“ОРБИТА” ИЗ ИЖЕВСКА

Автомобиль, о котором пойдет речь, пока еще не запущен в серию, однако он уже знаком тем, кто побывал в павильоне “Машиностроение” на ВДНХ СССР.

Дебют новой базовой модели “2126” прошел более чем успешно. Посетители по достоинству оценили характерные особенности конструкции, отличающие ее от других перспективных моделей советских легковых автомобилей. Техническое задание определило тип компоновки нового автомобиля — задний привод и 1,5-литровый двигатель.

Конструкторы позаботились о том, чтобы по размерам салона, управляемости, экономичности автомобиль не уступал переднеприводным, сохранив положительные свойства классической компоновки: надежность ходовой части, традиционные, хорошо знакомые приемы вождения автомобиля, обслуживания и ремонта.

Были найдены и новые решения. Смещение силового агрегата и карданной передачи вправо от продольной оси автомобиля позволило дополнительно увеличить длину салона за счет продвижения педалей водителя вперед в увеличившееся пространство между брызговиками переднего крыла и тоннелем пола, разместить топливный бак достаточно большого объема (50 л.) под задним сиденьем — в месте, наиболее защищенном от повреждений, а также высвободить благодаря переносу бензобака значительный объем багажника.

Ширина автомобиля увеличена до 1656 мм — теперь на заднем сиденье свободно размещаются три пассажира. Вместимость салона ИЖ-2126 превосходит эту характеристику многих современных автомобилей как классической, так и переднеприводной компоновки.



Хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации, надежный и долговечный двигатель модели 412 прошел модернизацию: применение новой головки цилиндров с измененными формами в впускных каналах и повышенной степени сжатия заметно уменьшило расход топлива.

Итогом творческого сотрудничества с отраслевым институтом НАМИ и специалистами завода-смежника стала коробка передач новой конструкции повышенной надежности, имеющей пятую повышающую передачу с передаточным отношением 0,75.

Большое внимание было уделено аэродинамической проработке кузова. В результате продувки в аэродинамической трубе пластилиновых масштабных макетов и испытаний опытных образцов с привлечением зарубежных специалистов автомобиль приобрел свою окончательную форму; первоначальные, более угловатые варианты были “облагорожены”.

Усилия не пропали даром, и цифры расхода топлива 5,8—6,0 л на 100 км при скорости 90 км/ч говорят сами за себя.



Параллельно с разработкой пятидверного кузова шло проектирование грузового типа “пикап” и грузопассажирского вариантов. В этом случае применение привода на задние колеса помогло создать нужные народному хозяйству модификации большей грузоподъемности. Много усилий было затрачено на создание принципиально новых узлов, от которых зависят управляемость и устойчивость автомобиля, — подвески и рулевого управления. Принятая схема передней подвески типа “качающаяся свеча” (или подвески Мак-Ферсона) обладает меньшей массой, не требует регулировок развала колес в эксплуатации, уменьшает количество шарниров и в сочетании со стабилизаторами поперечной устойчивости обеспечивает хорошие показатели плавности хода. Задняя подвеска неразрезного ведущего моста — рычажно-пружинная, по сравнению с применяемой сегодня рессорной обладает меньшей массой, имеет на 30% меньше деталей, что позволяет экономить дорогую рессорно-пружинную сталь. Показатели плавного хода также существенно улучшены благодаря устранению сухого трения в рессоре.

Рулевое управление для автомобиля проектировалось в двух вариантах: с червячным и реечным механизмами. Предпочтение было отдано реечному рулю. Его особенность в том, что он расположен внутри поперечины, на которой одновременно крепятся рычаги передней подвески и установлены опоры силового агрегата. Резиновые гофрированные чехлы реечного механизма защищены от возможных повреждений стенками поперечины и рычагами подвески, а это обеспечивает надежную работу узла.

Тормозная система отличается применением передних дисковых тормозов, унифицированных с аналогичными узлами автомобиля ВАЗ-2108 при использовании задних барабанных.

