Гусеничный трактор ДТ-75С
ОРИЕНТИР - ЭНЕРГОНАСЫЩЕННОСТЬ

В. П. ШЕВЧУК, главный конструктор ВГТЗ

В начале этого года с конвейера Волгоградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского сошла двухмиллионная машина. Это трудовой подарок волгоградцев сельским механизаторам, их вклад в выполнение Продовольственной программы нашей страны.

Машины с маркой ВГТЗ можно встретить в СССР и за рубежом. Сорок процентов всех пахотных тракторов, отправленных на село, сделаны в Волгограде. Их отличные ходовые качества, неприхотливость в работе не раз отмечали земледельцы. Ровесник первых пятилеток, крупнейший в мире тракторный завод построили в невиданно короткий срок — за 11 месяцев. В июне 1930 года с его главного конвейера сошел первый трактор СТЗ-1. За четыре года было выпущено белее ста тысяч этих машин. Вскоре в цехах Сталинградского тракторного развернулось широкое соревнование за овладение новой техникой. Опыт его организации подхватили и другие машиностроительные заводы.

Успехи коллектива ВГТЗ отмечены наградами Родины. Четыре ордена на знамени завода — высокая оценка партии и правительства трудовых и боевых подвигов тракторостроителей. Конструкция машин, выпускаемых ими, постоянно совершенствуется. Создаются новые модели, которые в недалеком будущем станут основной продукцией завода. Среди них ДТ-75С, который с нетерпением ждут в колхозах и совхозах, гусеничный трактор с двигателем мощностью 170 л. с. и с автоматической коробкой передач.

В создании ДТ-75С принимали активное участие комсомольцы завода, молодые изобретатели и рационализаторы. Половина работ, связанных с проектированием и изготовлением опытных образцов, выполнена заводской молодежью. Она участвует в модернизации многих узлов и деталей новых машин, испытываемых на полях. Комсомольцы помогают собирать ДТ-75С в экспериментальном цехе.

Необходимость создания новой машины продиктована актуальными задачами повышения производительности пахотных тракторов, увеличением их энергонасыщенности, улучшением условий труда механизаторов. Конструкторы старались сохранить достоинства волгоградских машин и, устранив их недостатки, обеспечить производственно-технологическую преемственность. При этом большое внимание уделялось унификации ДТ-75С с базовыми моделями, выпускающимися на заводе. Опытные образцы прошли всесторонние полевые испытания. Они показали, что трактор успешно работает на участках с изменяющейся структурой почвы, особенно сложных для пахоты, причем один ДТ-75С может заменить две машины старого образца. В результате экономятся трудовые ресурсы, повышается производительность труда. Полеводы лестно отзываются о ДТ-75С, отмечая его высокую производительность и хорошие условия труда. Он не только пашет и культивирует почву, но может использоваться в орошаемом земледелии, при уборке урожая, перевозке удобрений. Трактор приспособлен для работы с более чем 70 навесными и прицепными агрегатами.

“Изюминка” конструкции — гидротрансмиссия, значительно облегчающая трактористу управление машиной. Ему не нужно часто переключать передачу в ходе вспашки или боронования. С помощью гидротрансформатора скорость регулируется автоматически, в зависимости от изменения тяговых усилий. В результате увеличивается срок службы двигателя, а его постоянная высокая загрузка не зависит от квалификации водителя. Благодаря гидротрансмиссии-у ДТ-75С всего две основные передачи, позволяющие развивать скорость до 22 км/ч. Некоторые модификации оборудованы ходоуменьшителем с двумя дополнительными технологическими передачами. Они необходимы при орошения посевов, когда скорость движения машины должна быть минимальной, как называют ее полеводы, “ползучей”.

Разрабатывая ДТ-75С, конструкторы особое внимание уделили улучшению условий труда водителя. Его кабина герметизирована и хорошо звукоизолирована. Даже при работающем двигателе в ней можно разговаривать, не повышая голоса. Хороший обзор и вентиляция создают дополнительные удобства для тракториста. В жару кондиционер испарительного типа охлаждает и увлажняет воздух в кабине.

Новые долговечные гусеницы ДТ-75С значительно сократят расход металла, необходимого для их изготовления. Кроме того, меньше понадобится запасных звеньев для замены изношенных траков. Экономичнее станет двигатель этой машины, уменьшится расход горючего и смазочных материалов.

