Архив журнала Моделист-Конструктор
В СТЕПИ ПОД ХЕРСОНОМВ степи под Херсоном
Так поется в бессмертной песне на слова М. Голодного о легендарном герое гражданской войны Анатолии Железнякове. Но холодный камень гранитного обелиска на Ваганьковском кладбище в Москве говорит о другом. О том, что Анатолий Григорьевич Железняков (1895 1919 гг.) похоронен в Москве. Очень многие об этом, конечно, не знают.
Сам факт, что тело прославленного балтийского матроса действительно захоронено в Москве, не противоречит песне. Правдиво созданный М. Голодным литературный образ убеждает каждого, что балтиец лежит именно в херсонской степи, под курганом. Там он сражался, там остались лежать сотни его сподвижников и красноармейцев, чьим командиром был А. Железняков. Там был он сам тяжело ранен. А подвиги его настолько легендарны и известны, что трудно представить себе херсонскую землю и ее курганы без матроса-партизана.
Удивительно яркой, но очень короткой была жизнь А. Железнякова, уроженца Москвы. В 20 лет он начал революционную деятельность. Осенью 1915 года его призвали на военную службу и зачислили в Балтийский флот. Служил А. Железняков на минном заградителе «Нарова». Там же за активную борьбу против буржуазного Временного правительства его приговорили к 14 годам каторги.
После побега из тюрьмы А. Железняков с еще большей энергией ведет революционную работу среди матросов Гельсингфорса (Хельсинки). Накануне Октябрьского вооруженного восстания 1917 года он прибыл во главе полуторатысячного отряда моряков в Петроград в качестве делегата от матросов Балтики на II Всероссийский съезд Советов. Здесь Военно-революционный комитет назначил А. Железнякова командиром отряда, выступившего на штурм Зимнего дворца. А спустя некоторое время с пятитысячным отрядом его направляют в Москву для борьбы с контрреволюцией.
В начале 1918 года решением Петроградского Совета А. Железнянов был назначен комендантом Таврического дворца. В феврале этого же года он снова в гуще событий, на фронте: командовал Дунайской военно-транспортной флотилией, затем Еланским полком в составе дивизии Кинвидзе. В конце 1918 года А. Железняков командир бронепоезда, принимавшего участие в боях под Знаменкой, Пятихаткой, Верховцево на Херсонщине. В июле 1919 года в боях под Верховцево он был смертельно ранен.
Имя бесстрашного бойца с гордостью пронес сквозь все сражения в Великую Отечественную войну монитор «Железняков», названный так в честь народного героя. А песня двадцатых годов о балтийском матросе «В степи под Херсоном» родила новую, отразившую героизм моряков-черноморцев:
На Тамани, на Кубани
В этом году 29 октября исполняется 50 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи, героическая история которого слилась с историей нашей страны.
Анатолий Железняков, молодой большевик, в 20 лет начал революционную деятельность. В 23 года он уже командовал Дунайской военно-транспортной флотилией. Его героизм и бесстрашие давно стали легендой. Легендарными были и дела матросов-комсомольцев, сражавшихся на мониторе «Железняков» против гитлеровцев.
Публикуемые на этих страницах журнала материалы помогут нашим читателям построить модель судна, узнать славную биографию Анатолия Железнякова человека и корабля.
В будущих номерах под рубрикой «50 лет ВЛКСМ» мы подробно расскажем о самолетах, кораблях и других машинах, которые носили или носят имя комсомола, история которых накрепко связана с делами и подвигами комсомольцев прошлых лет.
Биография этого корабля легендарна не менее человека, чье имя он носил. Шел 1936 год. В канун 19-й годовщины Октября киевской судоверфью «Ленинская кузница» на воду был спущен речной бронированный артиллерийский корабль. Одним словом монитор. Ему дали имя балтийского матроса, участника Великой Октябрьской социалистической революции, героя гражданской войны Анатолия Железнякова. 6 ноября на корабле был поднят флаг Военно-Морского Флота. С этого дня и началась его боевая жизнь.
