скорость хода. Вот как об этом писал своему другу Шестакову Лазарев: «...один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается». Не случайно Беллинсгаузен, представляя Лазарева к награждению после окончания экспедиции, подчеркивал его большое искусство в управлении шлюпом. Несмотря на разницу в скорости хода и сложнейшие условия плавания в беспрерывных туманах и снеговых зарядах, «Восток» и «Мирный» ни разу не разлучились. При водоизмещении 884 т шлюп имел длину по ватерлинии 37,3, ширину с обшивкой — 9,55 и осадку — 4,1 м. При площади парусов около 1600 м2 он мог развивать скорость 8 узлов. Вооружение «Мирного» состояло из четырнадцати 3-фунтовых пушек и шести 12-фунтовых карронад. Хотя по размерам шлюп «Мирный» был ненамного меньше «Востока», его экипаж насчитывал всего 73 человека.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южнего полушария. То тут. то там взлетали вверх над водой фонтаны китов. К кораблям подплывали тюлени, неуклюжие морские слоны, хищные касатки. Над мачтами вились альбатросы и буревестники.

Уже в декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. G этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.

В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана, Беллинсгаузен приказал «Мирному» следовать более северным путем.

После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь. 23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева справедливо считается одной из самых замечательных антарктических экспедиций. Ею пройдено в общей сложности 4972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание, во время которого русские моряки показали блестящие образцы кораблевождения, продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. За время плавания открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, экспедицией сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений. Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

Память о героической экспедиции свято хранят советские исследователи Антарктиды. Именем флагманского корабля экспедиции «Восток» названа внутриконтинентальная станция, основанная в 1957 году. Десять лет на станции, расположенной в самом суровом по климатическим условиям районе планеты, несут непрерывную вахту наши полярники. Новой станции, которую предстоит организовать XIII советской Антарктической экспедиции в 1968 году, будет дано имя руководителя первой русской антарктической экспедиции — «Беллинсгаузен».

* * *

Публикуемые в настоящем номере журнала чертежи-реконструкции шлюпа «Восток» были разработаны А. Л. Ларионовым по хранящимся в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота трем фрагментам чертежей корабля и литературным источникам. Эти чертежи являются отчетными по достроечным работам на шлюпе и не дают полного впечатления о корабле. На этих чертежах (разрез по Д. П., планы верхней и орудийной палуб) отсутствуют такие важные части корпуса, как княвдигет и кормовая раковина со штульцами. В связи с этим весьма схематичные разрезы и планы были взяты за основу для создания только теоретического чертежа, вида сбоку и для чертежа сведенных полуширот верхней и орудийных палуб. Теоретический корпус и чертеж рангоута воссозданы абсолютно заново. Работа над созданием чертежей-реконструкций шлюпа «Восток» велась автором с 1953 по 1959 год.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ

Модель рекомендуется делать в масштабе 1:100 натуральной величины.

Ее корпус предпочтительно изготовить из деревянной болванки долбленым. Для этого лучше использовать дерево какой-либо из лиственных пород, например ольхи или клена. Хвойные породы брать не рекомендуется: при обработке они не дадут чистой поверхности, и под красочным слоем будет чувствоваться текстура дерева.

Сперва болванку надо вырезать по чертежу бокового вида, затем отвить на ней килевую линию и нанести места шпангоутов. Вырезав из фанеры профили шпангоутов, подгоните по ним обводы полукруглой стамеской, после чего уберите маленьким рубанком и полукруглыми стамесками лишнее дерево. При установке шпангоутов и дальнейшей обработке болванки корпуса особое внимание уделите профилю бархоутов. На модели их грани должны четко читаться.

Для форштевня с княвдигетом, выпиленных из одного куска хорошей фанеры, на болванке вырезается паз, куда они вклеиваются.

Корма обрезается по линии скоса штульцев за бортом. По этой линии наклеивается брусок долевого дерева, причем его толщина и длина должны быть взяты с учетом погиби кормовой раковины и ширины кормы со штульцами. Затем к выступающим за борта концам этого бруска приклеиваются треугольные колобашки, заготовленные по конфигурации штульцев. После этого можно приступать к резке кормовой раковины.

Руководствуйтесь чертежом вида сбоку, чертежами кормовой раковины и сведенных широт верхней и орудийных палуб.

Если корпус цельный до кромки фальшбортов, его нужно выдолбить до уровня верхней палубы и прорезать отверстия как орудийных портов, так и прочих, положенных в фальшборте.

