ИМЕНИ XIX СЪЕЗДА ВЛКСМ

Среди трудовых подарков XIX съезду ВЛКСМ одно из почетных мест занимает копия закладной доски — своеобразный паспорт будущего судна. Передал этот дар президиуму комсомольского форума делегат съезда судосборщик Сергей Рыжов.

Новый теплоход, названный вХ1Х съезд ВЛКСМ”, — далеко не первый в “комсомольской” серии судов, спущенных на воду ленинградским заводом имени А. А. Жданова. Уже несколько десятков теплоходов носят на борту имена героев-комсомольцев.

Закладка нового судна — всегда праздник для завода. Праздником вдвойне стала она, поскольку это событие произошло в день Ленинского коммунистического субботника 17 апреля 1982 года. Почетное право заложить новое судно было доверено бригаде, носящей имя 60-летия ВЛКСМ, которой руководит Герой Социалистического Труда Николай Романов.

Корабелы воплотили в конструкции нового судна самые современные достижения судостроения. Самое глазное, что отличает его от многих других аналогичных теплоходов, — горизонтальный способ грузообработки и соответствующие такому методу погрузки и разгрузки комплексы механизмов. Об этом наш рассказ.

XIX съезд ВЛКСМ” — так назвали современное океанское судно, заложенное накануне всесоюзного комсомольского форума.

Предназначенное для транспортировка генеральных грузов в укрупненных пакетах, на поддонах и в контейнерах международного стандарта, оно может принимать на борт также трейлеры и колесно-гусеничную технику, включая легковые автомобили и микроавтобусы.

Новое судно представляет собой одновинтовой теплоход с бульбообразной носовой оконечностью, удлиненным баком, расположенными на корме машинным отделением и пятиярусной жилой надстройкой, с открытой кормой и транцем. Две непрерывные палубы в районе грузовых помещения не имеют погиби и седловатости. Современная конструкция перекрытия верхней и главной палуб позволила отказаться от размещения в трюме и твиндеке пиллерсов, это позволило полнее использовать подпалубное пространство, обеспечило более свободный маневр погрузочной техники.

Известно, какие затруднения испытывали железнодорожники при перевозке легковых автомобилей, пока не были разработаны двухъярусные платформы. С подобными трудностями сталкивались прежде и моряки. Теперь для увеличения полезной “автомобилевместимости” трюма и твиндека сконструированы системы подвесных платформ. Перевезены легковушки — и гидропривод убирает второй ярус к подволоку. Эти платформы состоят из двенадцати отдельных секций — шесть в трюме и шесть в твиндеке. Площадь их значительна — на платформы можно дополнительно принять более 200 автомобилей.

Впервые в отечественном судостроении спроектирован комплекс специальных устройств, позволяющих выполнять непрерывную обработку различных грузов. Прежде всего это межпалубная двойная аппарель общей длиной 2,8 м.

Она обеспечивает перемещение грузов на главную палубу (если аппарель находится внизу), скатывание погрузочной техники на бортовые платформы (при среднем положении) и въезд легковых автомобилей и микроавтобусов на подвесную платформу (при втором промежуточном положении). Для обработки контейнеров, размещенных на верхней палубе, используются обе секции, причем первая поднимается и стопорится в верхнем крайнем положении, а вторая с помощью гидропривода опускается до положения полного соединения обеих секций.

Для заполнения и освобождения трюма предусмотрен гидроподъемник ножничного типа на 40 т с площадкой размерами 13х6 м. Операции на подъемнике разбиваются на два полуцикла:

первый — погрузчик доставляет контейнеры, кипы, ящики и т. п., устанавливает их на платформу подъемника и отправляется за новым грузом; в это время подъемник опускается до уровня настила второго дна, трюмный автокар отвозит груз с площадки подъемника, а последняя поднимается до уровня главной палубы за новой порцией. Такой способ сокращает время обработка товара, уменьшает до минимума простои и упрощает операции по маневрированию машин в трюме.

На судне имеется целый парк погрузочных механизмов. Так, для манипуляций по перемещению содержимого трюмов и расстановке 20-футовых контейнеров предназначены два вилочных 20-тонных погрузчика. Еще две подобные машины осуществляют перевозку малых пакетов массой до 4 т, а перевозкой длинномерных материалов занимается один 25-тонный автопогрузчик.

Носовая рампа отделена от твиндека водонепроницаемым односекционным закрытием, имеющими размеры порта в свету 7х4,5 м. В период грузовых работ оно с помощью гидропривода поднимается и крепится над поворотным основанием аппарельного устройства к палубе бака. Когда закрытие находится в поднятом положении, коридор открыт для движения по внутренним аппарелям колесной техники. Такое же закрытие установлено на выходе из коридора на верхнюю палубу.