В 1940 году создается Дунайская военная флотилия. В ее задачи входит охрана государственной границы, патрулирование вдоль берегов реки. В этом же году она принимает участие в освобождении Бессарабии. С первых дней создания флотилии в ее состав вошел и «Железняков». Он исправно и безотказно нес службу.
В тот июньский день на корабле мало кто думал о войне. Монитор стоял недалеко от города Рени. Вечерело. С берега доносились песни, глухой шум. Тихо плескалась у борта дунайская волна. Разными делами был занят экипаж. Незаметно подкралась ночь. Поутихли песни, не стало слышно городского шума. За иллюминаторами погасли последние огни...
А в четыре часа пятнадцать минут утра монитор вздрогнул от артиллерийской стрельбы. Батареи с противоположного берега били в упор по «Железнякову». Так началась для него война. Корабль открыл ответный огонь по береговой артиллерии противника. Батареи начали умолкать. Потом их огонь обрушился с новой силой. Маневрируя, корабль все время уходил от прямых попаданий вражеских снарядов. Своим ответным огнем он разгромил одну из батарей, сбил бомбившего разведчика.
Пограничникам на этом рубеже долго удержаться не удалось. Под натиском врага они медленно отступали. В ходе сражений случилось так, что «Железняков» с несколькими мониторами и катерами флотилии оказался в тылу противника. Оба берега реки были уже заняты. Боеприпасы кончались, и оставаться на Дунае не было никакого смысла. Поэтому, прорвав с боем несколько огневых завес, корабли флотилии пришли к крепости Измаил.
Потом была Одесса. Весть о героических делах «Железнякова» в первые дни войны дошла сюда раньше, чем он сам. Находившиеся в порту военные моряки с уважением встретили этот небольшой, но крепкий корабль.
В августе монитор бороздил уже воды Южного Буга, защищал Николаев, отстаивал Очаков, Херсон. Отлично вооруженный речной бронированный корабль неоднократно появлялся в тылу противника, громил немецкие переправы, батареи, пехоту, танки, срывал вражеские операции. Сам же он всегда возвращался на базу, хотя гитлеровцы пускали за ним в погоню десятки бомбардировщиков, преследовали его по" пятам.
Однажды под Очаковом над монитором в течение шести часов висели пикирующие бомбардировщики врага. На него сбрасывали десятки фугасных бомб, с оглушительным воем пикировали самолеты и выли сирены. Все новые и новые волны «юнкерсов» обрушивались на корабль. Из строя вышли дальномер, рация, заклинило башню. «Железняков» весь был объят тяжелым дымом и пламенем. А матросы продолжали отражать налетчиков из зениток и орудий главного калибра. Отбиваясь на всем пути от наседавших самолетов, монитор вышел в Черное море. Там бушевал шторм, который наверняка грозил гибелью речному кораблю. Но, преодолев и стихию, он благополучно прибыл к своим.
18 октября 11-я немецкая армия и румынский горный корпус возобновили наступление на Перекопский перешеек. Им противостояла ослабленная в боях 51-я армия. Через пять дней с ходу вступили в бой эвакуированные из
Одессы в Крым части Отдельной Приморской армии. Но силы были еще далеко не равны. И под натиском превосходящих сил врага 51-я армия отступила в район Керченского полуострова, а части Отдельной Приморской к Севастополю.
В это время, 20 ноября 1941 года, приказом заместителя наркома Военно-Морского Флота И. С. Исакова Дунайская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Азовской военной флотилии. Из шести мониторов уцелел только один «Железняков». Вместе с другими кораблями он вошел в состав Отдельного Донского отряда этой флотилии.
Жаркие бои выпали на долю экипажа «Железнякова» летом 1942 года. Он наводил страх на врага в устье Дона, Кубани, на Ахтанизовском лимане, по побережью Азовского моря, при обороне Таганрога и Темрюка.
Немеркнущей страницей в историю Великой Отечественной войны вошла оборона Темрюкской военно-морской базы. Защищая Темрюк, азовцы отвлекали на себя с новороссийского направления крупные силы врага, которые несли здесь огромные потери. И все же Темрюк был оставлен.
