Архив журнала Моделист-Конструктор
«ВЗРЫВ» ПРАЩУР РУССКИХ МИНОНОСЦЕВА. ВЕСЕЛОВСКИЙ
Идея создания минного катера принадлежит выдающемуся русскому флотоводцу и и ученому С. О. Макарову. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов он, Получив в командование пароход «Великий князь Константин», снабдил судно быстроходными катерами с буксирными минами. Ими в ночь на 26 января 1878 года на Батумском рейде был атакован и потоплен большой турецкий сторожевой пароход.
С появлением на флотах самодвижущихся мин, или, как мы сейчас говорим, торпед, паровые катера превратились в миноноски и блестяще доказали свою практическую пригодность в бою. Их водоизмещение не превышало 25 т, мощность двигателей 250 л. с., скорость 16 узлов. Они были вооружены одним торпедным аппаратом в носу и 1—3 легкими пушками. Хотя миноноски имели палубу, их мореходность была ограничена. Из-за этого они не могли удаляться от своих баз.
В конце 70-х годов в России в виде эксперимента был спроектирован более крупный корабль этого класса с высокими мореходными качествами и увеличенной автономностью плавания. Этот корабль, названный «Взрыв», был спущен со стапелей завода Берда в Петербурге в 1878 году. Водоизмещение корабля составляло 134 т, мощность машины 800 л. с., скорость хода 15 узлов. Предназначенный для минных атак против одиночных неприятельских судов в открытом море, «Взрыв» послужил прообразом современных миноносцев. Корабль имел стальной набор, медную обшивку подводной части корпуса и был разделен водонепроницаемыми переборками на несколько отсеков. Главные размерения миноносца. «Взрыв» и его модели в масштабе 1: 50 и 1 :100 даются в таблице.
После успешных испытаний «Взрыва» на Невском, Путиловском, Ижорском и других русских судостроительных заводах, а также по заказу на зарубежных верфях были построены десятки миноносцев водоизмещением 90—150 т, со скоростью хода 20—25 узлов. Они имели один носовой неподвижный торпедный аппарат, один или два поворотных торпедных аппарата на верхней палубе и две 37-мм пушки. Более крупные миноносцы этого периода были вооружены двухтрубными торпедными аппаратами на верхней палубе и двумя 47-мм пушками.
Как построить модель
Мы рекомендуем вам построить настольную модель миноносца «Взрыв» в масштабе 1:100. Хорошо изготовленная модель этого изящного корабля украсит любой музей школы, красный уголок или Дворец пионеров.
Для изготовления корпуса можно использовать высушенную липу, осину, ольху или тополь На хорошо оструганный брус нанесите контуры корпуса: линию палубы и боковой вид. На стороне бруса, которая будет палубой корабля, и на бортах нанесите перпендикулярно диаметральной плоскости (ДП) линии всех шпангоутов.
Изготовьте из картона или фанеры шаблоны шпангоутов по прилагаемым здесь чертежам. Теперь с помощью пилы и рубанка удалите лишнюю древесину и восстановите разметку линий. Снимайте стамеской с бортов стружку до тех пор, пока приложенные к своим местам шаблоны шпангоутов плотно не прилягут к корпусу. Оставшееся дерево между местами, обработанными по шаблонам, срежьте стамеской, ножом и рубанком. Не забывайте в процессе работы восстанавливать карандашом линии палубы, ДП и шпангоутов.
Без этого вы будете прикладывать шаблон не к тому месту и не добьетесь плавности обводов. Удаляя древесину, проверяйте как можно чаще форму обводов корпуса шаблонами. Окончательную доводку сглаживание бортов и днища сделайте напильником и наждачной бумагой. После этого в форштевне и ахтерштевне в ДП корпуса просверлите два отверстия: для торпедного аппарата и вала гребного винта. Последние изготовьте из трубки и стальной проволоки.
Палубу вырежьте из тонкой фанеры и приклейте к корпусу. Для фальшборта подойдет фанера или тонкий листовой целлулоид.
На готовый корпус сначала положите один слой густой шпаклевки, а потом (кистью) два-три слоя жидкой нитрошпаклевки. Наносить очередной слой следует только после полного высыхания предыдущего. После нанесения последнего слоя зачистите корпус мелкой наждачной бумагой, смоченной керосином. Обратите внимание на то, чтобы на корпусе не оставалось трещин, рисок, царапин и других дефектов. Если они появятся, прошпаклюйте эти места снова. После того как вы сделаете корпус модели, приступайте к изготовлению деталей.
