СПОРТИВНЫЙ РЕЙС «ЗВЕЗДНОГО»

В. КРИКУН

Те, кому доводилось проводить свой отпуск на Черноморском побережье, наверняка помнят небольшие белые пассажирские теплоходы, курсирующие на прибрежных линиях, — «Владимир Маяковский», «Николай Островский», «Давид Караев», «Валерий Чкалов» и другие.

Головное судно этого типа — теплоход «Звездный» — было построено в 1970 году на Херсонском судостроительно-ремонтном заводе имени Коминтерна. Хотя теплоход создавался для эксплуатации на черноморских линиях, его проект оказался настолько удачным, что суда этой серии с успехом стали эксплуатироваться и на местных линиях Балтийского моря.

«Звездный» — типичное морское пассажирское судно прибрежного плавания. Перевозка пассажиров на таких теплоходах допускается при волнении моря до четырех баллов и при силе ветра до шести баллов. Водоизмещение его составляет 75/95 т, наибольшая длина — 33,5 м, наибольшая ширина — 5,3 м, высота борта — 2,6 м, осадка — 1,6 м, мощность двух двигателей по 300 л. с., скорость хода — 14,2 узла, пассажировместимость — 200 человек.

На теплоходе три пассажирских помещения: открытое — в кормовой части судна и два закрытых — в носовой и средней.

Машинное отделение с двумя главными двигателями — дизелями типа ЗД12А, оборудованными дистанционным управлением, — расположено в корме под пассажирским салоном. Ходовой мостик из алюминиевого сплава находится над верхней палубой в носовой части теплохода.

Корпус, сваренный из стальных листов, имеет круглоскулые обводы тетраэдровидной формы с малопогруженным в воду транцем. Теплоход приводится в движение двумя четырехлопастными винтами Ø1120 мм. Якорное устройство состоит из двух якорей Холла весом по 200 кг каждый, якорных цепей калибром 17 мм, ручного брашпиля с гидроприводом и двух винтовых стопоров якорных цепей. Спасательное оборудование теплохода — спасательные приборы-плоты, пробковые круги и спасательные жилеты, которые хранятся на подвесных полках в проходе на главной палубе.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Двухзальная силовая установка, достаточное удлинение корпуса и несложность воспроизведения эффектных обводов прогулочного теплохода позволяют смело рекомендовать его в качестве прототипа для постройки модели класса ЕК (самоходные копии гражданских судов). Невысокая масштабная скорость дает возможность использовать даже на крупногабаритной копии нефорсированные отечественные мотоустановки, специально выпускаемые промышленностью для судомоделистов. Единственная доработка, существенно повышающая точность прохождения дистанции в 50 м и уверенное попадание в отмеренные «ворота», — изменение направления вращения одного из двигателей на обратное с соответствующей заменой одного гребного винта.

Лучший материал для корпуса — стеклопластик (технология выклейки в нашем журнале описывалась неоднократно). Надстройки и другие элементы судна, имеющие прямые стенки, проще выполнить из листового материала — целлулоида или жести. Это позволит сэкономить немало сил при отделке модели.

Основные характеристики модели

Масштабы

1:100

1:75

1:50

1:25

1:20

Длина наибольшая, мм

335

447

670

1340

1675

Длина по КВЛ, мм

310

413

620

1240

15SO

Ширина, мм

53

71

106

212

265

Ширина но КВЛ, мм

51

68

102

204

255

Высота борта, мм

26

35

52

104

130

Осадка, мм

16

21

32

64

80

Осадка допустимая, мм

17

23

35

70

88

Водоизмещение, кг

0,095

0,225

0,760

6,080

11,875

Скорость, м/с

0,731

0,345

1,035

1,461

1,631

Масштаб относительно чертежа общего вида

1,5:1

2:1

3:1

6:1

7,5:1

Можно построить одновременно несколько копий «Звездного». Чтобы исключить создание совершенно одинаковых моделей, приводим таблицу, в которой в зависимости от названия теплохода указаны отличия в окраске.



Название судна

Порт приписки

Цвет окраски

1

2

3

«Звездный»

Севастополь

белый

черный

белый

«Владимир Маяковский»

Евпатория

белый

белый

белый

«Турист»

Рига

белый

белый

голубой

«Заря»

Севастополь

белый

светло-серый

голубой

Окраска головного судна серии «Звездный»: днище и палуба — темно-зеленый; якорь, надводный борт корпуса, винтовые стопоры — черный; фальшборт изнутри, серп и молот на дымовых трубах — желтый крон; полоса на дымовой трубе, сиденья, левый отличительный огонь — красный; декоративные полосы на надстройке и рубке — голубой; надстройка, рубка и брашпили — белый; спасательные приборы, круги, правый отличительный огонь — ярко-оранжевый цвет.



МОРСКОЙ ПРОГУЛОЧНЫЙ ТЕПЛОХОД «ЗВЕЗДНЫЙ»: 1 — якорь Холла, 2 — стойка якорного фонаря, 3 — судовой колокол, 4 — бортовой отличительный огонь, 5 — прожектор. 8 — мачта, 7 — антенна, 8 — ходовой огонь, 9 — дымовая труба, 10 — тент, 11 — гакабортный огонь, 12 — привальный брус, 13 — корпус, 14 — перо руля, 15 — гребной винт, 16 — дейдвуд, 17 — брусковый киль, 18 — боковой киль, 19 — привальный брус, 20 — брашпиль, 21 — винтовой стопор якорь-цепи. 22 — битенг. 23 — спасательный круг, 24 — надстройка, 25 — спасательный прибор, 26 — вентиляционный раструб, 27 — огнетушитель, 28 — наклонный трап, 29 — каркас тента, 30 — сиденье, 31 — кнехты, 32 — киповая планка, 33 — люк, 34 — компас, 35 — кресло, 36 — индикатор руля, 37 — рукоятка управления рулевой машиной, 38 — стол. Чертежи выполнены в масштабе 1 :150.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1985, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100