Последним отсюда в Черное море прорывался «Железняков» в сопровождении тральщика ТЩ-581. Корабли шли, ведя непрерывные бои с авиацией и береговой артиллерией противника, преодолевая сильный шторм. Захватив Пересыпь, гитлеровцы перекрыли единственный для монитора проход через узкую протоку, соединяющую Ахтанизовский лиман с Азовским морем. Решено было прорываться с боем. Корабль шел вплотную к берегу, обстреливая из орудий и пулеметов огневые точки врага, пытавшегося в упор расстрелять монитор.
Протока осталась позади. Но Азовское море встретило плоскодонный «Железняков» жестоким штормом. Вскоре тральщик ТЩ-581 был выброшен волной на прибрежную отмель. Усилия команды сняться с мели под огнем противника ни к чему не привели. Взорвав тральщик, его личный состав сошел на берег и влился в ряды морской пехоты.
Монитор «Железняков», у которого во время обстрела и шторма были серьезно повреждены оба руля и корпус, также выбросило на мель в районе Кучугур. Двое суток по пояс в колодной воде боролись люди за спасение корабля. На третьи сутки монитор был снят с мели. Задраив пробоины, откачав воду и навесив деревянный руль, железняковцы ушли в последний прорыв. Впереди был Керченский пролив, занятый немцами. Вот как писал об этом прорыве в 1943 году Игорь Всеволожский:
«...Монитор входил в Керченский пролив. Узкий фарватер, пристрелянный противником, минные поля да затопленные корабли. Все ближе и ближе подходил монитор к самому узкому месту пролива. Вдруг ослепительный свет залил катер. Несколько вражеских прожекторов нащупали «Железнякова».
Самый полный вперед!
Сразу же ударило несколько орудий. Нет, не несколько орудий по монитору било несколько батарей. Корабль встряхнуло раз, другой, третий. Один снаряд попал под башню главного калибра, другие два в носовую часть. Поранило людей...
Противник бил бешено, ожесточенно, в течение нескольких минут он выпустил по кораблю около трехсот снарядов.
Оставался один выход свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко, он, может быть, пройдет над минами, не задев их. Это был единственный шанс на спасение.
И рулевой по приказу командира А. Харченко свернул с фарватера на минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило. Вместо них тотчас же встали другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли. Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на какой-то затонувший корабль, они ярко осветили его, и вдруг обрушился на него огонь, предназначенный для «Железнякова».
А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя взорваться на минах. И люди стояли на своих постах у машин, у орудий, у пулеметов, в радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...»
И он прорвался. Изрядно потрепанный, полуразбитый монитор пришвартовался спустя некоторое время в Поти. Там залечивал он свои многочисленные раны. А в сентябре 1944 года прибыл на Дунай для прикрытия войск, переправлявшихся через реку. «Железняков» участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии.
Вот и весь боевой путь легендарного корабля и его экипажа. О нем мне рассказал бывший начальник штаба Азовской, а затем Дунайской военных флотилий, ныне капитан первого ранга в запасе Аркадий Владимирович Свердлов.
|
Схема-карта основных походов и сражений монитора «Железняков». |
Крупнокалиберный зенитный пулемет и 37-миллиметровый зенитный автомат защищали монитор от нападения |
После окончания войны «Железняков» еще некоторое время находился на вооружении флота. Он, как и в первые предвоенные годы, охранял мирный труд страны. А затем его «демобилизовали». Вооружение корабля пополнило Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Броневая башня с пушкой была установлена у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус стал пристанищем для речных судов и катеров.
Летели годы. Но слава героического корабля жила в памяти народа. Из уст в уста передавались легенды, писались книги, слагались песни о подвигах железняковцев. О нем помнили. Помнили рабочие завода «Ленинская кузница», помнили оставшиеся в живых бывшие члены экипажа. Помнили потому, что такое не забывается. 40 000 км сквозь огонь и штормы (см. карту) прошли многие из них на мониторе по Днепру, Думаю, Южному Буту, Кубани, Азовскому и Черному морям. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое.