Универсальное носовое поворотное аппарельное устройство весьма необычно по конструкции — оно состоит из трех шарнирно соединенных секций, общая длина которых (в раскрытом состоянии) составляет 23 м, а ширина проезжей части — 5 м. Своеобразный складной мост предназначен для передвижения с берега на судно и обратно колесной техники с грузом и легковых автомобилей. Поворотное Основание позволяет производить погрузку и выгрузку тяжеловесных грузов с обычных и специализированных причалов как с любого борта, тек и с диаметральной плоскости судов. Если пирс оказывается выше въездной площадки более чем на 0,550 м или въездная площадка выше пирса более чем на 2,27 м, срабатывают датчики верхнего или нижнего уровней и загорается сигнальное табло “Въезд на аппарель запрещен!”.

Во время переходов аппарельное устройство надежно защищено от морской воды подъемной носовой оконечностью судна, поворачивающейся на шарнирах четырьмя гидроцилиндрами, попарно расположенными у петель. В открытом положении оконечность удерживается двумя штангами, которые по команде концевых выключателей фиксируются гидроцилиндрами. В походном положении носовая оконечность надежно соединена с основным корпусом. Брызгонепроницаемость по контуру разъема обеспечивается резиновым уплотнением. Большие габариты носового аппарельного устройства потребовали значительного увеличения в месте его расположения полуширот корпуса.

Требование уменьшения коэффициента общей полноты, стремление иметь прямоугольный трюм, а также необходимость устройства двойных бортов по всей длине грузового трюма—все это определило обводы судна. Форма корпуса между пятым и шестым шпангоутами цилиндрическая, это означает, что все ватерлинии на этом отрезке параллельны диаметральной плоскости, а палубы и батоксы параллельны ватерлиниям.

В трюме и твиндеке предусмотрена комбинированная система вытяжной вентиляции, позволяющая избегать накопления паров бензина при перевозке автомобилей в частично заправленном состоянии.

Главный двигатель судна — малооборотный дизель максимальной длительной мощностью 6700 л. с. с прямой передачей на один гребной винт диаметром 4,5 м. За гребным винтом располагается обтекаемый полубалансирный руль площадью 14,2 м2. Для обеспечения швартовных операций в носовой оконечности судна имеется сдвоенное подруливающее устройство мощностью 500 л. с., обеспечивающее упор 5 тс. Судно снабжено двумя становыми и одним запасным якорями Холла массой по 4 т и двумя кормовыми якорями. Подъем и отдачу якорей на баке производят две автоматические якорно-швартовные лебедки и в корме — два электрических якорных шпиля. Для швартовного устройства использованы электрические лебедки с тяговым усилием 8 тс при канатоемкости барабанов 200 м. Две из них размещены на верхней палубе в корме и две, входящие в якорное устройство, на палубе бака.

Основными спасательными средствами являются две закрытые моторные шлюпки из стеклопластика вместимостью по 40 человек. Их подъем и спуск производятся электрическими шлюпочными лебедками. Имеется также два спасательных надувных плота, хранящихся в стеллажах-сбрасывателях с гидростатическими разобщающими устройствами, обеспечивающими самовсплытие плотов. Спуск и подъем рабочей моторной шлюпки из стеклопластика осуществляется вспомогательным грузовым устройством в виде механизированной стрелы, которая также обеспечивает погрузку провизии тремя грузовыми лебедками, находящимися на палубе надстройки.

Объем автоматизации и степень централизации управления и контроля позволяют обслуживать главный двигатель и энергетические установки на ходу судна одним вахтенным в центральном посту управления и безвахтенное обслуживание на стоянке. Предусмотрены автоматический регистратор команд, задаваемых главному двигателю из рулевой рубки, и их обработка. Кроме того, возможна аварийная остановка главного двигателя из рубки. Судно оснащено всеми необходимыми современными средствами связи и радионавигации. Экипажу обеспечены современные комфортные условия.

В. КОСТЫЧЕВ,
инженер-кораблестроитель

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЕПЛОХОДА “XIX СЪЕЗД ВЛКСМ

Наибольшая длина, м . . . . 152,7
Длина по конструктивной ватерлинии, м ....., 144,0
Наибольшая ширина, м ..... 19,2
Высота борта до верхней палубы, м ..... 13,1
Максимальная осадка, м .... 6,5
Полное водоизмещение, т . . 12070
Максимальная скорость хода, уз/км/ч ....... 17/31,5



