Архив журнала Моделист-Конструктор
|
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ Надеемся, что читатели простят нам возможные незначительные отклонения в деталях описанного здесь и показанного на рисунках автомобиля от оригинала, — мы будем благодарны, если получим обоснованные поправки. Дело в том, что фирма “Делоне-Бельвиль” всегда славилась бесчисленными вариациями моделей и их разновидностей. Вряд ли найдется экземпляр автомобилей этой марки, хотя они и считались серийными, который не отличался бы от других. Кузова выполнялись на заказ, оборудование устанавливалось на каждую машину по особому перечню. Существовали десятки и десятки обозначений моделей, вплоть до таких, как лимузины SMT, что означало “Са Мажесте лё Тсар” (“Его Величество Царь”). Автомобили, на одном из которых ездил В. И. Ленин, принадлежали к серии с кузовами типа “фаэтон”, некогда выполненной по заказу русской армии. Но и в ней были различия между отдельными машинами. Обратившись к документам, в том числе фотографиям двух, казалось бы, одинаковых машин, мы обнаружили, например, что у одной запасное колесо установлено справа над сплошной подножкой и правая передняя дверь отсутствует, а у второй колесо находится сзади, имеется узкая (из-за рычагов внутри кузова) передняя дверь, подножка же разделена на две части — жестко закрепленную переднюю и откидную заднюю, как у старинных карет. Знатоки автомобильной истории отметят одну существенную особенность: почти для всех “Делоне” начала века характерен очень низкий капот и ступенчатый переход от него к корпусу кузова. Автомобили же описываемой серии отличались более современным силуэтом. Верхние линии капота и борта кузова находятся у них почти на одной высоте, переход между ними плавный. Далее — на капоте лишь две небольшие вентиляционные отдушины с каждой стороны, так как вентилятором (в дополнение к обычному, расположенному перед двигателем) служит снабженный лопастями маховик двигателя; он протягивает воздух через радиатор и закрытое со всех сторон (снизу — укрепленный на раме поддон) подкапотное пространство. От прежнего оформления передка машины сохранилась круглый радиатор, обручи-накладки и крашеные поперечные полоски — цировки. Все эти декоративные элементы выполнены “под золото” — так же, как корпуса фар и фонарей, их кронштейны, рамки обоих ветровых стекол, “дудки” сигналов, надпись на радиаторе, колесные колпачки. Эффект достигался применением латуни, бронзы или соответствующего покрытия. На модели также следует использовать латунь или краску с бронзовым порошком. Обратите внимание на то, что обод кожуха радиатора расширяется книзу. Это хорошо заметно на виде спереди. В согласии с военным назначением автомобиля его кузов окрашен в защитный цвет. Рама, механизмы и колеса — традиционно черные. Проволочные, так называемые тангентные, спицы колес собраны в 16 групп по четыре — две наружные и две внутренние. Ветровых стекол — два (ведь это “дубль-фаэтон”!). Переднее разделено по горизонтали на две части, верхняя часть откидывается вверх для езды в ненастную погоду (стеклоочиститель еще не был изобретен), а рамка всего стекла — вперед. Заднее ветровое стекло тоже откидывается, но назад. Ящики для аккумуляторов и инструмента, расположенные на подножках, обтянуты черной кожей. То же относится к сиденьям. Рисунок обивки — крупными “сайками” (а не ромбовидными подушечками, как это нередко делалось на автомобилях того времени). Панель щита приборов и обод рулевого колеса выполнены из красного дерева. Тент — из плотной клеенки, его металлические дуги снабжены в средней части дубовыми накладками. Наружные дверные ручки отсутствуют (считалось, что для открытого кузова достаточно внутренних ручек). На модели должны быть отчетливо видны оси с их рессорной подвеской. К сожалению, подробные чертежи не сохранились. Все же можно воспроизвести их подобие, пользуясь общим видом автомобиля. Передняя ось — “классического” типа, с продольными рессорами. Она показана на рисунках. Задние ось и подвеска с тремя рессорами, а также рама, глушитель, карданный вал и трансмиссионный тормоз видны на перспективном рисунке шасси. Отличительный элемент автомобиля в его послеоктябрьском виде — расположенный на необычном месте, под ветровым стеклом номерной знак “107”. Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ |
ШАССИ АВТОМОБИЛЯ “ДЕЛОНЕ-БЕЛЬВИЛЬ”: 1 и 26 — тормозные барабаны ручного тормоза, 2 — рама, 3 и 24 —толкающие штанги, 4 — глушитель, 5 — поперечина рамы, 6 — педаль тормоза, 7 — педаль сцепления, 8 — манометр давления масла, 9 — термометр температуры воды, 10 — выключатель зажигания, 11 — рулевое колесо, 12 — зубчатый сектор и манетка (рукоятка) постоянного газа, 13 — радиатор, 14 — бак для топлива, 15 — рычаг перемены передач, 16 — передняя ось, 17 — продольная рулевая тяга, 18 — рулевая сошка, 19 — педаль акселератора (газа), 20 — рычаг тормоза, 21 — кожух-поддон, 22— трансмиссионный вал, 23 — коробка передач, 25 — карданный вал, 27 и 30 — комбинированные серьги поперечной и продольных рессор, 28 — поперечная рессора, 29 — выхлопная труба, 31 — продольная рессора, 32 — кронштейн поперечной рессоры. |
Чертежи для печати
|