В 1965 году по просьбе общественных организаций корпус и боевое вооружение «Железнякова» передали заводу. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал он свои ратные подвиги. На нем снова подняли флаг Военно-Морского Флота. В этот день «Железняков» пережил второе рождение. Теперь он стал кораблем-памятником.
Словно разрезая тугие волны, исполненный динамики, застыл у въезда судоверфи «Ленинская кузница» на пьедестале непобедимый корабль символ доблестного труда киевских судостроителей и героизма военных моряков.
30 июня исполнится год, как монитор «Железняков», восстановленный судостроителями к 50-летию Советской власти, начал новую, вечную жизнь.
Г. РЕЗНИЧЕНКО, наш спец. корр., Киев Москва
Середина XIX столетия в США. Идет гражданская война. Весь военный флот остался у северян. Это были деревянные корабли старой постройки. Южане, которым флот был необходим, как воздух, не могли соперничать в кораблестроении с индустриальным Севером. У них не было ни судостроительной промышленности, ни инженеров-кораблестроителей. Их могло выручить лишь совсем необычное, оригинальное решение.
Когда войска южан взяли порт Норфолк, в их руки попали морской арсенал и доки. Подняв полузатопленный фрегат «Мерримак», они переделали его в броненосец и дали ему имя одного из мятежных штатов «Вирджиния». Южане понимали, что такой броненосец может с успехом сражаться с целым флотом деревянных кораблей.
В свою очередь, северяне тоже поняли необходимость строительства броненосцев. Слухи же о постройке «Вирджинии» вызвали чуть ли не панику и заставили их поторопиться. В этих условиях инженеру Джону Эрикссону, шведу по происхождению, удалось убедить правительство принять его проект нового корабля. Но ему разрешили строить этот корабль на свой страх и риск.
Эрикссон рассуждал так: корабль должен быть неуязвим, то есть защищен толстой броней, с малой осадкой для действий вблизи берегов. Он также предложил вооружить корабль парой тяжелых пушек, имеющих круговой обстрел, поместив их в сильно бронированной, тоже вращающейся башне в центре корабля. «Монитор» так называлось детище Эрикссона был низкобортным кораблем в 1200т водоизмещения. Над палубой возвышалась лишь башня с двумя 11-дюймовыми гладкоствольными пушками, маленькая штурманская рубка и убиравшаяся перед боем труба.
Слово «монитор» это «увещеватель» или тот, кто наставляет на путь истинный. Выбрано оно было Эрикссоном с той целью, чтобы показать на примере своего корабля всю бессмысленность строительства батарейных судов и внушить южанам, что их попытки овладеть морем обречены на провал.
Все же, как ни торопились северяне, «Вирджиния» вышла в бой раньше. В то памятное утро 8 марта 1862 года грозная эскадра деревянных фрегатов северных штатов появилась на Хэмптонском рейде перед Норфолком. Открыв первыми огонь по «Вирджинии», северяне с ужасом увидели, что снаряды их пушек отскакивают от бортов броненосца как горох. А потом началось побоище...
К вечеру, потопив два фрегата и повредив несколько других, броненосец южан удалился, чтобы на следующий день продолжить свою разрушительную работу. В этот-то момент и появился спешивший из последних сил «Монитор». Увидев его, командир «Вирджинии», будучи опытным моряком, сразу же угадал в ничтожном с виду корабле своего главного врага.
|
Рис. 1. «Монитор» 1862 года. Водоизмещение 1200 т; скорость 9 узлов; две 280-мм пушки; броня башни 200 мм.
«Монитор» был втрое меньше «Вирджинии» и слабее вооружен. Но конструкция его была совершеннее. В бою 9 марта «Вирджиния» не смогла справиться с ним и отступила. Поле боя осталось за «Монитором». После этого южане уже больше не пытались добиться господства на море.