ОКЕАНСКОЕ СУДНО “XIX СЪЕЗД ВЛКСМ”: 1 — бульбообразная носовая оконечность, 2 — конструктивная ватерлиния, 3 — подъемная носовая оконечность, 4 — якорная ниша, 5 — становой якорь Холла, 6 — стойка якорного фонаря, 7 — клюз с пятью цилиндрическими роульсами, 8 — мачта на баке, 9 — тифон, 10 — панамский клюз, 11 — радиоантенна, 12 — вентиляционная головка, -13 — дополнительные контейнеры, 14 — коридор выезда на верхнюю палубу, 15 — водонепроницаемое односекционное закрытие, 16 — контейнеры на верхней палубе, 17—леерное ограждение, 18 — портик, 19 — роульс, 20— Забортный трап, 21 — шлюпочная лебедка, 22 — лобовая стенка надстройки, 23 — бортовой отличительный фонарь, 24 — ходовая рубка, 25 — компас, 26 — прожектор, 27 — телевизионная антенна, 28 — трап, 29, 30 — антенны радиолокатора, 31, 44 — стеньги, 32 — антенна радиопеленгатора, 33 — антенный рей, 34, 41 — штыревые антенны на рее, 35 — мачта, 36, 37 — антенное снижение, 38, 39 — антенна, 40 — радиоантенна, 42 — кожух дымовой трубы, 43 — надстройка на нижнем мостике, 45 — гафель, 46 — краспица, 47 — одинарная грузовая мачта с салингом, 48 — надстройка на шлюпочной палубе, 49 — надстройка, 50 — стойка гаковых огней, 51 — надстройка на верхней палубе, 52 — стойка кормового якорного фонаря, 53—флагшток, 54 — кормовой якорь, 55 — транец, 56 — перо полубалансирного руля, 57 — гребной винт, 58 — спаренное носовое подруливающее устройство, 59 — киповая планка, 60 — двойной роульс, 61 — швартовный кнехт, 62, 80, 81, 85 — люки, 63 — электрический якорный шпиль, 64 — автоматическая швартовная лебедка, 65 — горизонтальная вьюшка, 66 — бортовая стойка оттяжки, 67 — палуба надстройки, 68 — шлюпочная палуба, 69 — плавательный бассейн, 70 — трап, 71 — спасательный надувной плот, 72 — навигационный мостик, 73 — нижний мостик, 74 — спасательная шлюпка, 75 — световой люк машинного отделения, 76 — шлюпбалка, 77 — палуба верхнего мостика, 78 — репитер, 79 — заборник воздуха, 82 — запасной якорь, 83 — буксирный кнехт, 84 — автоматическая якорно-швартовная лебедка, 86 — балка шарнира подъемной носовой оконечности, 87 — опора шарнира подъемной носовой оконечности, 88 — гидроцилиндры, попарно расположенные у шарнира, 89 — крышка палубного клюза, 90 — стопор, 91 — якорная цепь, 92 — рабочая моторная шлюпка, 93 — вьюшка, 94 — клюз с четырьмя цилиндрическими роульсами, 95 — верхняя палуба.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Чертежи океанского судна “Х1Х съезд ВЛКСМ” представлены видами на правый борт и на палубу, масштаб этих изображений — 1 :400. Теоретический чертеж изображен в масштабе 1 :200. Выбрать наиболее приемлемый масштаб модели вам поможет таблица.

Модель окрашивается в следующие цвета: корпус ниже ватерлинии, а также балансирный руль — темно-зеленый; борт выше ватерлинии до верхней палубы, ниша якорного клюза, палубы рубки, надстройки бака, площадок — темно-серый; антенны радиолокатора, радиопеленгатора, телевизионная, штыревые, лебедки, шпили, вентиляционные головки, шарнирное устройство подъемной носовой оконечности, компас, прожектор, люковые крышки, вьюшки, тралы,

репитеры—светло-серый; барабаны лебедок, кнехты, роульсы, якоря, клюзы, киповые планки, стопоры, якорная цепь, а также буквы назвзания судна на бортах — черный; фальшборт выше верхней палубы, леерное ограждение, коридор выхода на верхнюю палубу, кожух дымовой трубы, стойки, опоры антенны, надстройки, рубка, шлюпки (ниже ширстрека), забортный трап, грузовая марка, знаки осадки, бульбового образования и подруливающего устройства, грузовая марка — белый; мачты, грузовая стрела — “слоновая кость”; верх спасательных шлюпок (по ширстрек), спасательные плоты — красно-оранжевый; марка на дымовой трубе — красный; серп и молот на марке кожуха дымовой трубы — желтый крон.

Главные размерения моделей различных масштабов

Macштабы

1 :75

1 : 100

1 : 150

1 :250

1 : 400

1 : 500

Размерения, мм

 

Длина наибольшая

2036

1527

1018

610

382

305

Длина по КВЛ

1920

1440

960

576

360

288

Ширина наибольшая . .

256

192

128

64

48

32

Высота борта .....

175

131

87,5

52

34

26

Осадка ........

88

66

44

26

17

13

Допустимая осадка самоходной модели

97

73

49

28

Длина цилиндрической вставки корпуса (расстояние между 5-м и 6-м шпангоутами)

336

252

168

99

62

45

Расстояния между другими шпангоутами (шпация) . .

176

132

88

53

33

27

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1983, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100