Хорошо оправдавшая себя на “Жигулях” конструкция карданного сала с промежуточной опорой используется и на модели ИЖ-2126, однако в ней применены более прочные крестовины серийного “Москвича”.

В заключение отметим еще две новинки, которые наверняка положительно оценят будущие покупатели. Это трехступенчатый отопитель с распределением нагретого воздуха по всем зонам и сигнализирующий о состоянии бортовой сети вольтметр на щитке приборов вместо амперметра.



Автомобиль ИЖ-2126 “Орбита” успешно прошел государственные испытания. На основном заводе в городе Ижевске и на заводах-смежниках идет работа по его подготовке в производство: готовится к выпуску модернизированный двигатель, коробка передач, передняя подвеска и рулевое управление, задний мост, налаживается производство электрооборудования. Коллективы этих предприятий делают все возможное, чтобы выпуск нового автомобиля начался уже в этой пятилетке.

В. МАМЕДОВ, инженер

При изготовлении модели-копии автомобиля ИЖ-2126 следует обратить внимание на плавные переходы всех поверхностей, определяющих форму кузова. Характерной особенностью является наличие четко выраженной низкой поясной линии, образованной выштамповкой и соединяющей полки переднего и заднего бамперов. Автомобиль имеет сильно скругленные в вертикальной плоскости боковины и относительно плоскую крышу. Оригинальны большие, почти плоские колпаки колес. Обращаем также внимание на наличие стеклоочистителя на задней двери и художественное объединение вентиляционных решеток для выхода воздуха из салона с задними фонарями.

Бамперы, облицовка радиатора, накладка ручек дверей, вентиляционная решетка — черного цвета, кузов окрашивается теми же эмалями, которые характерны для сегодняшних ижевских “Москвичей”.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЯ ИЖ-2126:

Число мест, чел. ...... 5
Масса снаряженного автомобиля, кг .......... 1000
Полная масса автомобиля, кг . 1400
Габаритные размеры, мм: длина ........ 4013
ширина ....... 1656
высота ......... 1361
База, мм ......... 2470
Максимальная скорость, км/ч 150
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с. .......... 17
Расход топлива, л/100 км; при 90 км/ч ...... 5,8—6,0
при 120 км/ч ...... 7,8—8,0
при городском цикле . . . 9,0—9,3
Число цилиндров двигателя . . 4
Рабочий объем, л ..... 1,48
Максимальная мощность, кВт (л. с.) ....... 52,9 (72)
при частоте вращения . (мин—') коленчатого вала .... 5500
Степень сжатия ...... 9,5
Марка бензина ....... АИ-93





Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов автомобиля ИЖ-2126: 1 — включатель омывателя и переключатель стеклоочистителя. 2 — ручка воздушной заслонки карбюратора, 3 — включатель наружного освещения, 4 — включатель звукового сигнала, 5 — щиток приборов, 6 — переключатель указателей поворотов, 7 — переключатель света фар. 8 — ручка регулировки зеркала заднего вида, 9 — включатель аварийной сигнализации, 10 — включатель освещения приборов. 11 — включатель противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря. 12 — аптечка. 13 — ручка открывания капота, 14 — замок зажигания с противоугонным устройством, 15 — магнитола, 16 — ручка включения вентилятора отопителя, 17 — ручка регулировки системы отопления и вентиляции. 18 — ручка включения обогрева заднего стекла, 19 — рычаг переключения передач, 20 — прикуриватель, 21 — рычаг ручного тормоза, 22 — дефростер обдува боковых стекол. 23 — пепельница. 24 — огнетушитель, 25 — замок ремня безопасности.



Передняя подвеска автомобиля: 1 — коромысло. 2 — рычаг передней подвески, 3 — колесо, 4 — пружина. 5 — рычаг поворотного устройства.

Задняя подвеска: 1, 3 — шарниры рычагов подвески, 2 — рычаги подвески, 4 — пружина, 5 — дифференциал, б — амортизатор, 7 — полуось, 8 — колесо.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100