Теперь по плану верхней палубы вырежьте фанеру (желательно прямослойную, без сучков) и, предварительно обработав наждачной бумагой и загрунтовав политурой, разграфите ее тупым шилом согласно расположению палубных досок. После графления палубу надо отполировать или отлакировать и только после этого установить на место, плотно подогнав к фальшборту. Предварительно нужно точно по чертежу вырезать руслени. Только после этого они вдалбливаются в корпус, для чего при их вырезке из тонких дощечек оставляются специальные «языки».

Шлюпки делают долблеными, их транцевые доски вклеиваются отдельно, рыбины, люки и банки ставятся в последнюю очередь.

Особые трудности при работе над моделью шлюпа «Восток» вызовет изготовление рангоута и такелажа. Мачты, Стеньги и реи лучше всего делать из березового или кленового дерева. Сначала мачты по всей своей длине изготавливаются круглыми. Квадратное сечение шпорам и топам придают потом. Чинсовые наделни мачт наклеивают. Стеньги заготавливаются квадратного сечения по размеру их шпоров, а потом закругляются, так как их веретено в нижней части в диаметре равно стороне квадрата шпора. Нижние реи заготавливаются круглыми. Усиливающие наделки рей в их средней части наклеивают и закрепляют веревочными бугелями на круглую основу. Лонгосалинги марсовых площадок и стеньговые салинги рекомендуется делать из оргстекла или пластмассы, а затем окрашивать.

Такелаж можно делать из рыболовной лесы (крученой из ниток) и катушечных ниток № 10 и № 60 (для брам-стеньгового бегучего такелажа, для лопарей талей бакштагов, шлюпок и т. д.).

Если для основных вантов нет крученой лесы нужной толщины, то ее нужно свить из толстых катушечных (сапожных) или из суровых ниток. (О том, как лучше всего изготовить ванты, вы сможете прочитать в одном из ближайших номеров нашего журнала.) Трос, идущий на стоячий такелаж, следует окрасить в черный цвет, протянув его через сосуд с краской, а затем отжать тряпкой.

Вот несколько примерных диаметров основных снастей стоячего и бегучего такелажа для моделей шлюпа «Восток» в масштабе 1:100 натуральной величины (в мм):
грот и фор-штаги — 1,1;
основные ванты — 0,8;
стень-штаги и стень-бакштаги — 0,5;
стень-ванты и фордуны — 0,4;
брам-стень-ванты, фордуны, бакштаги и штаги — 0,3;
топенанты и брасы нижних марса-реи — 0,3;
топенанты и брасы брам- и бом-брам-рей — 0,1 — 0,2.

Оснащая модель стоячим и бегучим такелажем, не применяйте клей. Лучше руководствуйтесь пособием по такелажному делу. Помните, что при вязке блоков узел завязывается у противоположной к рею или обуху кромке блока, причем свободные от узла концы тонкой иголкой протягиваются между оклетневкой и щекой блока.

Помните, что на чертеже брасы и топенанты показаны только по правому борту. По левому борту их проводка аналогична.

Бархоуты и фальшборт модели окрашиваются в черный цвет, полоса пушечных портов — в чисто белый, внутренняя часть фальшборта — в темно-зеленый, подводная часть корпуса — в цвет, имитирующий медную обшивку. Для этого в масляный или нитролак, на котором разводится бронзовая пудра, добавляется небольшое количество краплака. Носовое и кормовое украшения шлюпа окрашивают бронзовой пудрой, разведенной на бесцветном лаке.

Таблица блоков бегучего такелажа шлюпа «Восток»
(Блоки даны в масштабе 1:500)

1

12 пар блоков

 

талей стень-бакш тагов

2

16 пар блоков

12 пар

талей брам-стень-бакштагов

6 пар

эрнс- и гико-талей

3

37 блоков

2

мартин-штагов

12

грота- и фока-реи топенантов

8

грота-фор марса-шкотов

3

гафель-гарделей и дирик-фала

12

для брасов на грот- и крюйс-штагах

4

8 пар блоков

6 пар

гинсов

2 пары

талей гика-топенантов

5

2 пары блоков

4

грота- и фока-гарделей

6

8 блоков

4

ноковых брас-блоков фока- и грота-реи

4

грота- и фока-гитовов

7

6 блоков

2

блинда-рей-гарделей

2

бегин-гарделей

2

гафель-гарделей и дирик-фала

8

14 блоков

6

драй-реп-блоков

6

нижних блоков талей марса-фалов

2

гика-топенантов

9

12 блоков

 