Это была победа башенной системы размещения артиллерии над батарейной. Успешные действия «Монитора» вызвали усиленное строительство подобных кораблей в США, а потом и в других странах. В Европе Дания первой в 1863 году построила монитор «Рольф Краке» по проекту английского инженера Кольза. В России в 1863 году были заложены 10 мониторов типа «Ураган» с двумя 229-мм орудиями в одной башне системы Эрикссона, а в 1866 году три двубашенных монитора типа «Русалка». Эти корабли предназначались для действий в мелководном Балтийском море.
|
Рис. 2. Американский монитор «Роанок». 1863 г. |
Рис. 3. Русский монитор «Ураган», построенный в 1864 году. Водоизмещение 1566 т; скорость 7 узлов; броня 5''; артиллерия: два 9'' орудия и 2 скорострелки.
Однако из-за низких бортов мониторы имели очень плохую мореходность. Сам «Монитор» погиб 31 декабря 1862 года в бурю у мыса Гаттерас. 6 сентября 1870 года перевернулся и утонул от налетевшего шквала английский монитор «Кэптен», имевший парусное вооружение. На нем погибло около 500 человек команды и его строитель инженер Кольз. Этот случай подорвал доверие к мониторам. Лишь США продолжали строить их до 1902 года.
|
Рис. 4. Английский монитор «Эребус» постройки 1916 года. Водоизмещение 7200 т; скорость 12 узлов; две 15'' и восемь 4'' орудий; броня башни 13", пояса 4".
Возродились мониторы в период первой мировой войны. Сначала в английском флоте, а затем и в итальянском для борьбы с немецкими береговыми батареями.
Многие страны строили речные мониторы. Австро-венгерские речные мониторы, считавшиеся одними из лучших, после развала «двуединой» монархии еще долго служили в составе речных флотилий Венгрии, Югославии и Румынии.
Наиболее сильными были русские речные мониторы Амурской флотилии типа «Ураган». Вооружение их состояло из двух пушек 152-мм в двух башнях и четырех 120-мм, также в двух башнях. В составе советской Дальневосточной флотилии они в октябре ноябре 1929 года громили корабли речной флотилии белокитайцев, а в 1945 году в составе Амурской Краснознаменной флотилии участвовали в боевых действиях против японских милитаристов. Два из них мониторы «Сунь Ят-сен» и «Свердлов» получили высокое звание гвардейских. Мониторы Дунайской флотилии поддерживали наступление наших войск в Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Славный боевой путь прошел монитор Дунайской, а затем Азовской флотилии «Железняков».
В боевых действиях прошлых войн мониторы участвовали как специальный класс кораблей, предназначенный для действия в прибрежных водах морей или на реках для поддержки своих войск, а также для подавления вражеской береговой обороны и для обеспечения высадки десантов.
И. ШМЕЛЕВ, Москва
|
№ п/п |
Наименование |
К-во |
1 |
Корпус |
1 |
2 |
Киповая планка |
4 |
3 |
Гюйс-шток |
1 |
4 |
Швартовно-якорный шпиль |
1 |
5 |
Кнехты |
4 |
6 |
Орудийная башня 45-мм орудий |
2 |
7 |
Люк |
12 |
8 |
Пулеметная башня |
2 |
9 |
Башня главного калибра |
1 |
10 |
Боевая рубка |
1 |
11 |
Прожектор |
1 |
12 |
Крупнокалиберный пулемет |
3 |
13 |
Марс |
1 |
14 |
Фок-мачта |
1 |
15 |
Антенный ввод |
1 |
16 |
Шлюпбалка |
4 |
17 |
37-мм автомат |
2 |
18 |
Дымовая труба |
1 |
19 |
Корабельный колокол |
1 |
20 |
Грот-мачта |
1 |
21 |
Военно-морской флаг |
1 |
22 |
Кормовой шпиль |
1 |
23 |
Флагшток |
1 |
24 |
Кормовой якорь |
1 |
25 |
Кормовой кринолин |
1 |
26 |
Перо руля |
2 |
27 |
Гребной винт |
2 |
28 |
Световой люк |
4 |
29 |
Четырехвесельный ял |
1 |
30 |
Шестивесельный ял |
1 |
31 |
Цепной клюз |
1 |
32 |
Цепной стопор |
1 |
33 |
Становой якорь |
1 |
34 |
Палубный клюз |
1 |
Чертежи для печати
|