Рулевую рубку 12, кожух котельного отделения 15, вентиляционный дефлектор 16, кожух машинного отделения 17, тамбур схода 19, световой люк 20 можно изготовить из дерева. Дымовую трубу миноносца 14 легко сделать из металлической трубки соответствующего диаметра. Прямоугольные крышки световых люков сделайте из фотопленки и приклейте на свои места ацетоном или нитроклеем. Круглые иллюминаторы можно навить из медной проволоки на стержень, нарезать, спаять и приклеить на нужные места. Материалом для шпирона 3, бушприта 5, фок-мачты 9, штурвала, машинного телеграфа 13; грот-мачты и запасного поста управления рулем 21 может служить проволока различных диаметров. Спицы штурвалов припаяйте к ободу на ровном листе фанеры. Вентиляционный дефлектор 6 тоже можно спаять из трубок или проволоки. Не забудьте припаять к нему флюгер, вырезанный из жести или тонкой листовой латуни.
Основание люков 8 и 11 вырежьте из органического стекла, а крышки из тонкого листового целлулоида или металла.
Руль 23 лучше всего изготовить из целого куска листовой латуни толщиной 3 мм. Выгнутые скобы руля (латунь толщиной 1 мм) припаяйте оловом с обеих сторон к верхней и нижней частям пера руля.
Гребной винт 23 тоже лучше изготовить из латуни. Ступицу винта выточите на токарном станке. Сделайте в ней под углом 45° к оси четыре прорези, в которые вставьте выпиленные из листовой латуни толщиной 1 мм лопасти. Припаяйте их к ступице и поверните на 3—4° влево или вправо. Гребной винт и руль следует отполировать.
Перед установкой на места крупные детали (кожухи котельного и машинного отделений, тамбур схода, рулевая рубка) прошпаклюйте и зачистите так же, как и корпус модели.
Надводную часть борта корпуса и детали 6, 12, 15, 16, 17, 8, 19, 20 окрасьте в шаровый цвет, детали 7, 11, 13, 14 и штурвалы в черный цвет, детали 5, 9, 18 в коричневый цвет, подводную часть корпуса в красный или зеленый, палубу светло-коричневый. Носовую фигуру 4 в золотой, трубу 14 в белый цвет.
Если корпус модели покрасить 4—6 раз краскораспылителем, затем зачистить мелкозернистой наждачной бумагой и еще нанести 1—2 слоя жидкой краски, можно добиться зеркального блеска поверхности.
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ МИНОНОСЦА «ВЗРЫВ» И ЕГО МОДЕЛИ
|
Жизнь в условиях кризиса Сайт бизнес-центра
Наименование |
М 1:1 |
М 1:50 |
М 1:100 |
Длина по конструктивной ватерлинии |
37,6 м |
752 мм |
376 мм |
Длина наибольшая |
40,95 м |
819 мм |
409,5 мм |
Длина наибольшая (с бушпритом) |
43,1 м |
862 мм |
431 мм |
Ширина по конструктивной ватерлинии |
4,95 м |
99 мм |
49,5 мм |
Осадка в носу |
1,95 м |
39 мм |
19,5 мм |
Осадка на миделе |
1,95 м |
39 мм |
19,5 мм |
Осадка в корме |
3,25 м |
65 мм |
32,5 мм |
Высота борта на миделе (с фальшбортом) |
3,6 м |
72 мм |
36 мм |
Водоизмещение |
134 т |
1072 г |
134 г |
Коэффициент общей полноты |
0.369 |
0,369 |
0,369 |
1. Подводный торпедный аппарат, 2. Крышка торпедного аппарата, 3. Шпирон, 4. Носовая фигура, 5. Бушприт, 6. Вентиляционный дефлектор с флюгером, 7. Шпиль, 8. Люк, 9. Фок-мачта, 10. Иллюминатор, 11. Люк для погрузки торпед, 12. Рулевая рубна с выносным штурвалом, 13. Машинный те-леграф, 14. Дымовая труба, 15. Кожух котельного отделения, 16. Вентиляционный дефлектор, 17. Кожух машинного отделения со световым люком, 18. Грот-мачта, 19. Тамбур схода, 20. Световой люк, 21. Запасной штурвал, 22. Гребной винт, 23. Руль. |
Чертежи для печати
|