верхних блоков талей марса-фалов

10

30 блоков

4

грота- и фока-марса-рей топенантов

4

блинда-рей топенантов

4

бегин-рей топенантов

8

грота- и фока-бром-шкогов

4

крюйс-марса-шкотов

6

для брасов брам-рей на стень-ванты

11

18 блоков

4

грота и фор-марса-реи брасов

4

блинда-рей брасов

4

бегин-рей-брасов

4

грот- и фор-марса гитов

2

блинда-гитов

12

6 блоков

6

комель-блоков на стень-ванты

13

22 блока

4

грота- и фока-брам-рей топенантов

2

крюйс-марса-рей топенантов

12

бом-брам-шкотов

4

крюйс-марса-шкотов

14

18 блоков

6

брам-гитовов

2

грот-брам-брасов

2

крюйс-марса-брасов

8

для брасов бом-брам-рей на брам-стень-штаге

15

12 блоков

12

комель-блоков на брам- и бом-брам-стень-ванты

Итого:

163 блока

 

полный комплект

Подрисуночные подписи к чертежам шлюпа «Восток»: 1. Теоретический чертеж корпуса (бок); 2. Княвдигет с носовым украшением; 3. Стем; 4. 12-фунтовая нарронада (М 3:1); 5. Теоретический корпус с обшивкой; 6. Конструкция набора корпуса: а) — бархоут, б) — висячие кницы, в) — лежачие кницы, г) — железные стандерсы, д) — рейдерсы; 7. Коечные сетки; 8. Путевой компас; 9. Кормовая раковина по АБ; 10. Вант-путенсы с юферсом; 11. Разрез по 5-му шпангоуту; 12. Разрез по мидель-шпангоуту; 13. Разрез по шпангоуту Е; 14. Разрез по шпангоутам Л — М; 15. Судовой колокол; 16. Руслени; 17. Шпор грот-стеньги; 18. Бугеля лисель-спиртов; 19. Лисель-спирт; 20. Эзельгофт; 21. Топ грот-стеньги; 22. Бейфуты бом-брам-рея; 23. Бейфуты бом-брам-рея; 24. Бейфуты грот- и фор-реев; 25. Нок марса-рея; 26. Нок грота-рея; 27. Блок грот-топенанта; 28. Блок грот-гардели; 29. Ган-грот-борга; 30. Блок марса-гитовых; 31. Грот; 32. Риф-сезин; 33. Гитов; 34. Булень; 35. Лин-трос с кренгельсами; 36. Шнот; 37. Бом-брамсель; 38. Грот-брам-салинг (вид сверху); 39. Фор-брам-салинг (вид с кормы); 40. Грот-марсель; 41. Марса-рей-драй-рей блоки; 42. Грот-салинг (вид сверху); 43. Фор-салинг (вид с нормы); 44. Грот-марс (вид сверху); 45. Фор-марс (вид с нормы); 46. Крюйс-марс (вид с палубы); 47. Крюйсель (косая бизань); 48. Апсель; 49. Грот-брам-стаксель; 50. Грот-стеньги-стаксель; 51. Грот-стаксель; 52. Фор-стаксель; 53. Фор-стеньги-стаксель; 54. Кливер; 55. Бом-кливер; 56. Грот-брамсель; 57. Крюйсель-гик; 58. Талреп (32 комплекта основных вант и 44 комплекта стень-вант и фордунов); 59. Дубель-крюйс-мачта для раксов и усов гика и гафеля; 60. Тали бакштагов (по 2 комплекта на каждую мачту): а) стень-бакштаг, б) брам-стень бакштаг; в) бом-брам-стень-бакштаг; г) нижний блок талей (вид с кормы); 61. Нок бом-утлегаря (вид сбоку и вид сверху); 62. Нок утлегаря (вид сбоку и вид сверху); 63. Бушприт-эзельгофт; 64. Нок бушприта с бисами; 65. Юферсы фор-штаг-крагов; 66. Мартин-гин; 67. Открытые пушечные порты в каютах офицеров; 68. Фальшборт (вид с палубы); 69. Крюйсов для крепления фалов драй-реп-талей; 70. Разрез по диаметральной линии; 71. Бимсы, соединенные кофель-нагельными планками с блоками; 72. Ящик для сигнальных флагов; 73. 8-весельный баркас; 74. 6-весельный катер (левый борт); 75. 8-весельный катер (левый борт); 76. 4-весельный ял (за транцем); 77. Якорь и нат-блок (2 вида); 78. Боканцы (шлюпбалки); 79. Дыры для крепления блоков талей бакштагов; 80. Дыры для вантпутенсов; 81. Крюк для крепления запасной стеньги (наметна); 82. План верхней палубы; 83. План орудийной палубы (гондек); 84. Штульцы; 85. Гельм порт.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru


Реклама:
 







<


Rambler's Top100