Архив журнала Моделист-Конструктор
МАЗ-503Клуб юных техников завода имени В. П. Чкалова города Новосибирска один из старейших в нашей стране. В нынешнем году ему исполняется 34 года. Сейчас здесь работают двадцать кружков, в которых занимаются более трехсот ребят. Мы уже дважды публиковали чертежи, разработанные в этом клубе. Новосибирские материалы получили горячий отклик читателей нашего журнала. В письмах, которые пришли со всех концов страны, ребята просят познакомить их и с другими работами клуба. Редакция журнала учла их пожелания, и сегодня мы публикуем сразу две модели: модель-копию автомобиля МАЗ-503, изготовленную в автомодельном кружке КЮТ завода имени В. П. Чкалова, и модель ракетной установки «Ураган» с программным управлением, выполненную ребятами из кружка экспериментального автомоделирования. Остановились мы именно на этих моделях потому, что первая отлично выполнена, хорошо продуманы ее самые важные узлы мост, моторама, карданный узел. Вторая модель показалась нам интересной, во-первых, потому, что это первая конструкция с программным управлением, публикуемая на страницах нашего журнала, и, во-вторых, ее несложно изготовить в любом кружке.
Автомобили новых марок вызывают большой интерес у моделистов. С особой охотой ребята изготавливают копии советских автомобилей.
Модель автомобиля МАЗ-503 с компрессионным двигателем «Ритм», которую мы предлагаем вниманию читателей, построил Володя Борода юный техник из Новосибирска. Участвуя со своей машиной на областных соревнованиях 1971 года, он занял первое место в классе автомобилей-копий с ДВС рабочим объемом 2,5 см3. Его МАЗ-503 на дистанции 500 м показал скорость 72 км/ч.
Модель выполнена в масштабе 1 : 20. Состоит из трех основных частей: ходовой части, кабины и кузова. При ее изготовлении Володя использовал сталь разных марок, дюралюминий Д-16Т, жесть.
РАМА изготовлена из стали 1X18H9T. Подвеска рессорная. Передние рессоры набраны из 9 полос, задние из 12, подрессорники из 8 полос. Толщина полосы 0,3 мм, материал сталь 1Х18Н9Т, можно использовать и пружины от будильники. Узлы подвески рессор выполнены из бронзы.
ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ МОСТЫ фрезеруются из стали 45. Редуктор заднего моста имеет коническое зацепление шестерен. Соотношение 1 : 1,3. Ось опирается на два подшипника Ø5X17. Вращающий момент от двигателя к мосту передается через карданный вал.
КАБИНА из жести. В открывающиеся двери вмонтированы защелки и стеклоподъемники. Электрооборудование скрыто обшивкой кабины. Окна «остеклены» плексигласом толщиной 1 мм. Кабина крепится к раме двумя шарнирами и замком-защелкой. Для охлаждения двигателя сделан воздухозаборник, который идет от радиатора к головке цилиндра.
КУЗОВ модели изготовлен из жести. Крепится к раме двумя шарнирами и фиксаторами. При снятии последних плоская пружина, укрепленная на раме, поднимает кузов.
Баллоны колес резиновые, цельнолитые. Диски выточены из дюралюминия. В них запрессованы по два подшипника Ø5X13. Внешняя копийность дисков достигается с помощью накладок.
Стояночные, тормозные и поворотные огни установлены на раме. Система переключения огней, размещенная на приборном щитке в кабине, соединяется с рамой с помощью разъема.
Монтаж электрооборудования модели произведен проводом сечением 0,2 см2. Лампочки напряжением 2,5 в можно купить в магазине «Медтехника». Каждый из выключателей Вк-1 Вк-5 представляет собой две пластинки, устанавливаемые с обратной стороны приборной доски. Через отверстия в доске вставляется проволока, которая замыкает нужный выключатель.
Питание схемы батарейку КБС-Л-0,5 размешают в кузове. Бачок для горючего с остановочным приспособлением под кабиной. Запасное колесо, ящик с инструментами, баллоны установлены на раме.
Модель окрашена нитрокраской: кабина снаружи красной, внутри белой, кузов темно-зеленой, рама черный.
В. ЕФИМКИН, инженер, г. Новосибирск
|
Рис. 2. Электросхема модели автомобиля МАЗ-503: Выключатель Вк-1 включает освещение приборной доски (лампочка Л1); Вк-2 фары на буфере (лампочки Л2, Л21); Вк-3 фары на кабине (лампочки Л3, Л31); Вк-4 левый указатель поворота (лампочки Л4, Л41); Вк-5 правый указатель поворота (лампочки Л5, Л51); Вк-6 стоп-сигнал (лампочки Л6, Л61). Выключатели Вк-1 Вн-5 устанавливаются в кабине на приборной доске, Вк-6 на педали тормоза. Шр1 штыревой разъем между кабиной и рамой. |
Рис. 3. Ходовая часть модели автомобиля МАЗ-503 и се детали: 1 фиксатор крепления кабины; 2 маховик; 3 муфта; 4 рама; 5 подрессорники; б кронштейн для крепления кузова; 7 задний мост; 8 промежуточный вал; 9 кронштейн для шарнирного крепления кабины; 10 фиксатор установки кабины; 11 моторама (дюралюминий Д16Т); 12 заклепка (Ст. 3); 13 передние рессоры; 14 задние рессоры; 15 узлы крепления задних рессор; 16 узлы крепления передних рессор; 17 передний мост; 18 пластина крепления рессор к мосту; 19 буфер.
Чертежи для печати
|