Ведутся работы и над перспективными моделями гусеничных тракторов, например ВТ-200 с двигателем мощностью 200 л. с. Это на 25—30 % увеличит его производительность по сравнению с ДТ-75С. В кабине будущего трактора максимум удобств для высокоэффективного труда. Рычаги управления снабжены пневмоусилителями. Усилия водителя, управляющего трактором ВТ-200, невелики. Позаботились конструкторы и о безопасности тракториста в аварийных ситуациях. Кабина по требованию заказчиков может быть оснащена каркасом, предохраняющим ее от деформации в случае аварии.

Несколько слов о двигателе ВТ-200. Это восьмицилиндровый дизель с турбонаддувом. Экономичный, простой в обращении, он хорошо приспособлен для работы на полях в различных климатических зонах нашей страны.

Сейчас на заводе ведется подготовка производства для серийного выпуска ДТ-75С. Разрабатывается технология, автоматизируются и механизируются многие производственные процессы. Все это будет способствовать улучшению надежности и качества новой машины.



ТРАКТОР ДТ-75С

Это гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Он предназначен для пахоты средних и тяжелых почв, культивации, уборки урожая, а также выполнения работ по орошению полей. Кроме того, машина может использоваться и при транспортировке прицепов или полуприцепов.

Основной ее агрегат — силовая установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания и систем, обеспечивающих его работу. На ДТ-75С установлен V-образный шестицилиндровый двигатель СМД-66 с водяным охлаждением с турбонаддувом мощностью 170 л. с. Это определяет уровень энергонасыщенности нового трактора — 22—23 л. с./т. Запуск двигателя осуществляется пусковым устройством с электростартером.

Поток мощности от двигателя передается на муфту сцепления, карданный вал, гидротрансформатор, коробку передач, задний мост, бортовую передачу, звездочку гусеницы (ведущее колесо).

Характерной особенностью ДТ-75С является оригинальная гидромеханическая трансмиссия, которая обеспечивает автоматическое, бесступенчатое изменение скорости движения в зависимости от тяговой нагрузки. Она состоит из гидротрансформатора, коробки передач и механизмов заднего моста.

Коробка передач у ДТ-75С пятискоростная (две основные, две технологические передачи и одна заднего хода). Благодаря гидротрансформатору у него большой диапазон рабочих скоростей -от 9 до 15 км/ч. Кроме того, они могут быть понижены за счет включения технологических передач, уменьшающих скорость движения трактора до 0,75 км/ч. Задний мост этой машины с центральной передачей в виде пары конических шестерен и планетарного механизма поворота. Система смазки с фильтрацией и принудительной подачей масла значительно повышает работоспособность всей трансмиссии.

Ходовая часть ДТ-75С состоит из ведущих колес и четырех кареток с балансирной подвеской, по две на каждую гусеницу. Траки литые, с открытыми металлическими шарнирами. Их ширина — 390 мм. Шаг звена гусеницы — 170мм. Натяжение — гидравлическое.

Планетарное устройство поворота и тормозная система помогают развернуть машину на участке с радиусом в 3 м. Кроме того, она легко маневрирует на поле при разных скоростях движения. Тормоза в механизме поворота — ленточные с твердыми колодками. Остановочные тормоза такого же типа.

Перед двигателем трактора монтируются радиаторы масляный, водяной, гидротрансформатора.

Топливный бак емкостью 360 л установлен слева от водителя на крыле гусеницы.

За кабиной монтируются механизмы для навески сельскохозяйственных орудий, прицепное и буксирное устройства. Навесная система трактора раздельно-агрегатная, гидравлическая, с автосцепкой.

Часть крутящего момента от двигателя идет на вал отбора мощности. Он двухскоростной и предназначен для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин. Навесная система обеспечивает их стыковку и регулировку при вспашке, бороновании и других полевых работах. ДТ-75С может работать и с различными дорожно-землеройными орудиями и механизмами.

Кабина водителя смещена вправо, что улучшает обзор и наблюдение за навесными агрегатами. При этом тракторист не облокачивается на створку правого окна, как было раньше. Участок обрабатываемого поля ему прекрасно виден со своего рабочего места. Все органы управления размещены в кабине. Она цельнометаллическая, с широкими окнами, высоким потолком и мягким подрессоренным сиденьем. Кабина виброизолирована и отапливается зимой. Оборудована стеклоочистителями передних стекол и зеркалом заднего обзора. На ней установлены фары, освещающие прицепные агрегаты. Головные фары помогают трактористу работать ночью.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диапазон рабочих скоростей, км/ч ........ от 9 до 19
Мощность двигателя, л. с. .... 170
Двигатель ....... .СМД-66 (V-образный, шестицилиндровый)
Коробка передач ..... пятискоростная
Ширина гусеницы, мм ... 390
Шаг гусеницы, мм ..... 170

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1983, №12
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100