МАЗ-503

Клуб юных техников завода имени В. П. Чкалова города Новосибирска — один из старейших в нашей стране. В нынешнем году ему исполняется 34 года. Сейчас здесь работают двадцать кружков, в которых занимаются более трехсот ребят. Мы уже дважды публиковали чертежи, разработанные в этом клубе. Новосибирские материалы получили горячий отклик читателей нашего журнала. В письмах, которые пришли со всех концов страны, ребята просят познакомить их и с другими работами клуба. Редакция журнала учла их пожелания, и сегодня мы публикуем сразу две модели: модель-копию автомобиля МАЗ-503, изготовленную в автомодельном кружке КЮТ завода имени В. П. Чкалова, и модель ракетной установки «Ураган» с программным управлением, выполненную ребятами из кружка экспериментального автомоделирования. Остановились мы именно на этих моделях потому, что первая отлично выполнена, хорошо продуманы ее самые важные узлы — мост, моторама, карданный узел. Вторая модель показалась нам интересной, во-первых, потому, что это первая конструкция с программным управлением, публикуемая на страницах нашего журнала, и, во-вторых, ее несложно изготовить в любом кружке.

Автомобили новых марок вызывают большой интерес у моделистов. С особой охотой ребята изготавливают копии советских автомобилей.

Модель автомобиля МАЗ-503 с компрессионным двигателем «Ритм», которую мы предлагаем вниманию читателей, построил Володя Борода — юный техник из Новосибирска. Участвуя со своей машиной на областных соревнованиях 1971 года, он занял первое место в классе автомобилей-копий с ДВС рабочим объемом 2,5 см3. Его МАЗ-503 на дистанции 500 м показал скорость 72 км/ч.

Модель выполнена в масштабе 1 : 20. Состоит из трех основных частей: ходовой части, кабины и кузова. При ее изготовлении Володя использовал сталь разных марок, дюралюминий Д-16Т, жесть.

РАМА изготовлена из стали 1X18H9T. Подвеска — рессорная. Передние рессоры набраны из 9 полос, задние — из 12, подрессорники — из 8 полос. Толщина полосы — 0,3 мм, материал — сталь 1Х18Н9Т, можно использовать и пружины от будильники. Узлы подвески рессор выполнены из бронзы.

ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ МОСТЫ фрезеруются из стали 45. Редуктор заднего моста имеет коническое зацепление шестерен. Соотношение 1 : 1,3. Ось опирается на два подшипника Ø5X17. Вращающий момент от двигателя к мосту передается через карданный вал.

КАБИНА — из жести. В открывающиеся двери вмонтированы защелки и стеклоподъемники. Электрооборудование скрыто обшивкой кабины. Окна «остеклены» плексигласом толщиной 1 мм. Кабина крепится к раме двумя шарнирами и замком-защелкой. Для охлаждения двигателя сделан воздухозаборник, который идет от радиатора к головке цилиндра.

КУЗОВ модели изготовлен из жести. Крепится к раме двумя шарнирами и фиксаторами. При снятии последних плоская пружина, укрепленная на раме, поднимает кузов.

Баллоны колес — резиновые, цельнолитые. Диски выточены из дюралюминия. В них запрессованы по два подшипника Ø5X13. Внешняя копийность дисков достигается с помощью накладок.

Стояночные, тормозные и поворотные огни установлены на раме. Система переключения огней, размещенная на приборном щитке в кабине, соединяется с рамой с помощью разъема.

Монтаж электрооборудования модели произведен проводом сечением 0,2 см2. Лампочки напряжением 2,5 в можно купить в магазине «Медтехника». Каждый из выключателей Вк-1 — Вк-5 представляет собой две пластинки, устанавливаемые с обратной стороны приборной доски. Через отверстия в доске вставляется проволока, которая замыкает нужный выключатель.

Питание схемы — батарейку КБС-Л-0,5 размешают в кузове. Бачок для горючего с остановочным приспособлением — под кабиной. Запасное колесо, ящик с инструментами, баллоны установлены на раме.

Модель окрашена нитрокраской: кабина снаружи — красной, внутри — белой, кузов — темно-зеленой, рама — черный.

В. ЕФИМКИН, инженер, г. Новосибирск





Рис. 2. Электросхема модели автомобиля МАЗ-503: Выключатель Вк-1 включает освещение приборной доски (лампочка Л1); Вк-2 — фары на буфере (лампочки Л2, Л21); Вк-3 — фары на кабине (лампочки Л3, Л31); Вк-4 — левый указатель поворота (лампочки Л4, Л41); Вк-5 — правый указатель поворота (лампочки Л5, Л51); Вк-6 — стоп-сигнал (лампочки Л6, Л61). Выключатели Вк-1 — Вн-5 устанавливаются в кабине на приборной доске, Вк-6 — на педали тормоза. Шр1 — штыревой разъем между кабиной и рамой.



Рис. 3. Ходовая часть модели автомобиля МАЗ-503 и се детали: 1 — фиксатор крепления кабины; 2 — маховик; 3 — муфта; 4 — рама; 5 — подрессорники; б — кронштейн для крепления кузова; 7 — задний мост; 8 — промежуточный вал; 9 — кронштейн для шарнирного крепления кабины; 10 — фиксатор установки кабины; 11 — моторама (дюралюминий Д16Т); 12 — заклепка (Ст. 3); 13 — передние рессоры; 14 — задние рессоры; 15 — узлы крепления задних рессор; 16 — узлы крепления передних рессор; 17 — передний мост; 18 — пластина крепления рессор к мосту; 19 — буфер.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100